Какой статус закрытых военных городков? Закрытый город рассекретят Перечень закрытых военных

«Золотой век» для бесквартирных военнослужащих и уволенных в запас похоже закончился. Широкие жесты и раздача жилья по всей видимости подрезали бюджет государства, качели щедрости накренило в сторону «обобрать и отобрать».

Речь собственно говоря о тех гражданах, которые волею судьбы закончили военную службы в отдаленных от центральных городов страны закрытых военных городках. Обеспеченные служебным жильем, они увольнялись с военной службы в надежде получить квадратные метры за забором в порядке очереди. Наивные люди, они даже не задумывались о «великом обмане»! Привыкшие к ожиданию, по истечению 7-10 лет (очень средние сроки) они так ничего и не дождались. Обещания, обещания и обещания. При этом, навязанный государством способ получения жилого помещения посредством Государственного жилищного сертификата (ГЖС) – мягко сказать очень экономный и не соразмерный с рыночными ценами на жилье. Сведующие люди подтвердят мои слова. Однако и тут государство не раскошелилось. Почему такая не логичность. При том, что ГЖС – это минимум половины стоимости средств, вкладываемых в строительство жилья. Предполагаю, - по причине невозможности получения «откатов» с социальных выплат предусмотренных жилищным сертификатом.

И что в итоге: мудрое руководство страны, видимо не без участия печально известного Сердюкова, внесло ряд изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 года № 752-р, - и исключило большинство закрытых военных городков из числа таковых. К примеру, 11.10.2011 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1779-р п/о Порошино Камышловского района Свердловской области (учебный центр Елань) исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков. Таких по стране очень много.

А дальше все очень просто: всем бывшим военнослужащим, их семьям, в том числе тем, кто потерял кормильца, региональные управления жилищного обеспечения военнослужащих (правопреемники жилищных комиссий воинских частей и районных КЭЧ) разослали уведомления простого содержания, что городок утратил статус закрытого, правовые основания на обеспечение жильем тех, кто многие-многие годы ждал отселения, отсутствуют, решайте жилищные проблемы в общем порядке.

Правда, говоря про общий порядок, не было упомянуто, что служебные жилые помещения, в которых проживают очередники, в силу закона не подлежат приватизации (п. 6 ст. 15 указанного Закона и ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07. 1991 года N 1541-1 исключают передачу в собственность служебных жилых помещений без согласия собственника, т.е. Российской Федерации).

Народ пошел в суды – народ получил отказы в удовлетворении требований в приватизации, предоставлении государственного жилищного сертификата, восстановлении в очереди на жилье, и т.д. и т.п.

Наверное наши чиновники, принимающие участие в решении жилищного вопроса бывшего госслужащего посредством подготовки нормативного акта или в качестве представителя госорганов в судах, рассудили так, варианты:

- «я свою жилищную проблему решил (решаю) сам, пусть и они сами решают как хотят»;

- «государственные интересы превыше всего»;

- «и в служебной квартире можно жить, никто же их не выгоняет»;

- «хотят уехать к себе на родину – пусть едут, никто им не мешает»;

- «будут приняты необходимые меры по снятия с квартир бывших закрытых военных городков статуса служебных и жильцы получат право приватизации (но не дождетесь бесплатной (хи-хи про себя) – через год-то она закончится, а бумаги лет пять будут ходить и согласовываться)»;

- «на природе в экологически чистом районе жить хорошо, чего еще жаловаться».

Конечно это все не так. Все во благо несмышленых подданных.

Покончив с лирикой, немножко порассуждаем над проблемой с точки зрения юридической.

Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 1. ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Общий порядок признания нуждающимся в жилье, предусмотренный статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, - никто не отменял.

Из вышеизложенного очевидно: отслужил положенное – освобождай жилье, которое для исполнения обязанностей и предоставлено было. Если выслуга лет военной службы и основания увольнения военнослужащего в запас дают право на жилое помещение по договору социального найма или в собственность – получи его, а служебную сдай. Ну куда проще! Видимо не случайно в древние времена жаждущие принятия новых законов зачитывали их с петлей на шее: сочтут слушающие предложения достойными - закон будет принят, не понравится – увы, не повезло. Наверное поэтому закон и справедливость шли рука об руку.

Далее. Право на получение государственных жилищных сертификатов имеют как сами военнослужащие, увольняемые в запас военной службы (п. 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих»), так и утратившие статус военнослужащих, но проживающие в закрытых военных городках - в порядке отселения (п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153).

Вот тут то и начинаются проблемы.

Пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, следующие категории граждан Российской Федерации:

а)…граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

б)…граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков, учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Естественно, военнослужащих сначала увольняли в запас. После увольнения принимали в число отселенцев с военного городка по пп «а» п. 5 Правил.

Почему так? Все просто – это выгодно государству: если военнослужащего оставлять в списках воинской части до обеспечения жильем – ему надо платить долго до самого момента предоставления жилья. Кстати, много военнослужащих (в первую очередь не имеющих никакой квартиры) так именно и сделали – требовали сначала дать жилье. А потом соглашались с увольнением. И сидели за штатом, ничего не делая и получая денежное довольствие по многу лет! (и ведь никто из Правительства и Министерства обороны, публично во всяком случае, не пострадал за перерасход государственных средств, как говорят в Америке – денег налогоплательщиков).

А вот кто завершал службу не по месту нахождения служебной квартиры, то еще интереснее. Инструкцией о порядке обеспечения жилым помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. № 80, предусматривалось исключение военнослужащего из числа нуждающихся по старому месту военной службу в связи с перемещением к новому. По этой причине тем, кто заканчивал службу не по месту нахождения служебного жилья, выбирать приходилось не долго – либо жить на съемной квартире без семьи и бесконечно ждать положенное жилье за штатом (платили до 2012 г, кто помнит, далеко не богато), либо увольняться и дожидаться квадратных метров жилой площади в служебке закрытого военного городка.

И получается, распоряжением Правительства о снятии статуса закрытого военного городка вышеуказанный пп «б» п. 5 Правил перестает быть основанием для предоставления государственного жилищного сертификата, а относительно пп «а» принимается как данное, что граждане, уволенные в запас, стояли после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) НЕ в федеральном органе исполнительной власти, а в жилищных комиссиях воинских частей, гарнизонов, КЭЧ районов, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (как вариант), которые ну никаким образом к Министерству обороны отношения не имеют и в состав данного федерального органа исполнительной власти не входили и не входят. Можно подумать, что Управление жилищного обеспечения военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации – это типо коммерческая или общественная организация, которые по своей инициативе занялись вопросами управления и распределения государственного жилья, а атрибутика ФГКУ и МО РФ – это как номера на машину, покупаются и выбираются (без сарказма ну никак).

