Что такое прогрессивная шкала налогообложения в России и в чем ее опасность? Косвенное налогообложение

К категории косвенных налогов и сборов относят: налог на добавленную стоимость, разные виды акцизов, налоги на наследство, налоги на сделки с недвижимостью и долговыми бумагами, таможенные и государственные пошлины. Данные виды сборов закладываются в стоимость товаров или услуг, фактически оплачиваются покупателями и после перечисляются в казну.

Понятие и особенности косвенного налогообложения

Косвенные налоги необходимы для равномерного распределения налогового бремени между продавцами и покупателями. Налогооблагаемое лицо (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо) и налогоплательщик — различные субъекты. То есть, непрямые налоги выполняют функцию компенсации, т.к. покупатель оплачивает продавцу сумму налога, заложенную в стоимость товаров или услуг. Продавец, в свою очередь, обязан перечислить в местный бюджет сумму полученного налога до первого числа месяца, который следует за отчетным кварталом.

Особенностями косвенных налогов являются их высокая собираемость (любые нарушения торговых операций выявляются очень быстро), а также скорость перечисления в казну.

Расчет суммы косвенных налогов, которые необходимо перечислять в бюджет, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Виды косвенных налогов

Непрямое налогообложение включает следующие виды налогов:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС). Это сумма, которая добавляется к стоимости продукции или услуг, реализуемых предприятием. Чаще всего применяется 18%-ставка налога, на ряд детских и продовольственных товаров устанавливается ставка 10%, экспорт облагается налогом по нулевой ставке. Существуют виды деятельности, освобожденных от уплаты НДС.
  • Акцизы. Сбор, который применяется в производстве товаров (алкоголя, табачной продукции, топлива, автомобилей) и включается в стоимость реализации. Размер акцизов может достигать 30-50% от стоимости. Различают акцизы универсальные (на весь оборот) и индивидуальные (на конкретный товар или группу товаров).
  • Таможенные сборы и пошлины (экспортные, импортные, на транзит). Обязательные платежи, взимаемые за товары, пересекающие границу. Размер и перечень платежей определяется таможенным кодексом ТС, зависит от назначения и классификации товара, стоимости задекларированной партии.
  • Государственные пошлины. Фиксированные суммы, которые должны платить физические лица или фирмы за оказание услуг государственными органами (регистрация ИП или юридического лица, нотариальные услуги, сборы при обращении в суд, регистрация автомобилей, регистрация в ЗАГСе и пр.).

Плюсы и минусы применения косвенного налогообложения

Плюсами косвенных налогов являются: быстрое пополнение местных бюджетов и общность налогообложения (потребитель в любом случае выплатит налог, приобретая товар или оплачивая услугу).

Недостатки: косвенный налог не пропорционален доходу отдельного потребителя, т.к. уже заложен в цену конкретного товара. Люди с высоким, и с низким доходом должны платить одинаковую сумму налога.

Доброго времени суток, дорогие друзья! С вами снова Влад Новиков, и сегодня мы поговорим про налоги прямые и косвенные. Думаю, эта информация будет весьма полезна тем, кто занимается коммерческой деятельностью или только планирует начать свой собственный бизнес.

С данной статьи вы узнаете:

— базовые понятия, касающиеся налогообложения;
— принципы классификации налогов;
— какая разница между прямыми и косвенными налогами (плюсы и минусы);
— также вы узнаете про идеальную систему налогообложения !

Но вначале давайте вкратце разберем, что же такое прямые и косвенные налоги, дабы иметь некий базис, от которого можно отталкиваться в дальнейших суждениях.

Если говорить простыми словами то прямые налоги – это отчисление в пользу государства, которые налогоплательщик платит из своего кармана.

Следовательно, косвенные налоги – это платежи, финансовая ноша от которых перекладывается с налогоплательщика на его клиентов посредством включения таких налогов в стоимость услуг и/или товаров. Простой пример – это акциз на табачные изделия. Деньги берутся с кармана покупателя, но платеж в государственный бюджет делает продавец.

Методику, по которой мы будем изучать налоги прямые и косвенные, позаимствована у первого из рода философов – великого Сократа.

Сократ – это ионийский (древнегреческий) мудрец, живший в Афинах с 469 года до н. е., по 399 год до н. е., который заложил фундамент для всей современной научной системы познания. Заменив мистический подход изучения всего и вся рационализмом.

Согласно концепции познания величайшего из мудрецов, процесс изучения и передачи информации делится на несколько этапов:

Во-первых, — нужно определиться говорят ли участники процесса на одном языке. Имеется в виду, тождественны ли определения и понятия, которыми оперируют люди, говоря об одном и том же.

Во-вторых, — нужно разделить изучаемый объект(ы) на составляющие и рассмотреть его достоинства и недостатки, чтобы понять что он из себя представляет.

В-третьих, — необходимо систематизировать изученное знание и сделать выводы, дабы понять степень полезности объекта, если такова имеется.

Как-как вы говорите это называется? (базовые понятия).

Приступим к первому этапу – дадим определения основным понятиям, которые используются при рассуждениях о налогах, чтобы убедится, что мы говорим об одном и том же.

Налог (пошлина) – это безвозмездный платеж, взимаемый в обязательном порядке государством с частного или юридического лица. В идеале, это отчисление в общую «кассу», из которой деньги распределяться на создание и развитие общих благ.

Налоговая система (НС) – законодательно урегулированная система взаимодействия государства и налогоплательщика, включающая в себя: правила изымания налогов; правила их распределения; а также выгоды и санкции, касающиеся данного процесса.

Объект налогообложения (ОН) – это некий объект, имеющий физическую, количественную или ценовую характеристики, которые обуславливают необходимость уплаты налога частным или юридическим лицом, если они обладают (используют) данный объект.

Налогоплательщик или субъект налогообложения – это частное или юридическое лицо, которое в рамках действующей НС обязано уплачивать налоги.

Классификация – разделение объекта или объектов на составные части и/или объединение их в рамках одной категории. Например: дерево – яблоня или дуб, деньги – наличные и электронные, налоги — прямые и косвенные.

Налоговая ставка – размер или величина отчислений в бюджет.

Чтобы закрепить материал, давайте применим изученное на практике.

Относительно инвестиционного налога, то имеется в виду торговля ценными бумагами или материальными ресурсами (нефть, золото, бананы) на фондовых биржах. Об одном из таких видов торговля писалось в статье . Прочтите ее на досуге, если вас интересует данный вопрос.


Группа №2. Это доходы с будущего (предполагаемого) дохода. К таким относят все платежи, где налогооблагаемым объектом выступает потенциально возможный доход, который тот или иной налогоплательщик может получить посредством использования неких активов. Иными словами — это налог на имущество, которое может приносить прибыль. Следует отметить, взимание налога обязательно, даже в тех случаях, когда налогоплательщик не получил никакого дохода (прибыли).

