Различение духов. Религия и мифология Отличие духов от богов

Мы должны тщательно исследовать все то, что вошло в наши сердца или было предложено в учении, - очищено ли это божественным, небесным огнем Святого Духа, или принадлежит к иудейскому суеверию, или происходит от надменности мирской философии и носит только личину благочестия? Мы так и поступим, если будем исполнять апостольское наставление.

Собеседования.

Прп. Иустин (Попович)

возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир

Что есть дух? В сущности, мы не знаем, что он есть, но по проявлениям его мы знаем и заключаем о нем. Дух есть сущность без тела, есть индивидуальность, которая обладает пониманием и свободой, и как индивидуальность он ведет себя и проявляется. О сущности духа мы знаем так же мало, как и о сущности материи. Они, то есть дух и материя, покрыты недоступной сокровенной таинственностью. Нет сомнения, что сущность духа и сущность материи нам открываются только через свои проявления. Человек есть душевно-телесная сущность. Но несмотря на то что дух и составляет жизненную основу человека, даже сам человек не знает сущности своего духа. Им он думает, чувствует, живет, видит, слышит, но не знает сущности его. Он не знает, откуда он, не знает его составляющих. Духом человек познает себя и все о себе, но не знает, откуда происходит сущность познания и какой материей заканчивается. С такой таинственностью создана человеческая сущность. На основе своего духа человек заключает и о существе других духов, и о проявлении их. Различны духи, потому различны и их проявления. Только с сошествием Святого Духа в день Пятидесятницы людям открылось свидетельство Духа Божия, Кто Он, каков Он. Таким образом, впервые дана возможность и критерий для верной ориентации в мире духовных существ. Мы одновременно знаем теперь и то, что не есть Дух Божий: что не есть, как Он, что не подобно Ему, но имеет противоположное свойство. Этот дух не от Бога.

Это самая точная мера. Дух Божий, Святой Дух весь свидетельствует, что Иисус есть Сын Божий, Бог и Господь, Спаситель мира. Все Его действия ведут к одному свидетельству – что Иисус есть Богочеловек. Это свидетельствует и уверяет Святой Дух Своими проявлениями, Своими делами, Своими чудесами, Своими благодатными силами. И Он пребывает в Церкви посредством богоносных людей, особенно посредством святости их жизни.

Наш человеческий мир является жилищем духов разных видов и сортов. Для христианского сознания мир является просто разбойничеством и искушением этих духов, которых трудно различить. Поэтому “различение духов” является вместе и даром Духа Святого, и достижением человека. Святой Дух дает человеку благодать различения духов, “испытание духов” (1 Кор. 12:10) . И это дается тому человеку, который имеет веру и другие добродетели, составляющие его постоянный евангельский подвиг. Этот подвиг есть вместе и дело благодати Божьей, и дело свободной воли человека. Человек глубоко наставляется и тренируется в различении духов и постепенно совершенствуется. Только совершенные имеют дар различения духов для полной и четкой ориентации, для полного и четкого знания и различия добра и зла в их существе. Поэтому богоносный апостол Павел благовествует: Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр.5:14) . И это значит: способность различения добра и зла, добрых и злых духов созидается духовным подвигом, духовным упражнением, духовной борьбой. И это прежде всего благодатная практика, созидающая благодатную мудрость, которая одна, когда находится в человеческом мире духов, может различать духов, от Бога ли они или нет.

Поэтому святой Иоанн Богослов с многой любовью советует христианам: Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духовной борьбой тренированные чувства, внутренние и внешние, могут определить с точностью: от Бога ли дух или нет. Органы чувств обучаются с помощью всех благодатных евангельских добродетелей. С молитвой все чувства становятся молитвенными, с любовью становятся человеколюбивыми, с милостью становятся милосердными и т. д. Необученные чувства являются безблагодатными и легко создают лжепророков.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 1-2 возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога

Разъяснив учение о любви к ближнему, указав в этой любви признак пребывания Духа, которого мы получили, апостол теперь присовокупляет признак для различия истинных братьев и ближних, дабы мы, имея в виду это различие, по поводу заповеди о любви не вошли в близкие отношения с лжебратиями, лжеапостолами и лжепророками, и тем не причинили себе великого вреда. Ибо, имея общение с ними, как единонравными, мы, во-первых, повредим самим себе, без опасения сообщая учение веры нечестивым и повергая святыню псам; потом - повредим тем, которые преданы нам. Ибо любовь наша к лжебратиям, лжеапостолам и лжепророкам многих расположит принимать их за учителей и без осторожности верить их учению, причем они вдадутся в обман из нашего обращения с ними. Какой же признак их? Следующий: всякий дух, то есть всякий, носящий звание пророка или апостола, который исповедует Господа Иисуса, пришедшего во плоти, есть от Бога, а который не исповедует этого, тот не от Бога, но достоинство его от антихриста, что вы и слышали. Апостол немного выше (1 Ин. 2:18) говорил, что в мире появилось много антихристов, то есть предтечей антихриста. А исповедание пришествия Христова во плоти должно совершаться не на языке только, но и в делах, как говорит апостол Павел: всегда носим в теле мертвостъ Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (2 Кор. 4:10). Итак, кто имеет в себе Иисуса действующего, умер для мира, живет уже не для мира, но для Христа, и носит Его не в Христовой только плоти, но и в своей собственной, тот от Бога. А кто живет не для Христа, но для самого себя и для мира, то есть для удовольствий мирских, тот не от Бога. Посему Павел и опять говорит: если между вами есть споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете? (1 Кор. 3:3) . Поступающий по обычаю человеческому не имеет Духа Христова; а кто не имеет Духа Христова, то есть не живет по учению Христову, тот не есть Христов.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Дидим Слепец

возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире

Были в Иудее пророки Божий, а много было и притворяющихся пророками, так что необходимо прочное знание, [чтобы различать их]. Некоторые из говорящих: так говорит Господь , имели Святого Духа и Бога Слова, другие же - движимые дьяволом - были лжепророками. Так и начиная со времени жизни апостолов Христовых, глаголавших и имевших Святого Духа, Которого давал им Господь, часто дьяволом выставлялись лжеапостолы, притворяющиеся учителями Евангелия. Итак, необходимо иметь тот дар Святого Духа, который зовется различением духов, чтобы, имея знание, испытывать духов, дабы одним верить, а другим противостоять.

На 1-е послание Иоанна.

Еп. Михаил (Лузин)

возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире

Возлюбленные (1 Ин. 3:2, , не всякому духу верьте : хотя несомненно, что вы получили в залог и обеспечение духовной благодатной жизни Духа Святого, Духа сыноположения, Духа от Бога, Который пребывает в вас (1 Ин. 3:24) , тем не менее вы должны быть очень осторожны в деле духовной вашей жизни, иначе вы можете впасть в ошибку и принять за Духа от Бога духа, который не от Бога, а от антихриста (1 Ин. 4:3) . Основной пункт в этом предостережении апостольском есть понятие о духе, от какового понятия зависит и правильное понимание этого отделения. Апостол различает духа от Бога и духа, который не от Бога (1 Ин. 3:24; 1 Ин. 4:2-3) , духа истины и духа льсти. Признаком различия того и другого духа служит исповедание веры: тот исповедует Иисуса Христа, этот отрицает Его. Тот могущественнее этого, почему верующий побеждает обольстителей, или лжепророков; слово последнего происходит от мира, и мир его принимает, слово первого принимается теми, кто от Бога. Исходный пункт для разъяснения главного понятия о сем есть понятие лжепророка, или лжепророков, в рассматриваемом стихе. Истинные пророки изрекали свои пророчества, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1:21) ; источник откровений, какие они изрекали (или прорекали,- пророк), есть Дух Святой, или Дух Божий, одушевляющий, или движущий, пророка, почему пророк говорил слова свои не от себя, а от Духа, или слова его были слова не его, а Духа, точнее же - слова и Духа, и его (ср. 2 Пет. 1:21 и прим.). Так как в каждом пророке, кроме одушевлявшего его Духа Божественного был и ему присущий его собственный дух человеческий, то, таким образом, во множестве пророков было и множество духов, почему апостол говорит не об одном духе, но о духах от Бога. То же самое имеет место и в другом отношении, в отношении к лжепророкам. И они стояли под влиянием духа, только духа, который не был от Бога и не был от истины, а был дух антихриста (1 Ин. 4:3) , от диавола (1 Ин. 3:8) , дух льсти, или обольщения, действующий в обольстителях (1 Ин. 2:26) , или в лжепророках, о которых говорит здесь апостол, который (дух) одушевляет их, живет в них, как бы соединившись, или сроднившись, с их духом. И эти духи не от Бога, по числу лиц, одушевленных ими, были многие, как много было лжепророков. Потому и духи от Бога и духи не от Бога были многие, а посему апостол говорит об испытании не духа, а духов. - Переводя вдохновенный язык апостола на простой, обычный язык, изъясняемые слова его можно и должно перефразировать так: возлюбленные, не всякому учителю, или пророку, который учит как бы по божественному вдохновению, или внушению от Духа Божия, или выдает себя за просвещенного от Духа Божия, верьте; но испытывайте внимательно и осмотрительно, точно ли учитель говорит слово от Бога, точно ли проповедует богодухновенное, непререкаемо истинное учение, не говорит ли он слова, внушаемые духом льсти и обмана. «Разъяснив учение о любви к ближнему, указав в этой любви признак пребывания Духа, которого мы получили, апостол теперь присовокупляет признак для различия истинных братьев и ближних, дабы мы, имея в виду это различие, по поводу заповеди о любви не вошли в близкие сношения со лжебратиями, лжеапостолами и лжепророками и тем не причинили себе великого вреда. Ибо, имея общение с ними, как единонравными, мы, во-первых, повредим самим себе, без опасения сообщая учение веры нечестивым и повергая святыню псам; потом - повредим тем, которые преданы нам. Ибо любовь наша ко лжебратиям, лжепророкам и лжеапостолам многих расположит принимать их за учителей и без осторожности верить их учению, причем они вдадутся в обман из-за нашего обращения с ними» (Феофилакт). В первохристианской Церкви среди верующих были люди, которые обладали чрезвычайным духовным дарованием различения духов (1 Кор. 12:10) . Без сомнения, и этот дар, или обладающих и этим даром, апостол имеет в виду здесь; но так как он говорит всем без различия верующим в Церкви, повелевая им испытывать духов, от Бога ли они, то, без сомнения, не этот только дар чрезвычайный разумеется здесь, а вообще дар, или способность мудрой прозорливости и проникновения в истину христианского учения веры. Причину, по которой апостол повелевает верующим испытывать учителей и их учение, указывает он ту, что много лжепророков появилось в мире ; проповедуют учение не одни только просвещенные Духом Божиим учители, но и чуждые Духа от Бога, лжеучители, которых апостол называет обольстителями (1 Ин. 2:26) и апостол Петр - лжеучителями (2 Пет. 2:1) , которые лживо присвояют себе дар пророчества или дар учительства (см. прим. к 2 Пет. 2:1) . Эти-то учители или лжеучители и явились в мире, и появилось их много, как на поле плевелы посреди пшеницы (Мф. 13:25-26) , и против них-то направляет речь свою апостол.

Толковый Апостол.

Лопухин А.П.

возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире

Упомянув в (1 Ин. 3:24) о благодатных дарованиях Святого Духа, присущих христианам, Апостол теперь считает необходимым предостеречь читателей от возможной опасности со стороны злоупотребляющих упомянутыми дарованиями. В первенствующей Церкви было обилие духовных дарований, подаваемых Духом Святым на пользу Церкви (1 Кор. 7:7-11) : учительство, пророчество, чудесные исцеления, глоссолалия и др. были проявлениями Божественного Духа в верующих. Но рядом и по подобию с истинным вдохновением от Духа Святого, с истинными учителями и чудотворцами, выступило ложное вдохновение от духа тьмы - диавола, явились ложные учители, одушевляемые духом антихристианским, которые легко могли прельщать и увлекать за собою нетвердых членов христианской общины. Посему от таких «духов» или «лжепророков» и предостерегает христиан Ап. Иоанн - «присовокупляет признак для различия истинных братьев и ближних, дабы мы, имея в виду это различие, по поводу заповеди о любви не вошли в близкие отношения с лжебратьями, лжеапостолами и лжепророками и тем не причинили себе великого вреда. Ибо, имея общение с ними, как единоправными, мы, во-первых, повредим сами себе, без опасения сообщая учение веры нечестивым и повергая святыню псам, потом повредим тем, которые преданы нам. Ибо любовь наша к лжебратиям, лжепророкам и лжеапостолам многих расположит принимать их за учителей и без осторожности верить их учению, причем они вдадутся в обман из-за нашего обращения с ними» (блаж. Феофил.).