То есть получается: кто право дает, тот имеет и право его забрать. На мой взгляд детские считалочки более справедливы: первое слово дороже второго, - это для примера. Впрочем, действующим законодательством, в т.ч. Гражданским кодексом РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства тоже не предусматривается (основания для отказа прописаны в Жилищном кодексе РСФСР и РФ).

Да и с Конституционными правами сложившаяся ситуация как-то не очень вяжется:

1. Статья 19 Конституции Российской Федерации провозглашает равенство всех перед законом и судом.

Однако, при гарантии государства на обеспечение всех нуждающихся в жилье военнослужащих и увольняемых в запас граждан, те, кто отказался от увольнения с военной службы без предоставления жилого помещения - получают жилые помещения, а избравшие альтернативный способ решения жилищного вопроса через жилищный сертификат и сэкономил немалые государственные деньги, которые выплачиваются заштатникам, - в праве на жилье отказано.

Неравенство проявляется и в недоступности для данных граждан права собственности на жилое помещение в отличии от многих тысяч других, уволенных с военной службы.

2. В соответствии с п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Тем не менее, распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, исключающие городки из числа закрытых, лишают возможности военнослужащих запаса приобрести жилище в предложенном государством и закрепленном законодательно порядке. Новых порядка и правил взамен, равнозначных, им никто не предлагает. При этом выбор жилищного сертификата для приобретения жилого помещения по избранному месту жительства – это один из возможных путей решения жилищного вопроса. И если НАШ ЗАКОН подобен «Русской рулетке», - то надо хотя бы предупреждать об этом всех, кто возлагает надежды на государство и вверяет ему заботу о себе взамен на служение.

3. Пунктами 2-3 ст. 55 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В данном случае, снятие статуса закрытого военного городка фактически не изменило правового статуса служебного жилого фонда, расположенного в нем, но существенно ограничило право жильцов на гарантированное получение жилого помещения.

4. Конституционное право военнослужащего на выбор места жительства по увольнению в запас с военной службы, предусмотренное ст. 27 Конституции Российской Федерации и соответствующими статьями ФЗ «О статусе военнослужащих», в следствие привязанности к служебному жилью уволенных граждан, также оказывается существенно ограниченным.

Вышесказанное – только лишь мое мнение. Такой ситуации можно было бы избежать:

если бы все граждане нашей страны были грамотными юристами и умели предвосхищать развитие событий (замечательный фильм по этому поводу «Трасса 66»);

если бы всех увольняемых военнослужащих предупреждали и объясняли (под роспись) о правовых последствиях выбора того или иного пути.

Второе исполнимо, но …. Всем нравится сказка про Буратино и поле чудес в стране Дураков.

И все же свои права следует отстаивать, а не опускать раньше времени руки. И если представленные мной размышления по поводу будут способствовать изменению сложившейся отрицательной практике, - значит не зря потрачено время.

Наверное, суть Гражданского общества состоит в диалоге: одни говорят, другие слушают, а вместе находят решение вопроса, удовлетворяющее все стороны.

Солнечногорский район рекордсмен по количеству военных городков в Московской области. За последние несколько лет большинство из них были сняты с баланса министерства обороны(открыты). Жители таких городков до сих пор чувствуют себя брошенными и на это есть веские причины. В сегодняшней статье мы разберемся в чем отличается жизнь населения в закрытом военном городке и в поселении, которое передано на баланс муниципалитета.

Полное отсутствие обслуживание домов, дорог, муниципальных заведений, запущенное благоустройство- вот только несколько проблем, с которыми сталкиваются жители бывших военных городков. Почему так происходит? После снятия городка с баланса министерства обороны его следует прикрепить какому либо муниципальному образованию. Затем, все социальные объекты, дома и дороги передаются во владение данного муниципалитета. Однако этот процесс затягивается на многие годы и обслуживать жителей в этот период просто некому. Яркий тому пример- Выстрел. Пока объект не установят на баланс Солнечногорского района — обслуживать его город права не имеет, а министерство обороны, под предлогом передачи военного поселения городу, финансировать его тоже отказывается.

Как живется в закрытом военном городке? По логике вещей управляющие предприятия там исправно функционируют и добросовестно выполняют свои обязательства.

Давайте разбираться. В качестве примера возьмем закрытый военный городок(ЗВГ) Солнечногорск-30(Миронцево).

Первое отличие от открытого городка. На территорию городка по уставу пропускают только по пропускам. Благодаря этому преступности в городке практически быть не должно. Так ли это на самом деле?

В Советское время- возможно, но сегодня много что уже поменялось… Вокруг территории городка установлен бетонный забор. Можно провести параллель с железной дорогой Солнечногорска, пересечь которую можно только через мост, но это только официально. Всем жителям прекрасно известно, что около рынка(где раньше был наземный жд переход), благодаря проделанному ими же пролому в заборе, практически без проблемно можно пересечь жд пути. Железнодорожники неоднократно пытались заделать проход, но их попытки успехом не увенчались. Решетка, закрывающая пролом в заборе благополучно демонтировалась жителями в течении 24 часов. После же, последовало еще несколько попыток закрыть пролом. Ответом на это стал полный снос двух плит бетонного забора.

С нашим военным городком совершенно аналогичная ситуация. Тут даже пояснять ничего не нужно:

А вечером через этот пролом, по словам жителей, на территорию городка регулярно толпой ходят мигранты. Исходя из этого, «закрытым» городок уже можно назвать только условно.

ЖКХ.

В отличии от муниципалитетов, обслуживанием домов и территории в городке занимается не коммерческая фирма, а государственное предприятие, принадлежащее министерству обороны.- это будем считать вторым теоретическим отличием ЗВГ и ОВГ. Раз обслуживанием занимается ГУП, то может быть состояние домов и дорог достаточно хорошее?

Фактической разницы от открытых военных городков мы не увидели и здесь. На обслуживание средства практически не выделяются,и это ярко сказывается на общем состоянии городка. Если же в городе управляющие компании зачастую недобросовестно растрачивают налоги жителей, то здесь же просматривается просто полное отсутствие финансирования.


Штукатурка в подъездах отваливается, окна прогнивают.

В открытых городках зачастую можно встретить заброшенные здания советской эпохи. Может быть в закрытом городке все подобные здания функционируют и хоть как-нибудь поддерживаются?

Опять же нет. Здания благополучно забрасываются и разваливаются.


Отличительные особенности.

Из-за статуса «закрытого городка» в поселении есть соответствующие проблемы. Отсутствие интернет-провайдеров, магазинов и социальных объектов. Вот уже пол года жители Миронцево вообще живут без аптеки. На территории городка есть школа и детский сад. Примерная численность населения- 5-6 тысяч человек. На автобусе до Солнечногорска ехать около 30и минут.