К таким налогам относят:
— земельный налог;
— плата за использование полезных (ископаемых) ресурсов;
— налог на транспорт (дорожный или экологический сбор);
— налог с недвижимости.

Если еще несколько нюансов, но мы их разберем когда будем рассматривать вопрос относительно того, чем отличаются прямые налоги от косвенных.

Косвенные налоги – это обязательные платежи, которые уплачивает налогоплательщик, но в данном случае финансовое бремя этих платежей перекладывается на третье лицо (покупателя, клиента), которое уплачивает эти платежи налогоплательщику, а он, в свою очередь, отдает их государству.

К примеру, продавец (субъект налогообложения) продает своему клиенту литр молока (объект налогообложения), в цене которой уже заложен НДС (налог на дополнительную стоимость). Таким образом, покупатель оплачивает НДС, но платеж в государственный бюджет по этому налогу делает продавец.

Косвенные налоги, как и прямые, можно сгруппировать по некоторым признакам:

Группа №1. Универсальные – это обязательная прибавка к стоимости для всех услуг и товаров (возможны исключения). Самым ярким и известным примером такого налога выступает ранее рассмотренный НДС. Он же самый спорный и неоднозначный.

Группа №2. Индивидуальные – это косвенные налоги, применяющиеся лишь для некоторых услуг и товаров. Пример таких пошлин:
— налог с купли-продажи недвижимости;
— акцизы;
— налог взымаемый при приобретении ювелирных изделий (налог на роскошь).

Группа №3 . Фискальные – это платежи, взимаемые государством при выдаче определенных государственных разрешительных документов. Например:
— платежи за оформление некой документации (государством);
— лицензирование;
— оплата за получения разрешений (строительство, добыча/использование полезных ископаемых).

Группа №4 . Таможенные пошлины – это, по сути, плата за пересечение государственной (иногда административной) границы объектом налогообложения. Также такой налог еще называют «растаможкой». Примеры таможенного налога — это обязательные платежи при покупке заграницей и последующего ввоза на территорию РФ авто, бытовой техники, электроники, мяса и т.п.

Как денежку делить будем? Соотношение прямых и косвенных налогов в бюджете РФ.

Не буду долго томить и скажу сразу — в России соотношение прямых и косвенных налогов где-то 30% к 70% в пользу косвенных платежей. Схожая ситуация в латиноамериканских странах и в западной части ЕС. Хорошо это или плохо… давайте подумаем.

Но вначале рассмотрим, как распределяют налоги прямые и косвенные в мире. По данному критерию все государства можно разделить на 4 условные группы:

Первая группа – это так званые «англо-саксы» : США, Австралия, Великобритания, Канада и прочее. Их модель подразумевает доминирование прямых налогов над косвенными (≃ 70% к 30%). При этом, как правило, в этих странах платежей от физических лиц больше, нежели налоговых поступлений от юридических лиц.

Вторая группа – это евроконтинентальная модель НС: Германия, Австрия, Бельгия и Франция. В этих странах платежи от косвенных налогов в несколько раз больше чем платежи от прямых налогов. Что во многом объясняется сильной социальной направленностью данных государств, вследствие которой многие платежи перекладываться на третье лицо. Как при том же медицинском или социальном страховании.

Третья группа – латиноамериканская модель : Боли, Чили, Перу и прочее. В рамках данной НС государства обкладывают налогоплательщиков традиционными косвенными налогами. Поскольку считается, что они способны компенсировать высокую инфляцию национальных валют.

Четвертая группа – смешанная модель.
Откровенно говоря – это даже не модель, а простое и скорее всего случайное сочетание признаков трех предыдущих моделей. Что характерно для развивающихся или нестабильных (новых) государств. Так как в них нет стратегии развития экономики, и часто меняются лидеры. Потому там попросту некому балансировать разные виды налогов, прямые и косвенные, в рамках какой-либо эффективной модели развития налоговой системы.

Относительно России, то так говорилось ранее, соотношение прямых и косвенных налогов здесь — это сочетание двух моделей. Из одной (евроконтинентальная модель) взято излишнее социальное бремя — в РФ огромное число госслужащих (40 млн.) и большое количество пенсионеров. И одновременно с этим, бремя налоговой нагрузки перекладывается на конечных потребителей товаров и услуг посредством косвенных платежей (латиноамериканская модель).

Как следствие, экономика РФ стремится к простой формуле:

большие цены + маленькие зарплаты=экономический кризис и социальная напряженность .

Что с этого выходит — описано в книгах Сорокина П.А. Однако все не так плохо, так как в последние несколько лет заметна тенденция на увеличение доли прямых налогов.

Вердикт по России: хотите зарабатывать – становитесь предпринимателем, а не конечным потребителем. Дабы переложить налоги на третье лицо.

Правда, тут может возникнуть два вопроса:
1. Каким именно бизнесом заняться?
2. Откуда взять деньги на стартовой капитал?

По первому вопросу – это дело индивидуальное. Выбирайте то, в чем хорошо разбираетесь и то, что приносит удовольствие.

По второму вопросу я уже давал ответ в статье

Да это сложно и требует предпринимательской жилки, но, тем не менее — это лучше, нежели среднестатистическая зарплата. С который вы платите прямые налоги за себя и косвенные за предпринимателей!

Виды налогов: прямые и косвенные. Какой лучше и почему?

Пришло время сравнить прямые и косвенные налоги, дабы понять какой лучше.

Для начала рассмотрим главные плюсы прямых налогов:

— простота подсчета;
— простота сбора (процессуальная);
— легко определить их влияние на экономику.

Теперь минусы:

— их очень часто не платят как в рамках действующего законодательства, так и обходя его;
— трудности с привязкой к прибыли (спорно);
— неэффективны при кризисе или стагнации экономики.

Относительно спорного момента. Двоякость в том, что прямы доходы платятся вне зависимости от того есть прибыль в налогоплательщика или нет, что вроде бы несправедливо. Но с другой стороны – это стимулирует экономическую активность. А это очень хорошо!

Перейдем к косвенным налогам. Их достоинства таковы:

— помогают покрывать колоссальные государственные издержки;
— стимулируют/спасают бизнес;
— малое число неплательщиков (по косвенным налогам).

Ну и соответственно рассмотрим минусы этого вида налоговых отчислений:

— процессуальная сложность сбора (если много контрагентов в цепочке между потребителем государством);
— налоговое бремя распределяется неравномерно (бедные платят почти все, богатые почти ничего);
— сильно зависят от покупательского спроса.

С моей точки зрения, налоги прямые и косвенные во многом обратно пропорциональны друг другу. Где один хорош — там второй плохой и наоборот. Например, прямые пошлины более или менее равномерно распределены между бедными и богатыми, та как платится процент от доходов и/или имущества. Но в то же время они становятся бременем, если нет экономического развития.