Жалобы местному управлению по поводу отсутствия аптечного пункта игнорируются. Мы обратились в администрацию Солнечногорского района, с надеждой достучаться от туда до министерства обороны,но там помогать нам отказались:


Повторный запрос мы направили в правительство Московской области.

Перспективы городка.

Сенеж, Тимоново, Выстрел- эти, ранее закрытые, военные городки переданы, а некоторые из них до сих пор передаются, на баланс города Солнечногорска. Это сделать не так сложно, так как они практически граничат с городом. Миронцево же отдалено от Солнечногорска на 15 километров, поэтому о передачи его на баланс города и речи идти не может. А ближайшие сельские поселения брать на себя обслуживание городка,во всяком случае пока-что, не в состоянии.

Жителям остается только ждать лучших времен. Они обязательно настанут и жизнь в городке наладиться, однако когда это произойдет — вопрос риторический.

Итог.

Закрытые военные городки в нашем районе назвать «закрытыми» можно только условно. На конкретном примере мы убедились, что жизнь в таких поселениях ничем не лучше жизни в открытых городках, переданных муниципалитетам, а статус «закрытый» лишь добавляет проблем местному населению.



Вам понравился материал? Вы можете угостить автора чашечкой ароматного кофе и оставить ему доброе пожелание 🙂


Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе - это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.

Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.

Крепкий эспрессо за 110 руб.

Восхитительное Латте за 175 руб.

X Хотите оставить пожелание для автора?

Оставить пожелание Пропустить

Читатели неоднократно задают вопросы о служебном жилье. Как сохранить за собой после увольнения из армии жилье, если это служебная квартира? Остаются ли права на квартиру, если супруги развелись и ответственный квартиросъемщик уехал?

О спойлерах. В серых полосах скрыт различный текст, например правовых норм или комментарии автора. Для того чтобы их прочитать, нажмите на полоску - чтобы скрыть, нажмите еще раз.

Spoiler

О способах получения квартиры военнослужащими говорить не будем. Это и сертификаты и сами квартиры – в этом вопросе секретов нет. Есть много документов по этому поводу, например . Тем более если военнослужащий проходит службу, то всю необходимую информацию ему должны предоставить в военной части. Конечно, если читатели расскажут о каких-то проблемах. то мы вернемся к этому вопросы и расскажем подробнее, с приложением необходимых шаблонов документов.

Правильным развитием событий, в вопросе обеспечения военнослужащих жилым помещением, является следующее: отслужил положенный срок, получил сертификат, купил квартиру, или оформил бесплатно ту, что уже занимаешь, живешь и радуешься. Однако, в условиях российской действительности, подобная схема зачастую дает сбои. Рассмотрим несколько проблемных ситуаций и предложим образцы документов для их решения.

Напомним, что согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации» служебные жилые помещения, и помещения в закрытых военных городах – приватизации не подлежат.

Spoiler

ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» — не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Для выработки последующей стратегии судебного разбирательства необходимо в первую очередь определить статус военного городка – открытый городок или закрытый, а также определить статус жилого помещения – служебное помещение или нет.

Определение статуса военного городка

Первым делом необходимо удостовериться, относится ли Ваш военный городок к открытым. Это сделать не сложно. Если Вы знаете номер военного городка, то сразу пропускайте следующие два абзаца:-), если же эта информация Вам не известна, то вот используемый нами способ, на примере одного обращения – г. Уссурийск ул. Карбышева д. 25.

Весь военный жилой фонд до недавнего времени обслуживала ОАО «Славянка», которая получила этот фонд от коммунально-эксплуатационных частей (КЭЧ) по всей России. При принятии домов на обслуживание оформлялись акты приема-передачи, которые входят в состав технической документации по домам. Вот пример – Если Ваш дом обслуживала ОАО «Славянка», то копию подобного акта можете запросить в своей управляющей организации АО «ГУЖФ».

Spoiler

Вообще очень полезный акт, т.к. в нем указаны и данные по техническому состоянию дома, и площади и разная иная техническая информация. Точно, что иметь копию такого акта лишним ни кому не будет..

В нынешнем примере нам интересна информация о номере военного городка – это номер 12. Теперь нам необходимо обратиться к законодательству. Для военного жилого фонда, фонда ФСБ России и Пограничной службы Российской Федерации принято , для жилого фонда внутренних войск Министерства внутренних дел РФ . Соответственно находим субъект и читаем номера военных городков. В нашем случае цифры 12 нет. Это значит, что военный городок №12 в г. Уссурийск не входит в перечень закрытых военных городков (входил ранее, но был исключен).

Определение статуса жилого помещения

Следующим этапом будет поиск ответа на вопрос – имеет ли занимаемое Вами жилое помещение статус «служебная квартира». Вообще в Российской Федерации принято , но в отношении служебного фонда Министерства Обороны РФ оно не особо действует. Допускаем, что связано это с государственной тайной, но точное объяснение нам никто не давал. Поэтому вопросы отнесения жилого фонда к служебному жилому фонду осуществляется приказами Министра Обороны РФ. Также данная информация должна содержаться в ЕГРП и для проверки этой информации необходимо делать соответствующий запрос через МФЦ. Однако проверка некоторых уже известных адресов показала, что ни в ГКН ни в ЕГРП информации может не быть вовсе, ни на дом ни на квартиру

Наличие статуса «служебная квартира очень важно, т.к. квартира по договору служебного найма предоставляется исключительно на время прохождения службы и впоследствии должна быть сдана.

Spoiler

ЖК РФ, Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений

В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Очень часто в практике встречается является ситуация, когда квартира была получена военнослужащим как служебная на себя и членов своей семьи. Впоследствии семейные отношения не сложились, супруги разошлись и военнослужащий уехал. В данной ситуации статус жилого помещения очень важен, т.к. если квартира была служебной, то после искового заявления, например военного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, оставшиеся проживать в служебной квартире члены семьи будут выселены без предоставления иного жилого помещения. В качестве примера можно привести . Дальше по тексту мы рассмотрим вариант обхода подобной ситуации, но шансы выиграть будут не очень большими.

Следует отметить, что если жилое помещение будет отнесено к служебному жилому фонду после того, как гражданин обратится с заявлением о заключении договора социального найма или приватизации, то суд примет сторону гражданина. Но подобные варианты встречаются крайне редко, обычной является ситуация, когда сначала Министр Обороны РФ относит жилые помещения к служебным, граждане заключают договор служебного найма, а затем пытаются в суде изменить статус. И естественно, что суд принимает сторону государства, вот подобное решение — .

Если в ордере нет отметки «служебное» и договор заключен с Вами не «служебного найма», то скорее всего квартира не имеет статус «служебная квартира. Однако, напоминаем, что лучше всего сделать соответствующий запрос в Министерство обороны РФ.

Итак, если мы выяснили, что квартира не является служебной и не находится в закрытом военном городке, можно приступать к рассмотрению проблемных вариантов.

Квартира ранее была служебной, но потом данные об этом потерялись

Достаточно редкий случай, но имеет место быть. Иногда можно встретить ситуацию, когда квартира ранее была предоставлена по договору служебного найма, но впоследствии данные о том, что квартира является служебной, были утеряны (мы все-таки в России живем:-)). Также подобная ситуация встречается, когда предоставляли квартиру как служебную, т.к. считали, что все квартиры в военном городке являются служебными. Если на запрос о предоставлении сведений, вдруг придет сообщение, что Ваша квартира не включена в перечень служебных квартир, то можно смело обращаться в суд с иском о признании заключенного договора служебного найма недействительным и заключении договора социального найма.

Квартира была оформлена служебной с нарушениями, после 2006 года

Также редкий и сложный случай, когда заключен договор найма служебной квартиры после 2006 года, но при этом должностные лица неправильно отнесли квартиру к служебным. Редкий он потому, что «служебят» после 2006 года дома списками, с включением всех квартир скопом. Образец искового заявления мы не будем прикладывать, т.к. данный случай является сложным и необходима помощь квалифицированного юриста, а вот путь подскажем 🙂 можете сами править предоставленное выше исковое заявление;-), и с ним к юристу

Spoiler

согласно Указания № 155/4/694, утвердившего «Порядок включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда», отнесение жилых помещений Министерства обороны РФ к специализированному жилищному фонду осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26.01.2006 Г № 42 «Об утверждения Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», в том числе с соблюдением п. п. 13, 14 указанного нормативного документа; использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после его отнесения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.

В нарушение ст. 101 ЖК РСФСР, п.2 ст. 92 ЖКРФ, п.п.. 13-14 постановления Правительства РФ № 42 от 26.01.2006 и Указания Министра Обороны РФ № 155/4/694 от 24.04.2007 года, с даты ввода дома в эксплуатацию, квартира решение муниципального органа либо органа, осуществляющего управлением государственным жилищным фондом надлежащим образом в специализированный жилищный фонд не включалась.

Согласно ст.ст. 60, 92, 100 ЖК РФ проживание в домах государственного жилищного фонда осуществляется на основании договоров социального найма жилого помещения либо социального найма специализированного жилого помещения, в случае отнесения такового к специализированному жилищного фонда с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Приватизация бывшим военным квартиры не в закрытом военном городке

Одной из распространенных проблем, относящихся к разряду не сложных, это отказ в приватизации предоставленного ранее жилого помещения. С января 2016 года действует .Но некоторые военнослужащие могут не подпадать под действие данного приказа и тем самым как бы теряют право на получение квартиры в собственность.

Ситуация примерно следующая: гражданин получил от военной части жилое помещение в военном городке, после выхода на пенсию прошло много лет и он решил квартиру приватизировать, но ему отказывают. Причиной отказа является то, что в Министерстве обороны РФ до сих пор не разработано положение о порядке приватизации жилых помещений государственного фонда, а под действие Приказа Министра обороны РФ от 25.01.2016 № 20 гражданин не подпадает. На основании этого формального основания представители Министерства Обороны РФ, а также представители специализированных организаций отказывают в приватизации. Что надо сделать? Надо собрать небольшой пакет документов и обратиться в суд.

Для начала обратиться с заявление о разрешении приватизировать жилое помещение. Вдруг к тому моменту, как Вы будете читать этот материал уже примут необходимые документы и Вам разрешат приватизацию.

Spoiler

ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» — передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

По прошествии двух-месячного срока Вы либо получите отказ, либо разрешение, либо распечатку с сайта pochta.ru, что Ваши письма было доставлено адресатам, т.е. отсутствие ответа. Теперь можно формировать исковое заявление с пакетом документов к нему.

Spoiler

ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» — решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Проживание в военном городке по ордеру – военнослужащий и его семья

Немного усложним ситуацию и рассмотрим следующий вариант. Квартира предоставлена военнослужащему и членам его семьи для постоянного проживания по ордеру, в котором нет отметки о том, что квартира имеет статус служебной.

Также обращаемся к Министерству Обороны РФ с письменным запросом об отнесении жилого помещения к служебным. Если ответ не получен или получены данные, что квартира не является служебной, можно обращаться с заявлением о заключении договора социального найма.

Проживание в военном городке – только семья военнослужащего

В жизни бывает разное и от развода никто не застрахован. Ранее в материале мы рассматривали пример, когда после развода военнослужащий покидает место жительства, а его семью выселяют. Казалось бы, что все в соответствии с законом, но в подобной ситуации есть вариант ее разрешения в пользу оставшейся семьи.

Рассмотрим два варианта развития ситуации, которые будут различаться статусом жилого помещения – служебная квартира или нет.

Заключение договора социального найма в квартире без статуса «служебная квартира»

Одной из правильных стратегией в подобной ситуации является разделение лицевого счета. Подобная схема будет работать, если действия планировать заранее и постепенно ситуацию вести по этой схеме.

Напомним, что члены семьи нанимателя имеют равные обязанности по оплате за пользование жилым помещением и потребляемые коммунальные услуги.

Spoiler

ЖК РФ, Статья 69. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма

  1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
  2. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Именно, исходя из этого правила, и происходит разделение лицевого счета. Рассмотрим ситуацию – военнослужащий и его жена. Супруга обращается с заявление в управляющую компанию, в котором просит разделить лицевой счет.

Если управляющая компания отказывается, что в последние годы уже редкость, то супруга направляет простейшее исковое заявление в суд.

Результатом судебного процесса будет решение суда о признании отказа незаконным, возложении обязанности разделить лицевой счет и направлять платежные документы каждому отдельно.

Спустя некоторое время следует второй основной этап – это регистрация ребенка, развод супругов и снятие супруга с регистрации. Впоследствии, если супругу откажут в предоставлении другого жилого помещения по новому месту службы из-за несданного этого жилого помещения, то супруг обращается в суд с иском о выселении, проигрывает и может спокойно оспаривать отказ о непредоставлении ему квартиры (проигрыш необходим, для доказательства «я сделал все что мог»). С одной стороны – муторно, а с другой стороны – ребенок обеспечен квартирой на будущее, так-что…

Spoiler

ЖК РФ, Статья 82. Изменение договора социального найма жилого помещения

Дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя.

В результате проведенной операции в квартире будут проживать только бывшая супруга и ее сын. Военнослужащий при смене места жительства в связи с переводом в другую часть получит право требовать квартиру для проживания по новому месту службы. Оставшейся супруге остается требовать заключения договора социального найма на основании фактически сложившихся отношений. Пример искового заявления в разделе « «. Но подчеркиваем, второй этап сложный, лучше нанять профессионального юриста.