В это же время косвенные налоги стимулируют развитие экономики в плохое или кризисное время. Вот только это делается не за счет большого капитала, а за счет простого и, как правило, бедного населения.

Что из этого лучше, затрудняюсь сказать. Да и не хочу выбирать, поскольку знаю иную модель налоговой системы, которая вобрала в себя все плюсы обеих видов, избавившись от их недостатков.

Идеальная налоговая система!

О том, что я собой представляю, писалось ранее в статье о моей . Поэтому повторяться не буду. Скажу лишь, что моя точка зрения – это точка зрения действующего предпринимателя с успешной практикой открытия и ведения собственного бизнеса.

Следовательно, я знаю, о чем говорю, в отличие от «экспертов-теоретиков».

А говорю я о «Инфляционном налоге ». Его концепция чрезвычайно проста — вместо того, чтобы печать деньги, давать их людям, а потом собирать в государственный бюджет, можно просто печать деньги напрямую для финансирования госбюджета — без посредников в виде налогоплательщика, налоговой системы и других фискальных служб.

Что из этого выйдет? То, что налогом, грубо говоря, станет инфляция рубля, которая будет «съедать» в равной мере часть финансовых ресурсов у всех держателей рублевых денег и у тех, кто имеет некие ресурсы (имущество), чья стоимость номинируется в рублях.

При этом данный налог полностью уравнивает перед налоговой системой бедных и богатых, так как он отнимает у всех некий процент от их богатства. Например, если у вас 100 миллионов рублей, а инфляционный налог 10%, то вы потеряете именно эти 10% — 10 млн. рублей. И в то же время, если у вас 100 рублей, то вы потеряете те же 10% — 10 рублей. Идеальный уравнитель!

Плюсы инфляционного налога:

1. Простота сбора . Налоговая служба и все что с ней связано, становится ненужным. Поскольку налоги собирать не нужно!

2. Исчезновение налоговых правонарушений ! Как нарушать то, чего нет?

3. Инфляционный сбор вберет в себя налоги прямые и косвенные в том, что касается их достоинств. А значит, он будет стимулировать экономическое развитие и одновременно с этим уровняет бедных и богатых .

Разумеется, у этого налога есть и недостатки, точнее два недостатка:

  1. Его можно обойти, переведя деньги в другую валюту. Но это компенсируется введением комиссии на транзакции в иностранных валютах.
  2. Рефлексия богачей. Им этот налог невыгоден, потому они всеми возможными способами будут противодействовать его введению. Собственно поэтому его все еще не используют ни в одной стране, хотя данную концепцию разработали достаточно давно.

Апология (не Сократа)

Итак, следуя завету Сократу, мы изучили налоги прямые и косвенные, дав определения основным терминам, относящимся к системе налогообложения, и сгруппировав ее составляющие в отдельные группы. Все это дало возможность понять, как обстоит дело с данным вопросом в России, и куда ей нужно двигаться дальше. Следовательно, мы в полной мере разобрались в данном вопросе.


17. В стране действует прогрессивная система налогообложения. Доход до 20 тыс. ден. ед. облагается налогом в 15%. Доход от 20 тыс. до 30 тыс. ден. ед. облагается налогом в размере 25%. Доход в размере более 30 тыс. ден. ед. облагается налогом в 35%. Гражданин Иванов получил доход в размере 36 тыс. ден. ед. и заплатил налог в размере 6,5 тыс. ден. ед. Сколько денег недополучило государство?

18. МРС = 0,5. Определите, чему равен мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор? Почему налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов?

19. Предприниматель использует труд 10 рабочих и платит каждому 20 000 тыс. ден. ед. в месяц. Ставки налогов: единого социального – 26%, подоходного – 13%. Какую сумму недополучает государство в виде налогов, если половина рабочих не оформлена?

20. Динамика между изменением потребления и дохода представлена в табл. 10.6. По имеющимся данным:

а) нарисуйте кривую потребления и определите, чему равен
угол ее наклона;

б) чему равна величина MPS;

в) чему равен мультипликатор расходов?

г) чему равен налоговый мультипликатор?

г) пусть ввели налог, не зависимый от уровня дохода, в размере 10 млн. ден. ед. Как при этом изменится мультипликатор расходов? Налоговый мультипликатор? Как это отразится на экономической ситуации в стране?

Таблица 10.6

21. Почему считается, что государственный бюджет – наглядное подтверждение теории общественного выбора? Прокомментируйте выражение: «Принятый бюджет – это всегда компромисс».

22. Выделите в порядке значимости четыре основных источника доходов государственного бюджета развитых стран:

а) доходы от государственной собственности;

б) налог на наследство;

в) чистые поступления от привлечения средств с рынка свободных капиталов;

г) налог на добавленную стоимость;

д) таможенные пошлины;

е) налог на имущество;

ж) социальные взносы;

з) налог на операции с ценными бумагами;

и) налог на прибыль компаний;

к) налог на личные доходы.

23. Назовите в порядке значимости три главные статьи расходов государственного бюджета:

а) административно-управленческие расходы;

б) выплаты по государственному долгу;

в) займы и помощь иностранным государствам;

г) расходы на социальные услуги (образование, пенсии и т.д.);

д) оборона страны;

е) государственные инвестиции;

ж) расходы на охрану и улучшение окружающей среды.

24. В стране действует пропорциональная система налогообложения. Ставка подоходного налога 15%. Реальные доходы населения 1300 ден. ед. Государственные расходы 190 млн. ден. ед. По подсчетам специалистов доходы населения в условиях полной занятости составят 2000 ден. ед. Структурное состояние бюджета:

а) профицит 5 млн. ден. ед.;

б) дефицит 5 млн. ден. ед.;

в) профицит 110 млн. ден. ед.;

г) профицит 700 млн. ден. ед.

25. Проанализируйте следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

а) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

б) кредиты международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте;

г) кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях;

д) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

е) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

ж) реализация части государственного имущества.

Определите, какие из перечисленных источников покрытия дефицита относятся к внутренним, а какие - к внешним.

26. Правительство получило займ на сумму 2 млн. ден. ед. под 10% годовых на 10 лет. Эти средства предполагают использовать для финансирования проектов, которые ежегодно будут приносить прирост ВВП в размере 0,6 млн. ден. ед. в течение 10 лет. Государственный долг увеличился на:

а) 1,4 млн. ден. ед.;

б) 1,8 млн. ден. ед.;

в) 2 млн. ден. ед.;

г) 4 млн. ден. ед.

27. Прокомментируйте утверждение: «Заимствования государства на внешнем рынке всегда приводят к утрате самостоятельной экономической политики и подчинению интересам кредиторов». Приведите примеры, подтверждающие это утверждение, опираясь на экономическую историю современной России.

28. На основании данных, приведенных в табл. 10.7, рассчитайте темпы роста ВВП и государственного долга и сделайте выводы о перспективах погашения государственного долга?