Подобная схема используется сознательно для получения не одной квартиры от государства, а двух. Военнослужащий после развода создает новую фиктивную семью, а жена и дети оформляют на себя старую квартиру. После завершения всех операций семья воссоединяется. Однако, подобные схемы могут быть уголовно наказуемы, если будет доказан умысел.

Заключение договора социального найма в квартире имеющей статус «служебная квартира»

Самый сложный из рассматриваемых вариантов. Единственным известным нам способом является признание сложившихся отношений фактически на условиях договора социального найма. Необходимым условием является указание в платежной квитанции как плательщика, т.к. необходимо доказать, что пользование квартирой и оплата за содержание и коммунальные услуги осуществлялись открыто на протяжении длительного времени. Однако шанс не велик, т.к. будет зависеть от сторонних факторов: настроение судьи, профессионализм судьи, апатия представителей минобороны и т.д.

Предлагать исковое заявление и стратегию в данной ситуации мы не будем, т.к. ситуация очень сложная. Рекомендуем помощь профессионального юриста.

понятие "военный городок", которое дается в п.34 гл.II Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии в СА и ВМФ, введенного в действие Приказом МО СССР от 22 февраля 1977 года N 75.

Под военным городком понимается комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для размещения военнослужащих, рабочих и служащих СА и ВМФ (в настоящее время - гражданского персонала). Воинские части, как правило, размещаются в военных городках. Пункт 35 указанного Положения делит военные городки на закрытые и открытые. А закрытые военные городки в зависимости от расположения по отношению к населенным пунктам подразделяются на:

а) военные городки воинских частей, расположенных в населенных пунктах, имеющие систему пропусков;

б) обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне черты населенных пунктов.

Порядок утверждения перечней закрытых военных городков, в том числе и обособленных военных городков, устанавливался Министерством обороны на основании соответствующего Постановления ЦК КПСС и СМ СССР, где и указывалось на необходимость возложения функций определения видов военных городков руководящим министерством Министерством обороны, и отражения данного вопроса в актах органов военного управления. Указание на то, что перечни закрытых военных городков утверждаются командующими войсками военных округов, последовало в п.35 Приказа МО СССР N 75, 1977 год, и право утверждения перечней закрытых военных городков, находящихся на территории округа, флота, независимо от подчиненности воинских частей, размещенных в таких городках, подтверждено в п.2 Приказа МО СССР "О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с СА и ВМФ, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы" от 23 декабря 1980 года N 363.

Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 1992 года N 1625-р в п.1 исполнительным органам государственной власти республики в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга было указано исключить случаи изменения статуса обособленных и закрытых военных городков.

Как следует из Постановления от 14 июля 1992 года N 3298-1, принадлежность военного городка к закрытым определяется его соответствием статусу закрытого административно-территориального образования по Закону РФ "О закрытом административно-территориальном образовании".

Для выяснения вопроса о принадлежности военного городка к закрытым административно-территориальным образованиям следует установить:

1. Был ли ранее военный городок создан как закрытый в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР?

2. Не был ли закрытый военный городок упразднен, если сохранение особого режима утратило актуальность?

3. Принималось ли решение о вновь создаваемом закрытом административно-территориальном образовании (имеется в виду военном городке) в актах органов государственной власти и управления, а после 5 декабря 1996 года, даты вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 1996 года, - Президентом РФ?

Для любого гражданина установление вышеперечисленных фактов представляет значительную сложность, поэтому, очевидно, назрела необходимость если не в официальном опубликовании перечня закрытых военных городков, являющихся закрытыми административно-территориальными образованиями, с указанием момента установления такого статуса и документа, его определяющего, то хотя бы в актах органов военного управления.

Думается, единственное, что могут установить жители военных городков, так это факт включения военного городка, где они проживают, в перечень закрытых военных городков приказом командующего войсками округа. Достаточно ли этого для подтверждения факта соответствия статуса такого военного городка статусу закрытого административно-территориального образования? Нет, представляется обязательным создание закрытого военного городка как закрытого административно-территориального образования на основании акта органа государственной власти и управления, а после 5 декабря 199..... года - по решению Президента РФ.

Одним из важных фактов, указывающих на принадлежность военного городка к закрытым административно-территориальным образованиям, как было уже отмечено ранее, является наличие органов местного самоуправления, образованных в соответствии с п.1 ст.4 Закона.

Представляет интерес по данному вопросу судебная практика, изложенная в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ и определениях Судебных коллегий Верховного Суда РФ по гражданским делам ("Бюллетень Верховного Суда РФ" N 2, 1996 год, с.6-7). В разъяснениях, в частности, было указано, что правовой статус военного городка определяется не только внешними признаками (например, военный городок не отвечает требованиям закрытого военного городка: отсутствует пропускная система), но и правовыми актами, изданными компетентными органами. Ненадлежащее содержание технических средств и недостатки в организации пропускного режима сами по себе не могут свидетельствовать об отсутствии статуса закрытого военного городка.

Ответ дан с использованием статьи юриста ИВАНОВОЙ Светланы "Статус военных городков"

В.А. Верховодов, старший лейтенант юстиции, сотрудник УОПИ ФАПСИ.

Правовые нормы по объему и характеру действия подразделяются на нормы общего (охватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории), нормы ограниченного (распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории) и на нормы исключительного (чрезвычайного) действия.

Хотелось бы отметить, что в настоящей статье речь пойдет именно о нормах ограниченного действия, которые распространяются только на территории закрытых и обособленных военных городков, а также закрытых административно - территориальных образований, так как они и будут в конечном итоге определять их статус.

Статус любого населенного пункта определяется правовым положением проживающих в нем лиц, т.е. их правами, обязанностями и ответственностью.

Однако вопрос статуса закрытых военных городков до сих пор не решен на законодательном уровне. Нередко статус закрытых военных городков (далее - ЗВГ) ошибочно приравнивается к статусу закрытых административно - территориальных образований (далее - ЗАТО). Поэтому в целях разграничения этих понятий необходимо провести их сравнительно - правовой анализ.

Отождествление вышеуказанных понятий происходит из-за их общих черт.

  1. Так, Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ регулирует градостроительную деятельность в том числе и в поселениях, которые являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования: городские и сельские поселения с особым режимом жизнедеятельности (военные городки и другие закрытые административно - территориальные образования) <*>. Установленный градостроительным регламентом правовой режим для территории каждого ЗВГ и ЗАТО применяется в равной мере ко всем расположенным на ней земельным участкам и иным объектам недвижимости. При этом в них могут устанавливаться дополнительные требования к отдельным объектам недвижимости.
<*> См. п. 4 ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Зоны военных объектов и иные зоны режимных территорий предназначены для размещения объектов, в отношении территорий которых устанавливается особый режим. Порядок использования территорий указанных зон в пределах границ (черты) городских и сельских поселений устанавливается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами, со специальными нормативами, с правилами застройки.

Контроль за осуществлением градостроительной деятельности проводится Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, соответствующими органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. Поэтому в случае возникновения правонарушений в области градостроительной деятельности (предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских поселений и правил застройки, строительство объектов недвижимости без разрешений на строительство (самовольная постройка), предоставление недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности или непредоставление такой информации, размещение временных объектов, предназначенных для торговли непродовольственными и продовольственными товарами, открытых стоянок автомобильного транспорта на территориях общего пользования без соответствующих разрешений и т.д.) граждане имеют право обратиться за защитой своих прав в вышеуказанные органы, прокуратуру или суд.

  1. Как в ЗВГ, так и в ЗАТО в соответствии с Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1 право проживающих в них граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено. Органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в таких населенных пунктах будут являться органы внутренних дел <*>, если таковые отсутствуют - местная администрация (за исключением ЗВГ). Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
<*> В системе органов внутренних дел функции регистрационного учета граждан осуществляет паспортно - визовая служба, а функции головного подразделения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации по организации регистрационного учета граждан выполняет Паспортно - визовое управление МВД России (Приказ МВД РФ "Об утверждении Инструкции о применении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" от 23 октября 1995 г. N 393 (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с вышеназванным Законом Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" от 17 июля 1995 г. N 713 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 512; от 14 февраля 1997 г. N 172; от 12 марта 1997 г. N 290; от 16 марта 2000 г. N 231) были определены ответственные за регистрацию должностные лица:

жилищно - эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов;

жилищно - строительных и жилищных кооперативов;

гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов - интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц - приютов и других учреждений социального назначения;

акционерных обществ и других коммерческих организаций;

других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.

Однако следует иметь в виду, что пп. 10, 12 и 21 вышеназванных Правил признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пп. 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713" и не могут никем применяться.

  1. Военнослужащие и население, проживающие на территории ЗВГ и ЗАТО, обеспечиваются продовольственными и другими товарами через сеть единой системы военной торговли, включающую в себя создаваемые на праве оперативного управления государственные унитарные предприятия военной торговли, путем организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания этих граждан в стационарных условиях, на полевых учениях и маневрах.

Под военной торговлей понимается совокупность услуг по торгово - бытовому обеспечению военнослужащих и населения, проживающих на территории ЗВГ и ЗАТО, - военных потребителей <*>. Единая система военной торговли распространяется на Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, инженерно - технические и дорожно - строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Службу внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы Федеральной пограничной службы Российской Федерации и федеральные органы правительственной связи и информации (далее - органы).

<*> См. ст. 2 Положения о военной торговле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации "О создании единой системы военной торговли" от 31 июля 1998 г. N 873.

Военная торговля организуется в целях удовлетворения потребностей военных потребителей в товарах и услугах и создания условий для обеспечения боевой и мобилизационной готовности войск, воинских формирований и органов.

Основными задачами военной торговли являются:

а) изучение спроса военных потребителей и согласование с производителями ассортимента и качества поставляемых предприятиям единой системы военной торговли товаров;

б) производство товаров военного ассортимента по номенклатуре, утверждаемой Министерством обороны Российской Федерации;

в) закупка в установленном порядке продовольственных и промышленных товаров, сельскохозяйственных продуктов, сырья и материалов;

г) торговля продовольственными и промышленными товарами, печатными изданиями, товарами военного ассортимента и оказание бытовых услуг;

д) совершенствование форм и методов обслуживания военных потребителей;

е) обеспечение сохранности государственного имущества, находящегося в оперативном управлении предприятий военной торговли.

Руководство единой системой военной торговли осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, непосредственное управление предприятиями этой системы - Главное управление торговли этого Министерства.

Предприятия единой системы военной торговли являются потребителями ресурсов, продукции производственно - технического назначения, сырья, материалов и товаров, поставляемых для государственных нужд.

  1. В ЗАТО и ЗВГ, независимо от ведомственной принадлежности, в отношении которых имеется решение об осуществлении надзора прокурорами войсковых частей, за исключением объектов, поднадзорных военным прокурорам, надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, органами военного управления, организациями, органами контроля, их должностными лицами осуществляют прокуроры войсковых частей (Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации "О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур" от 9 апреля 1996 г. N 24 (с последующими изменениями и дополнениями). Они также производят предварительное следствие по всем делам о преступлениях, совершенных гражданскими лицами, не связанными с военными ведомствами, либо лицами гражданского персонала военных ведомств не в связи с исполнением ими служебных обязанностей в ЗАТО и ЗВГ.

При этом необходимо отметить, что полномочия прокуроров войсковых частей в части продления сроков следствия и содержания под стражей, обращения в арбитражные суды с исками в защиту государственных и общественных интересов, а также опротестования в кассационном порядке приговоров, решений, определений и постановлений судов, осуществляющих правосудие в ЗАТО и ЗВГ, приравнены к полномочиям прокуроров субъектов Российской Федерации (Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации "О полномочиях прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов на особорежимных объектах Российской Федерации" от 24 февраля 1999 г. N 10).

  1. И ЗАТО и ЗВГ являются "закрытыми" населенными пунктами. Но в то же время это не позволяет их отождествлять.
  2. В соответствии с Законом Российской Федерации "О закрытом административно - территориальном образовании" от 14 июля 1992 г. N 3297-1 (с последующими изменениями и дополнениями) ЗАТО признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

К ЗВГ относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов (Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ). Здесь отсутствуют органы местного самоуправления, а их роль выполняют начальник гарнизона (командир воинской части) и другие органы военного управления.

  1. В Российской Федерации образование городов производилось Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению исполкомов краевых, областных, городских Советов народных депутатов, а образование и объединение сельсоветов и установление их административных центров - Президиумами Верховных Советов автономных республик, исполкомами краевых, областных, городских Советов народных депутатов (Положение о порядке решения вопросов административно - территориального устройства РСФСР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г.). Населенные пункты, находившиеся на территории РСФСР, делились на городские и сельские. К городским населенным пунктам относились города республиканского, краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочие, курортные и дачные поселки, к сельским - все остальные населенные пункты.

Ранее решение о создании ЗАТО принималось Президиумом Верховного Совета РСФСР, а с 5 декабря 1996 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 1996 г. N 144-ФЗ - Президентом Российской Федерации (например, Указ Президента Российской Федерации "О преобразовании поселка Видяево Мурманской области в закрытое административно - территориальное образование и утверждении его границ" от 6 марта 2001 г. N 269). Решение же о создании ЗВГ принималось Советом Министров СССР (в настоящее время - Правительством Российской Федерации).