Таблица 10.7

19. Правительство получило займ на сумму 2 млн. ден. ед. под 10% годовых. Эти средства будут направлены на финансирование проекта, который ежегодно будет приносить прирост ВВП в размере 0,6 млн. ден. ед. Через сколько лет страна погасит долг.

20. Экономика описана следующими данными: реальная ставка процента равна 3%, темп роста реального ВНП 7%, соотношение «долг/ВНП» составляет 50%, а первичный дефицит государственного бюджета 5% от ВНП. Определите, будет ли соотношение «долг/ ВНП» возрастать или снижаться?

Тесты

1. Бюджетная система РФ является:

а) одноуровневой;

б) двухуровневой;

в) трехуровневой;

г) четырехуровневой.

2. Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:

а) сглаживание колебаний экономического цикла;

б) стабилизация темпов экономического роста;

в) обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции;

г) все вышеперечисленное.

3. Какой налог является источником формирования государственных внебюджетных социальных фондов:

а) налог на доходы физических лиц;

б) налог на имущество организаций;

в) единый социальный налог;

г) налог на прибыль организаций.

4. По мнению монетаристов, фискальная политика государства может оказаться неэффективной, так как:

а) инвестиционные расходы не чувствительны к изменениям процентной ставки;

б) заимствуя деньги у населения для финансирования бюджетного профицита, государство способствует повышению процентной ставки и провоцирует эффект вытеснения;

в) заимствуя деньги у населения для финансирования бюджетного дефицита, государство способствует повышению процентной ставки и провоцирует эффект вытеснения;

г) эффект вытеснения в результате стимулирующей фискальной политики невелик, так как кривая спроса на инвестиции относительно крутая.

5. Если правительство изменяет размеры налоговых ставок и государственных расходов, то регулирование экономики осуществляется методами:

а) автоматической фискальной политики;

б) политики встроенных стабилизаторов;

в) дискреционной фискальной политики;

г) монетарной политики.

6. Дискреционная фискальная политика предполагает:

а) автоматическое саморегулирование;

б) действие государства по своему усмотрению;

в) расширение денежной массы;

г) сужение денежной массы.

7. Встроенные стабилизаторы действуют в рамках:

а) дискреционной фискальной политики;

б) автоматической фискальной политики;

в) кредитной экспансии;

г) кредитной рестрикции.

8. К автоматическим (встроенным) стабилизаторам относят:

а) расходы госбюджета на ВПК;

б) прогрессивное налогообложение;

в) косвенные налоги;

г) расходы госбюджета на здравоохранение и образование.

9. Для преодоления экономического спада государство проводит:

а) стимулирующую автоматическую фискальную политику;

б) стимулирующую дискреционную фискальную политику;

в) сдерживающую дискреционную фискальную политику;

г) сдерживающую автоматическую фискальную политику.

10. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика предполагает:

а) рост государственных расходов;

б) снижение налогов;

в) одновременное увеличение налогов и государственных расходов;

г) рост налогов и снижение государственных расходов.

11. К стимулирующей бюджетно-налоговой политике относится:

а) увеличение налогов;

б) увеличение государственных расходов при снижении налогов;

в) сокращение расходов государства;

г) снижение и налогов, и государственных расходов.

12. Инструментом сдерживающей фискальной политики является:

а) повышение нормы обязательных резервов;

б) повышение налоговых ставок;

в) увеличение трансфертов;

г) новые займы.

13. Мультипликатор государственных расходов:

а) равен мультипликатору инвестиций;

б) равен налоговому мультипликатору;

в) равен мультипликатору трансфертов;

г) не связан с данными величинами.

14. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то налоговый мультипликатор:

а) равен -2;

б) равен -3;

в) равен -4;

г) равен -5.

15. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то мультипликатор государственных расходов:

а) равен 2;

б) равен 3;

в) равен 4;

г) равен 5.

16. Прямой налог:

а) взимается с непосредственного владельца объекта налогообложения;

б) уплачивается конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных средств государству;

17. Косвенный налог:

а) уплачивается конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных средств государству;

б) взимается с непосредственного владельца объекта налогообложения;

в) это такой налог, у которого ставка увеличивается по мере роста объекта налога;

г) это такой налог, у которого ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения.

18. Подоходный налог – это:

а) косвенный налог;

б) прямой налог;

в) пропорциональный налог;

г) прогрессивный налог.

19. Налог на прибыль – это:

а) прямой налог;

б) косвенный налог;

в) пропорциональный налог;

г) прогрессивный налог.

20. Налог на добавленную стоимость – это:

а) прямой налог;

б) прогрессивный налог;

в) косвенный налог;

г) регрессивный налог.

21. К акцизам относится:

а) налог на наследство;

б) налог на добавленную стоимость;

в) налог на имущество;

г) налог, начисляемый на табак.

22. Прямым налогом является:

а) таможенная пошлина;

б) налог на наследство;

в) налог с продаж;

23. Косвенным налогом является:

а) налог с продаж;

б) подоходный налог;

в) налог на прибыль;

г) налог на дарения.

24. Прямые налоги ориентированы на:

б) сделки;

в) личную работоспособность;

г) торговлю.

25. Косвенные налоги ориентированы на:

в) личную работоспособность;

г) коллективную работоспособность.

26. Акцизный налог оплачивают:

а) потребители данного товара;

б) все налогоплательщики;

в) лица с высоким уровнем доходов;

г) иностранные граждане, чьи фирмы функционируют на территории данной страны.

27. К прямым налогам можно отнести:

а) акцизный налог;

б) налог на доход от собственности;

в) таможенную пошлину;

г) налог на добавленную стоимость.

28. При прогрессивной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов:

а) увеличивается;

б) не изменяется;

в) изменяется, если доля лиц с высоким уровнем доходов достаточно велика;

г) уменьшается.

29. При пропорциональной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов:

а) не изменяется;

б) уменьшается;

в) увеличивается;

30. При регрессивной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов:

а) не изменяется;

б) увеличивается;

в) уменьшается;

г) изменяется, если доля лиц с высоким уровнем доходов достаточно велика.

31. Рост налоговых ставок:

а) заставляет предпринимателя больше трудиться, чтобы заплатить налоги;

б) способствует росту ВВП;

в) уменьшает деловую активность;

г) способствует постоянному росту налоговых поступлений в государственный бюджет.

32. Если налоговая ставка повысилась, то:

а)поступления в госбюджет будут обязательно увеличиваться;

б)поступления в госбюджет будут автоматически сокращаться с ростом ставки, так как это ведет к уменьшению прибыли;

в) поступления в бюджет не зависят от размера налоговой ставки;

г) поступления в бюджет сначала увеличиваются, а затем сокращают­ся, так как начинает сужаться налоговая база, с которой взимается налог.

33. Правительство страны, снижая налоги, добивается цели:

а) не допустить «перегрева» экономики;

б) замедлить темп инфляции;

в) снизить уровень безработицы;

г) замедлить быстрый рост процентных ставок.

34. Кривая Лаффера характеризует:

а) неравенство в распределении доходов в стране;

б) связь между уровнем безработицы и объемом ВНП;

в) связь между уровнем безработицы и уровнем инфляции;

г) связь между размером налоговой ставки и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет.

35. Если налоги на предпринимательство растут, то:

а) совокупный спрос сокращается, а совокупное предложение не меняется;

б) совокупное предложение сокращается, а совокупный спрос не ме­няется;

в) сокращаются и совокупное предложение, и совокупный спрос;

г)растут совокупное предложение и совокупный спрос.

36. Государственный бюджет это:

а) все суммы, поступившие в казну;

б) перечень государственных доходов;

в) финансовый план государства, сопоставляющий ожидаемые доходы и расходы;

г) бюджеты субъектов Федерации.

37. В качестве третьего уровня бюджетной системы РФ выступают:

а) бюджеты субъектов РФ;

б) бюджеты предприятий;

в) местные бюджеты;

г) бюджеты внебюджетных фондов.

38. Бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов, называются:

а) дотациями;

б) субвенциями;

в) репарациями;

г) субсидиями.

39. К расходам государственного бюджета относится:

а) отчисления работодателей на социальное страхование;

б) экспортные пошлины;

в) проценты по государственному внешнему долгу;

г) прибыль государственных предприятий.

40. Капитальные расходы бюджета не предполагают:

а) государственную поддержку бюджетов других уровней;

б) ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

в) кредиты иностранным государствам;

г) трансферты населению.

41. Циклически сбалансированный бюджет:

а) будет усиливать циклические колебания в экономике;

б) характеризуется равенством между суммой всех профицитов, образовавшихся в период подъёма, и суммой всех дефицитов, возникающих при рецессии;

в) обеспечивает равенство бюджетных доходов и расходов в каждой фазе экономического цикла;

г) характеризуется равенством между суммой всех дефицитов, образовавшихся в период подъёма, и суммой всех профицитов, возникающих при рецессии.

42. Дефицит бюджета, представляющий собой разность между реальным и структурным дефицитом называется:

а) активным;

б) пассивным;

в) фактическим;

г) циклическим.

8. Если при бюджетном дефиците наблюдается полная занятость, то имеет место:

а) структурный дефицит;

б) циклический дефицит;

в) фактический дефицит;

г) реальный дефицит.

43. К внутренним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

а) кредиты международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте;

б) кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

в) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, предоставленные в иностранной валюте;

г) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.

44. К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

а) государственные займы, осуществляемые путём выпуска государственных ценных бумаг;

б) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска государственных ценных бумаг;

в) кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях;

г) остатки по государственным запасам и резервам.

45. Финансировать бюджетный дефицит в условиях инфляционной экономики предпочтительнее за счет:

а) эмиссии;

б) внешних займов;

в) внутренних займов;

г) выпуска ценных бумаг.

46. Государственный долг – это:

а) общая, накопленная за все годы сумма дефицитов бюджета;

б) сумма внешних займов;

в) сумма внутренних займов;

г) задолженность правительства населению.

47. Величина государственного долга рассчитывается как:

а) сальдо государственного бюджета в текущем году;

б) сумма общего долга всех граждан страны;

в) сумма задолженности предпринимательского сектора остальному миру;

г) сумма непогашенных государством внешних и внутренних обязательств.

48. Долговое бремя – это:

а) сумма бюджетного дефицита;

б) величина государственного долга;

в) отношение государственного долга к ВВП;

г) отношение бюджетного дефицита к ВВП.

49. Изменение условий государственного долга, относящееся к его срокам, называется:

а) конверсией;

б) консолидацией;

в) консенсусом;

г) конвертированием.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Таблица 1.2.1 - Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов

Косвенные налоги – это неотъемлемая часть любой страны, на долю которых приходится значительная часть государственных доходов. Различия находятся лишь в механизме их расчётов и взимания, что связано с различными представлениями в странах о сущности косвенных налогов, сложившихся в результате деления налогов на прямые и косвенные.

Любая классификация условна и имеет недостатки. В особой степени, как отмечает С. Г. Пепеляев, это касается классификации налогов, в которых переплетены политические, юридические и экономические аспекты. Классификации, являющиеся корректными с экономических позиций, зачастую являются несовершенными с политических и правовых позиций.

С этой точки зрения, рассмотрим классификацию налогообложения на прямое и косвенное.

Основное различие прямого и косвенного налогообложения состоит в форме взимания налогов. В этой связи, уместно привести следующее суждение известного российского ученого И. Х. Озерова: «Самый масштаб, которым определяется размер суммы, причитающейся с каждого плательщика, мы оставим в стороне. Смена этих масштабов имеет свою очень интересную историю: сначала таким масштабом была общая имущественная масса; затем последняя распадается на отдельные формы - поземельное владение, обладание недвижимостью, капиталом, размер жалования; выступают как объекты обложения - потребление хлеба, водки, табака, сахара, объем пользования почтовыми учреждениями, железными дорогами и т. д. Все это имеет свою историю, и определяющим моментом здесь являются интересы разных групп, экономический уровень страны и прочее. Но этот вопрос - вопрос о мере, которой измеряется налогоспособность плательщика, рассматривается в другом месте. Допустим, что налогоспособность плательщика измерена, и займемся самим моментом - как сумма, назначенная с того или иного плательщика, переходит в кассу государства. Это вопрос о формах взимания».

Один из видных представителей отечественной финансово-правовой науки И. И. Янжул отмечал, что разделение налогов на прямые и косвенные наиболее общепринято, однако «представляет и наибольшие затруднения для точного определения этих понятий и для правильного распределения между ними отдельных видов обложения».

Рассмотрим еще несколько теоретических точек зрения о косвенном налогообложении. Основоположник отечественной теории налогообложения Н. И. Тургенев в своей работе «Опыт теории налогов» (1818 г.) писал: «Обыкновенно разделяют налоги на непосредственные, или прямые, и на посредственные, или непрямые. Под первыми разумеют те налоги, кои прямо, или непосредственно, налагаются на лицо или на недвижимый капитал. Под последними разумеют те налоги, кои налагаются не прямо на того, кто оные платит, но на товары, в цене коих заключается вместе и налог, так что тот, кто покупает товар, платит вместе с ценою и подать. Сии налоги называются также налогами с потребления».