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О закрытом административно - территориальном образовании" от 14 июля 1992 г. N 3298-1 было установлено, что все существующие в Российской Федерации на момент вступления в силу указанного Закона административно - территориальные образования (города и поселки), созданные в соответствии с указами Президиума Верховного Совета РСФСР как закрытые, приобретают статус ЗАТО. Тогда же Президиуму Верховного Совета Российской Федерации было предписано по представлению Правительства Российской Федерации до 1 января 1993 г. принять решения об установлении административной подчиненности, введении в ЗАТО особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, и по иным вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и управления, а также внести в Верховный Совет Российской Федерации проекты решений об упразднении отдельных ЗАТО в случаях, когда сохранение особого режима более не требуется.

  1. Обязательным атрибутом географического объекта является его наименование. Географические объекты - это существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты (Федеральный закон "О наименованиях географических объектов" от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ).

Наименование, присваиваемое географическому объекту, должно отражать наиболее характерные признаки географического объекта, местности, в которой расположен этот объект, или особенности жизни и деятельности населения соответствующей территории, состоять не более чем из трех слов, естественно вписываться в уже существующую систему наименований географических объектов.

Географическим объектам могут присваиваться имена лиц, непосредственно принимавших участие в их открытии, изучении, освоении или основании. Имена выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки и культуры и других имеющих заслуги перед государством лиц посмертно могут присваиваться географическим объектам, которые не имеют наименований. Присвоение одного и того же наименования нескольким однородным географическим объектам в пределах территориального образования не допускается.

Присвоение наименований столицам и административным центрам субъектов Российской Федерации или переименование указанных географических объектов осуществляется федеральными законами по представлениям субъектов Российской Федерации. Переименование республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также городов Российской Федерации осуществляется федеральными законами по представлениям субъектов Российской Федерации.

Присвоение наименований географическим объектам Российской Федерации, а также их переименование (при переименовании в список исключений включаются также города Российской Федерации), за исключением республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, столиц и административных центров субъектов Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации по представлениям субъектов Российской Федерации.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов (таковым является Федеральная служба геодезии и картографии Российской Федерации <*>) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет деятельность в области наименований географических объектов совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

<*> См. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Федеральной службе геодезии и картографии России" от 8 сентября 1999 г. N 1021 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 819).

ЗВГ не имеет как такового наименования. Органами военного управления ему присваивается номер, а именуется он, как правило, по ближайшему населенному пункту, либо по почтовому адресу, либо с учетом сложившегося делового оборота.

  1. Существующие и присваиваемые наименования городов и других поселений в целях их сохранения как части исторического и культурного наследия народов Российской Федерации подлежат учету и регистрации, которые осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции (Положение о регистрации и учете наименований географических объектов, издании словарей и справочников наименований географических объектов, создании и ведении Государственного каталога географических названий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2000 г. N 487).

Регистрация и учет наименований географических объектов, присвоенных до вступления в силу Федерального закона "О наименованиях географических объектов", производится по результатам выявления их в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о наименованиях географических объектов.

В целях сохранения наименований, обеспечения их единообразного и устойчивого употребления в Российской Федерации, а также для обеспечения потребности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, средств массовой информации и граждан в официальной информации о наименованиях географических объектов создается и ведется Государственный каталог географических названий на русском языке.

Структура и содержание Государственного каталога географических названий, а также инструкции по его ведению и предоставлению пользователям содержащейся в нем информации разрабатываются с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Федеральной службой геодезии и картографии России по согласованию с Межведомственной комиссией по географическим названиям.

  1. Регистрации и учету подлежат и сами административно - территориальные единицы, а также населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее в них население. Однако небольшие населенные пункты, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения, а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и числятся за теми населенными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношениях (Положение о порядке решения вопросов административно - территориального устройства РСФСР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г.).
  2. В Постановлении Президиума Верховного Совета Российской Федерации "Об установлении подчиненности закрытых административно - территориальных образований" от 31 мая 1993 г. N 5071-1 было сказано, что ЗАТО по всем вопросам их деятельности, за исключением вопросов, находящихся в ведении федеральных органов власти и управления, а также органов местного самоуправления, определенных Конституцией Российской Федерации и Законами Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" и "О закрытом административно - территориальном образовании", находятся в подчинении краев и областей.

В ведении федеральных органов государственной власти ЗАТО находится по вопросам:

установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;

определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования;

обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности (Закон РСФСР "О закрытом административно - территориальном образовании" (с последующими изменениями и дополнениями).

ЗВГ подчиняются тем федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых они находятся.

  1. Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Вооруженными Силами СССР и органами Комитета государственной безопасности СССР, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы" от 8 декабря 1980 г. N 1131 порядок утверждения перечня ЗВГ устанавливался соответственно МО СССР, МВД СССР и КГБ СССР. В МО СССР такой порядок был установлен Приказом Министра обороны СССР 1983 г. N 383. В нем право утверждения перечня закрытых и обособленных военных городков, находящихся на территории округа, флота, независимо от подчиненности воинских частей, размещенных в таких гарнизонах, было предоставлено командующим войсками округов и флотов.

В настоящее время перечни ЗВГ утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) (ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ). В настоящий момент действуют распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 1132-р и от 1 июня 2000 г. N 752-р. Они утверждают перечни ЗВГ Федеральной службы охраны Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации соответственно (их больше 1700).

Специального правового акта, утверждающего перечень ЗАТО, не существует. Однако в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2001 год" перечислены ЗАТО (их не более 50), бюджетам которых установлен предельный размер дотаций и субвенций из федерального бюджета.

  1. В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 февраля 2000 г. N 80 в ЗВГ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации жилищный договор <*>. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения.

<*> См. Постановление Правительства Российской Федерации "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба" от 4 мая 1999 г. N 487.

Вселение граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны Российской Федерации, в жилые помещения домов, расположенных в ЗВГ, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается.

Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в ЗВГ, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно - эксплуатационной части района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя. При вселении несовершеннолетних детей такого разрешения не требуется.

Вселение допускается при условии соблюдения требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей.

Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне.

В целях правильного и экономного распределения жилых помещений в гарнизонах и воинских частях создаются жилищные комиссии в соответствии с Примерным положением о жилищных комиссиях, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80. Руководство деятельностью жилищных комиссий осуществляется в гарнизонах начальниками гарнизонов, в воинских частях - командирами воинских частей.

Заселение жилых помещений для постоянного проживания, служебных жилых помещений, жилых помещений, пригодных для временного проживания, и общежитий производится по соответствующим ордерам.

Выдача ордеров на служебное жилое помещение, а также вселение в служебное жилое помещение производятся в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда.

Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находящиеся в ЗВГ, выдаются КЭЧ района.

Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена начальником КЭЧ района в случаях:

когда фактический состав семьи не соответствует указанному составу семьи в списке распределения жилых помещений по воинской части;

выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.