Н. П. Кучерявенко выделил следующую особенность косвенных налогов: они взимаются в процессе расходования материальных благ, определяются размером потребления, включаются в виде надбавки к цене товара и уплачиваются потребителем. Он считал, что в косвенном налогообложении можно выделить формального и реального плательщика налога. Формальный плательщик – это продавец продукции (работ, услуг), который выступает посредником между государством и потребителем продукции (работ, услуг). Реальный плательщик – потребитель продукции (работ, услуг). По его мнению, данное разграничение можно считать критерием деления налогов на прямые и косвенные: для прямых налогов характерно совпадение формального и фактического налогоплательщиков, для косвенных налогов не совпадение. Еще одним критерием, по мнению Н. П. Кучерявенко, является включение налога в цену продукции (работ, услуг). Согласно нему, прямые налоги включаются в цену продукции еще на стадии производства, а косвенные выступают надбавкой к цене продукции (работ, услуг).

Таким образом, изучив литературу и мнения различных авторов по вопросу классификации налогообложения (на прямое и косвенное), можно сделать вывод, что основой деления налогов является экономическая теория о распределении налогового бремени. В соответствии с ней, прямыми называют те налоги, юридический субъект которых предположительно несет и экономическое бремя налогообложения. В отношении косвенных налогов изначально предполагается, что бремя их будет фактически переложено с лица, уплачивающего налог в бюджет, на какое-то иное лицо - носителя налога.

Так как объектом изучения выступает косвенное налогообложение, рассмотрим преимущества и недостатки косвенных налогов.

У. Петти, английский экономист, родоначальник классической политэкономии в «Трактате о налогах и сборах» обосновал преимущества косвенных налогов следующим образом: «Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого, такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости. Во-вторых, этот налог, если он только не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа. В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. В-четвертых, при этом способе обложения всегда можно иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент».

Недостатком косвенного налогообложения можно считать следующее: косвенные налоги не всегда в полном объеме можно переложить на потребителя, так как нет уверенности в том, что товар по увеличенным ценам будет пользоваться спросом на рынке товаров (работ, услуг).

Приведем сопоставление позитивных и негативных моментов косвенного налогообложения на макроуровне в таблице 1.2.2.

Таблица 1.2.2 - Соотношение позитивных и негативных сторон применения косвенного налогообложения на государственном уровне

Плюсы косвенного налогообложения

Минусы косвенного налогообложения

Приносят государству доход, естественно возрастающий без каких-либо изменений в размерах налогов, лишь вследствие увеличения количества населения и роста благосостояния (А. Н. Гурьева)

Не могут затронуть самую налогоспособную часть доходов – сбережения (А. Н. Гурьева)

Падает на предметы широкого потребления (М. Н. Соболев)

Дестимулирующее влияние на экономический рост, особенно малого предпринимательства (М. Н. Соболев)

Возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей, прогрессивный метод обложения (А. А. Рубанов)

Большие административные расходы по взиманию.

Высокая завуалированность изъятия, когда утрачивается непосредственная зависимость между платежом налога и осознанием этого платежа.

Косвенные налоги обладают обратной прогрессивностью.

Отказ от потребления тех или иных товаров дает возможность плательщикам избежать данного вида налогообложения

Нарушение принципа всеобщности.

Величина уплачиваемых косвенных налогов прямо пропорциональна количеству потребленных товаров и услуг (минус заключается в том, что рост иждивенцев в семье приводит к существенному росту налога).

Уже к концу XIX века сложилось мнение о необходимости совершенствования косвенного налогообложения. По мнению И. И Янжула, который высказывался о косвенном налогообложении следующим образом: «Государство полагает, что потребление плательщиком товара - признак существования в доходах этого плательщика «налогоспособных» частей и ставит налог в зависимость от этого потребления» при организации косвенных налогов необходимо соблюдать шесть правил. Рассмотрим соблюдение этих правил на данный момент в налоговой системе Российской Федерации (Таблица 1.2.3).

Таблица 1.2.3 - Соблюдение правил организации косвенных налогов на сегодняшний день, сформулированных И. И. Янжулом

№ п/п

Принципы современной организации косвенного налогообложения, в т. ч. НДС

Косвенному обложению должны подлежать главным образом предметы второстепенной важности, предметы первой необходимости должны по возможности освобождаться от него. Чем более предмет распространен в потреблении, тем он более необходим и тем менее следует его считать способным к косвенному обложению.

Объектом налогообложения по НДС являются реализация товаров на территории РФ; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Не подлежат налогообложению реализация медицинских товаров; медицинских услуг; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях; продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми; других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и др.

Не должно быть слишком большого числа косвенных налогов, ибо при большом их количестве они имеют тенденцию сдерживать развитие экономики страны

В России к косвенным налогам в настоящее время относятся акцизы, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость.

Косвенные налоги должны распространяться лишь на такие объекты и взиматься лишь в такие моменты, когда есть возможность вовремя уследить за облагаемым предметом. Налог должен поражать предмет прежде, чем он успеет перейти в руки потребителю. Т. е., наилучшими в косвенном обложении должны считаться два способа: во-первых, когда налог целиком уплачивается вперед производителем; во-вторых, когда налог целиком уплачивается продавцом.

При налогообложении НДС применяются оба способа взимания косвенных налогов:

При реализации товара производителем налог уплачивается вперед производителем;

При реализации товара продавцом налог уплачивается продавцом.

Если облагаемый продукт разделяется по качеству и цене, то оклады косвенного налога также должны быть дифференцированы, по возможности прогрессивным образом.

При обложении НДС оклады налога по облагаемым продуктам, имеющим различную цену, дифференцируются применением налоговой ставки. Чем выше цена товара, тем выше налоговый оклад по реализуемым товарам.

Продолжение таблицы 1.2.3

Высота окладов должна соотноситься как с характером облагаемых предметов, так и с величиной потребности в них. При этом она не должна вредить доходности косвенного налога, т. е. не должна переходить той границы, за которой вследствие чрезмерного уменьшения потребления данного продукта доход от его обложения начинает падать.

Данное правило соблюдается установлением пониженных ставок по НДС (в России - 10%) при реализации продовольственных товаров (кроме подакцизных), товаров для детей по установленному перечню.

Косвенное обложение предметов отечественного производства должно сопровождаться установлением соответствующих таможенных пошлин на импортируемые предметы.

Действие принципа «по стране назначения», при котором налогом облагаются импортируемые товары при пересечении границы, обеспечивает конкурентоспособность предметов отечественного производства.

Большинство правил, сформулированных И. И.Янжулом, являются актуальными и на сегодняшний день: например, не подлежит обложением налогом на добавленную стоимость реализация социально значимых товаров и услуг; в России можно выделить основной косвенный налог – НДС; при налогообложении НДС соблюдается правило взимания косвенных налогов производителями или продавцами, уплата осуществляется и производителями, и продавцами на всех стадиях реализации товаров; применяется твердая ставка при взимании НДС, в результате чего, сумма НДС увеличивается пропорционально увеличению цены продукта, на которой начисляется налог; на соотношение спроса и предложения оказывает непосредственное влияние величина ставки НДС (так как налог увеличивает цену товара); проблема импорта и экспорта решается установлением принципа «страны назначения», таможенные пошлины дифференцируются в целях поддержки отечественного производителя.

На рисунке 1.2.3 представлены основные факторы, которые способствуют поиску подходов к выбору оптимального налога из системы косвенного налогообложения.

Рисунок 1.2.3 - Основные факторы, способствующие поиску подходов к выбору оптимального налога из системы косвенного налогообложения

На рисунке 1.2.4 отображены аспекты взаимодействия недостатков и достоинств косвенного налогообложения с представленными факторами косвенных налогов.

Рисунок 1.2.4 – Сопоставление основных факторов, с учетом которых должен устанавливаться косвенный налог в современных условиях, с общими недостатками косвенного налогообложения.

Вопросы, касающиеся косвенных налогов в системе налогообложения, его значение в государственном регулировании экономики, а также аспекты формирования наиболее эффективной и совершенной системы налогообложения исследуются и на сегодняшний день множеством ученых и практиков.

Применение косвенного налогообложения как инструмента оптимизации состояния экономики было вызвано, главным образом, возникшей необходимостью гармонизации собственной налоговой системы с налоговыми системами стран Европы и Америки, а также возможностью увеличить доходность бюджетов и достичь высокого уровня систематизации бюджетных доходов государства.

Нынешняя налоговая система Российской Федерации представлена следующими косвенными налогами: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

При этом наиболее значимым во все времена и на сегодняшний день считается налог на добавленную стоимость, выступающий объектом изучения как на макро-, мезо, так и микроуровнях.

Характерной чертой налога на добавленную стоимость является свойство всех косвенных налогов – переложение налогового бремени с налогоплательщика на иное лицо в ходе обменных и распределительных процессов. Что приводит к тому, что окончательным плательщиком налога становится лицо, приобретающее тот или иной товар, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

При этом выделяется две возможности переложения налогов:

С продавца на покупателя, что чаше всего происходит при косвенном налогообложении;

С покупателя на продавца.

Вторая ситуация возникает, если цена на товар из-за завышенных ставок налогов, например акцизов, превосходит платежеспособность покупателя.

Степень обременительности косвенных налогов должна определяться исходя из той доли валового дохода потребителей, которая может быть изъята без ущерба для воспроизводства населения страны и обеспечения приемлемой нормы накопления. У большинства экономистов сложилось мнение о том, что косвенные налоги имеют большую фискальную направленность, чем прямые налоги. При этом косвенным налогам также отводится инфляционная роль, поскольку рост цен сопровождается ростом поступлений от косвенного налогообложения (в наибольшей мере свойственно инфляционной экономике с встроенным механизмом защиты доходов бюджета от обесценения). (Рисунок 1.2.5)

Налог на добавленную стоимость является наиболее удачным примером косвенного налога. Механизм его взимания исключает налогообложение материальных затрат, в связи с чем НДС теоретически не влияет на общие и предельные издержки и не угнетает производство, а также обеспечивает возврат налогоплательщику сумм НДС, уплаченных при обеспечении нужд производства, так, что, в конечном счете, тяжесть налога несет покупатель, приобретающий товар для нужд собственного потребления, а не для производства. В связи с этим, теоретически, НДС не влияет на производство, однако, на практике, различие ставок и условий налогообложения, включает НДС в состав действенных механизмов налогового регулирования не только спроса, но и предложения.

Механизм взимания НДС исключает из налогообложения межотраслевые потоки ценностей (в случаях применения одинаковой ставки НДС и условий взимания). НДС как универсальный акциз облагает по существу все потребление, в то время как акциз на отдельные виды товаров усугубляет налоговое давление и ограничивает производство и потребление подакцизных продуктов.

Современными учеными отмечается также, что косвенные налоги переносятся на конечного потребителя и в зависимости от степени спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньше часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов ведет к сокращению потребления. При высокой эластичности предложения рост косвенных налогов может привести к сокращению размеров чистой прибыли, вызвать сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Рисунок 1.2.5 – Общая характеристика косвенного налогообложения

На основе обобщения знаний о косвенном налогообложении можно сделать вывод, что косвенные налоги – это группа налогов, устанавливаемых государством на предметы потребления в виде надбавки к цене, формируемой налогоплательщиком на разных стадиях продвижения товаров (работ, услуг) к потребителю (носителю налога), за счет которой осуществляется переложение налогов на потребителей. Косвенные формы налогообложения являются, в первую очередь, регулятором спроса и в этом качестве широко применяются в налоговой политике.

Косвенные налоги определяют значительную долю налогового бремени предприятий различных отраслей. В данном аспекте возникает необходимость определения и изучения категории «налоговое бремя».

Налоговые затраты являются основным ограничителем прибыли предприятия и одновременно одним из основных факторов, влияющих на объем предложения, поэтому принятие управленческих решений руководством предприятия невозможно без детального анализа как уже имеющегося налогового бремени (прямые налоги, наиболее поддающиеся прогнозированию: НДФЛ, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.), так и его величины на перспективу с учетом косвенного налогообложения.

Налоговое бремя – это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.

На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту. Общемировая практика показывает, что средний уровень налогового бремени должен составлять не более 50 %.

Показатель налогового бремени на микроуровне показывает какую часть своего совокупного дохода налогоплательщик уплачивает в бюджет государства.

Таким образом, налоговое бремя налогоплательщика представляет собой отношение суммы всех начисленных и уплаченных налоговых платежей к его полученному совокупному доходу.

В целях исследования категории «налоговое бремя» необходимо рассмотреть его составные элементы, наиболее часто используемые в экономической литературе: «налоговые затраты», «налоговые издержки» и «налоговые расходы».

Применительно к налогообложению, в частности к косвенному, понятие налоговые издержки шире категории налоговые затраты, налоговые расходы же представляют собой налоговые затраты после их фактической оплаты (Рисунок 1.2.6).


Рисунок 1.2.6 – Структура и алгоритм формирования категории «налоговое бремя»

Однако, следует различать понятие и содержание категории «налоговое бремя» для целей налогообложения и управленческого учета (в рамках построения управленческой системы).

Налоговое бремя с позиций управленческого учета – это совокупность налоговых расходов предприятия, связанных с возникновением, обслуживанием и исполнением обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов) перед бюджетом по отношению к совокупному доходу хозяйствующего субъекта.

В данном аспекте в налоговом бремени можно выделить три основополагающие части:

Основная;

Дополнительная;

Факультативная. (Рисунок 1.2.7)


Рисунок 1.2.7 – Содержание налогового бремени с точки зрения управленческого учета

Наибольший удельный вес в налоговом бремени микро - и макроуровнях занимают платежи по косвенным налогам. Таким образом, последние формируют налоговую нагрузку предприятия, для эффективной оценки и управления которой важное значение приобретает формирование управленческой системы косвенного налогообложения.