Предоставление жилых помещений военнослужащим должно производиться в порядке очередности, с учетом норм и льгот, установленных жилищным законодательством, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, установленными действующим законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых дислоцирована воинская часть. При этом военнослужащим, имеющим право на первоочередное обеспечение жильем, жилое помещение предоставляется ранее лиц, принятых на учет в том же году, но не имеющих права на льготное получение жилья.

Обмен жилых помещений, занимаемых военнослужащими в домах государственного, муниципального жилищного фонда, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством с уведомлением о нем начальников КЭЧ районов и командиров воинских частей, в которых проходят военную службу военнослужащие, обменивающие жилые помещения.

Обмен жилых помещений в ЗВГ на жилые помещения, находящиеся вне черты указанных городков, может быть разрешен только с лицами, назначенными для прохождения военной службы или поступившими на работу в воинские части, расположенные в данном военном городке. Обмен допускается с согласия начальников гарнизонов по представлению начальников КЭЧ районов.

Обмен жилыми помещениями, находящимися в ЗВГ, оформляется ордерами, выдаваемыми органами (должностными лицами), ведающими выдачей ордеров на жилые помещения в этих военных городках.

Обмен жилого помещения не допускается:

если к нанимателю предъявлен иск о расторжении или изменении договора найма жилого помещения;

если обмен носит корыстный или фиктивный характер;

если дом (жилое помещение) грозит обвалом, подлежит сносу или переоборудованию для использования в других целях либо передается для государственных или общественных нужд;

если дом подлежит капитальному ремонту с переустройством и перепланировкой жилых помещений;

если помещение является служебным или находится в общежитии;

если в связи с обменом жилищные условия одной из обменивающихся сторон существенно ухудшаются, в результате чего граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. N 1541-1 (с последующими изменениями и дополнениями) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в домах ЗВГ. Распоряжением Правительства Российской Федерации "О закрытых военных городках" от 4 сентября 1992 г. N 1625-р было предписано исполнительным органам государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга исключить случаи изменения статуса обособленных и закрытых военных городков и приватизации жилья в них.

Напротив, на территории ЗАТО к участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью, и совершению сделок с ним допускаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на территории ЗАТО. Участие граждан и юридических лиц, не указанных выше, в совершении таких сделок допускается по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО. Граждане, приватизировавшие занимаемые ими жилые помещения, и собственники жилых домов, находящихся на территории ЗАТО, вправе продавать, сдавать в аренду эти помещения и дома и совершать с ними иные сделки с гражданами, постоянно проживающими или работающими на территории ЗАТО, или юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на данной территории, а также с гражданами Российской Федерации, получившими разрешение на постоянное проживание на территории ЗАТО.

  1. В соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно - исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:

по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

по состоянию здоровья;

в связи с организационно - штатными мероприятиями;

б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении;

в) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;

г) лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии.

Кроме того, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:

а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);

б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);

в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);

г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели субсидии от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно - строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли - продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную жилую площадь, предусмотренную Федеральным законом "О статусе военнослужащих", не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

  1. Указом Президента Российской Федерации "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" от 30 сентября 1997 г. N 1062 было установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. Правительству Российской Федерации было поручено утвердить Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков. В настоящий момент данный Порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации "Вопросы реализации Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" от 29 марта 1999 г. N 351 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1095).

Право на получение сертификата имеют граждане, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащие переселению из закрытых и обособленных военных городков.

Получатель сертификата информируется об условиях реализации Программы "Государственные жилищные сертификаты" и дает письменное согласие на участие в ней и на исключение из очереди на улучшение жилищных условий в случае приобретения жилого помещения с помощью сертификата.

Срок действия сертификата составляет:

6 месяцев со дня его выдачи - для граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета;

6 месяцев со дня его регистрации в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (но не более 9 месяцев с даты выдачи) - для военнослужащих, увольняемых с военной службы, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, увольняемых со службы, и граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков.

На основании ст. 94 ЖК РСФСР лица, уволенные с военной службы в запас или отставку, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.

В отношении же граждан, проживающих в ЗАТО, действует Постановление Правительства Российской Федерации "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно - территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам" от 11 января 2001 г. N 23, в соответствии с которым решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в ЗАТО, проживание на территории которого ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования, и не имеющих жилья за его пределами, принимается по согласованию с ними соответствующей организацией (объектом) или федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления.

Переселение граждан из ЗАТО на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого ЗАТО за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно - территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.

Предложения с обоснованием необходимости выделения средств из федерального бюджета на проведение мероприятий, связанных с переселением граждан из ЗАТО на новое место жительства, представляются в Министерство финансов Российской Федерации органом местного самоуправления этого административно - территориального образования.

Обеспечение жильем граждан, переезжающих из ЗАТО, за счет средств федерального бюджета и бюджета административно - территориального образования осуществляется при условии сдачи органу местного самоуправления административно - территориального образования занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом ЗАТО.

Решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления ЗАТО. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления ЗАТО по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно - территориальное образование.

Администрация ЗАТО за счет средств, предусмотренных на строительство жилья в этом административно - территориальном образовании, по согласованию с гражданами, переезжающими на новое место жительства без получения субсидий на строительство или приобретение жилья, предоставляет денежную компенсацию за передаваемое ими в муниципальную собственность жилье, находящееся у граждан на праве собственности.

Гражданам, переезжающим из ЗАТО на новое место жительства, оплачиваются за счет средств бюджета этого административно - территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти стоимость проезда железнодорожным транспортом (в местах, не имеющих этого вида сообщения, стоимость проезда другими видами транспорта) от прежнего места жительства до места переселения граждан и стоимость провоза домашнего имущества весом до 5 тонн на семью, а также выплачивается единовременное денежное пособие в размере 500 рублей на каждого переезжающего члена семьи.

  1. Представляет интерес судебная практика по тематике настоящей статьи.

Так, в Определении Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 29 сентября 1995 г. (ВВС РФ. 1996. N 2) указано, что правовой статус военного городка определяется не только внешними признаками, но и правовыми актами, изданными компетентными органами. Ненадлежащее содержание технических средств и недостатки в организации пропускного режима сами по себе не могут свидетельствовать об отсутствии статуса ЗВГ.

В решении Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 1998 г. N ГКПИ 98-94 определено, что ЗВГ и ЗАТО ни по своему назначению, ни по правовому статусу какими-либо общими признаками, характерными для каждого из них, не обладают, в связи с чем распространение положений Закона Российской Федерации "О закрытом административно - территориальном образовании" (с последующими изменениями и дополнениями) на ЗВГ ни на чем не основано.

Таким образом, мы видим, что статус ЗВГ отличается от статуса ЗАТО. Понятно, что сравнительный анализ правовых норм не претендует на совершенство, так как приведенный выше перечень сходств и различий не является исчерпывающим и будет изменяться и дополняться новыми пунктами с учетом изменения и дополнения законодательства Российской Федерации.

mob_info