1.2.2 Формирование и определение добавленной стоимости как объекта косвенного налогообложения

В основе исчисления налога на добавленную стоимость лежит такая категория, как «добавленная стоимость». Налоговое законодательство РФ не дает толкование данному понятию, что влечет за собой неопределенность в трактовке этой категории. Поэтому трактовать его необходимо изначально через понятия «стоимость» и «себестоимость».

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства их природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Добавленная же стоимость представляет собой стоимость, созданную предприятием при производстве продукции, то есть часть себестоимости, которая может складываться из таких затрат, как амортизационные отчисления, заработная плата работников, планируемая норма прибыли, страховые взносы и другие налоги, включаемые в себестоимость. Отразим на рисунке 1.2.8 основные составляющие стоимости и добавленной стоимости.

Рисунок 1.2.8 – Структура стоимости и добавленной стоимости продукции

Показатель добавленной стоимости представляет собой один из важнейших показателей системы национальных счетов, широко применяется в статистике промышленности зарубежных стран Западной Европы и используется для исчисления мировых и региональных индексов промышленного производства статистической комиссией ООН.

Анализ зарубежного опыта показывает, что содержание понятия «добавленная стоимость» практически совпадает с аналогичным понятием, используемым в России.

В научно-методической литературе понятие «добавленная стоимость» рассматривается с различных позиций (Таблица 1.2.4).

Таблица 1.2.4 – Направления исследования категории «добавленной стоимости» в научной литературе

«добавленная стоимость»

Та часть капитала, которая превращается в средства производства, т. е. в сырой материал, вспомогательные материалы и средства труда в процессе производства не изменяют величины своей стоимости... Напротив, та часть капитала, которая превращается в рабочую силу, в процессе производства изменяют свою стоимость. Она воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того избыток, прибавочную стоимость...

Макконелл К. Р.,

Вновь созданная стоимость, добавленная к стоимости приобретенных материальных ресурсов, составляет добавленную стоимость. В общем случае добавленная стоимость есть рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных ею у поставщика.

Маслова Д. В.

Добавленная стоимость, на макроэкономическом уровне оцениваемая величиной ВВП, распадается на трансформационные издержки бизнеса (доходы домохозяйств), трансакционные издержки налогоплательщиков (доходы бюджета) и первичный инвестиционный ресурс (амортизация основного капитала и чистая нераспределенная прибыль бизнеса).

Продолжение таблицы 1.2.4

Шувалова Е. Б.

На каждом этапе производства и реализации товаров «добавляется элемент стоимости: он состоит из средств, направляемых производителем или продавцом на выплату зарплаты, аренды, начисление амортизации, погашение процентных и прочих платежей, а также его прибыли. Это и есть «добавленная стоимость», облагаемая НДС.

Пансков В. Г.

Добавленная стоимость – это разница между стоимостью реализованных товаров, работ и/или услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Абрютина М. С.

Добавленная стоимость - это тот показатель, на котором зиждется система национального счетоводства и который в неявном виде скрывается в бухгалтерских счетах

Маслова И. А., Малкина Е. Л.

Добавленная стоимость – категория, складываемая из следующих составляющих: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, налоги включаемые в себестоимость продукции, прочие затраты, норма прибыли, налоги, начисляемые за счет финансового результата

Проанализировав взгляды зарубежных и отечественных ученых можно констатировать, что в современной теории финансов существуют следующие виды добавленной стоимости: экономическая добавленная стоимость, бухгалтерская добавленная стоимость и налогооблагаемая добавленная стоимость.

Роль добавленной стоимости в современной теории финансов может быть полноценно освещена на основе признания существования трех подходов, представленных на рисунке 1.2.9.


Рисунок 1.2.9 – Виды добавленной стоимости в современной финансовой науке

Добавленная стоимость является подкатегорией дохода. Надо указать, что добавленная стоимость является одним из нескольких инструментов, которые используются для увеличения дохода предприятия.

На основе обобщения исследования категориального понятия добавленной стоимости представляется целесообразным в целях налогообложения разграничить понятия добавленной стоимости микро - и макроуровне следующим образом:

– добавленная стоимость микроуровня (хозяйствующего субъекта) представляет собой включаемую в цену вновь созданную в процессе производства (реализации) стоимость, относящуюся к продукции, реализованной покупателям; к произведенной, но не реализованной готовой продукции; к продукции, находящейся в незавершенном производстве;

– добавленная стоимость макроуровня – это совокупность вновь созданной всеми хозяйствующими субъектами государства стоимости по всем отраслям экономики, стоимости коллективных услуг государства и чистых налогов на потребление (Рисунок 1.2.10).

Косвенные налоги – это одна из разновидностей налогов, взимаемых государственным бюджетом. Это сборы, включаемые в стоимость услуг и товаров, реализовываемых организациями. Владелец продукции получает суммы налога на момент ее реализации, а затем перечисляет государству. Связь между государством и плательщиком, таким образом, происходит через объект обложения.

Виды косвенных налогов

Все косвенные налоги можно подразделить по объектам взимания следующим образом:

Таможенные пошлины;
фискальную монополию;
акцизы.

Таможенные пошлины взимаются с некоторых видов продукции, импортируемых через государственную границу. Можно выделить некоторые виды пошлин: импортные, транзитные или экспортные. Они могут устанавливаться в определенном размере, или процентном отношении к стоимости товара.

Фискальная монополия, акцизы

В большинстве стран валовую часть косвенных сборов занимают акцизы – сборы, облагающие услуги, товары, которые производятся частными предприятиями. Часть акцизов устанавливаются на результаты внутреннего производства, а другая часть на импортируемые товары.

Акцизные сборы можно также разделить по способам взимания на универсальные и индивидуальные. Универсальные взимаются со стоимости всего оборота и намного выгоднее для государства. Ими облагаются практически все товары, реализовываемые на территории страны. К универсальным акцизам относится НДС. Он взимается только с определенной части стоимости продукции, именуемой добавленной стоимостью. В нее включается амортизация оборудования, заработная плата, часть производственных расходов, проценты по кредитам.

Фискальная монополия – это закрепленное за государством право реализовывать и производить некоторые товары. В этом случае государство выступает монополистом, продажа осуществляется по определенной цене, в которую включен сам сбор. Монополия может быть полной либо частичной, например, производство алкогольной продукции.

Плюсы и минусы косвенных налогов

Преимуществом косвенных сборов можно считать их скрытый характер. В большей части покупатель даже не подозревает, что уплачивает государству определенный сбор. Именно благодаря косвенным налогам государство может на рациональном уровне поддерживать стоимость товаров с очень низкой себестоимостью.

К недостаткам можно отнести усиление неравномерности при распределении налогового обременения. Для возможности взыскания контролирующие органы ограничивают производителей, вводя некоторые правила реализации и производства продукции.

mob_info