Толковая Библия.

(8 голосов : 5.0 из 5 )
  • прот. Владислав Свешников
  • Слово о чувственном и о духовном видении духов

Что такое различение духов?

Одно из наиболее ярких свидетельств о различении духов как об особенном встречаем в послании апостола Павла к Коринфянам ().

Необходимость в таком Даровании связана с тем, что сатана, будучи по природе ангелом, равно как и руководимые им злые духи, способен, по попущению Божию, принимать на себя личину доброго . Кроме того, он может принять на себя облик души прославленного Церковью святого или обличье обычного человека. Своевременному распознанию демона препятствует свойственная людям греховность и связанная с грехом духовная слепота.

Обмануть человека бесам бывает особенно легко именно тогда, когда сам человек имеет греховный внутренний настрой на встречу с таинственным, сверхъестественным. Аскетическая литература предоставляет нам массу примеров, демонстрирующих, как на поводу у злых духов шли даже опытные в духовной брани подвижники.

Нередко под действием демонов, вещавших от имени Бога, люди отступали от веры, организовывали еретические секты и даже новые религиозные культы.

Как реагировать на явления духов, не зная их подлинной принадлежности?

Помня слова апостола Павла о том, что и сатана иногда «принимает вид Ангела света» (), не стоит сходу вверять себя явившемуся духу. Став участником явления духов, первое, что уместно исполнить, - собраться, осенить себя крестным знамением и обратиться с молитвой ко Господу. В дальнейшем, по возможности, необходимо обратиться за рекомендацией к духовному наставнику.

Лишь облагодатствованный человек, обладающий духовной мудростью, духовным зрением, способен определить принадлежность того или иного духа: ангел ли он, или демон.

Вера — один из непререкаемых критериев религиоз-ности. Сказание мифа не требует веры как особого рода убежден-ности, оно описывает мир таким, каким видит его здесь и сейчас и не задается целью выяснить причины такого существования. Главное в мифе — воспроизвести прецедент, являющийся образцом для под-ражания, то есть мифическое повествование является руководством к действию, видом повседневного опыта, обусловленного знаниями предков. Нет необходимости каждый раз проверять достоверность этого знания, но если уж сомнения возникают, создается новая вер-сия мифа, снимающая противоречия. Для религиозного сознания сомнения недопустимы, требуется беспрекословная вера, осно-вывающаяся не на объяснениях (как в мифе), а на фанатич-ном принятии постулатов, даже если они противоречат здравому смыслу.

Два библейских персонажа наиболее отчетливо демонстрируют данное положение. Вера должна быть такой крепкой и безоснова-тельной, что преданный Богу не должен задумываться о причинах происходящего, задаваться вопросом о необходимости событий, как в ситуации с Авраамом. Испытывая его веру, Господь велит принести в жертву сына. Исаака. И Авраам принимает требование как про-мысел божий, не сомневаясь в необходимости жертвоприношения, с безропотной преданностью он готов выполнить волю господню. Ветхозаветный праведник Иов в качестве испытания веры получа-ет все новые и новые беды на свою голову. Разграблены его стада, сожжен дом, погибли дети. Пока он доискивается причин своих страданий и задается вопросом, за что ему все это, он получает очередные удары судьбы. Наконец, он понимает, что воля Господа непостижима, что ее не измерить никакими человеческими мерками, что у Бога есть какие-то свои причины наказывать своего раба. Иов не ищет более божественной справедливости, а просто принимает свою судьбу. Только тогда мучения его прекращаются. Безусловное смирение, ничем не оправдываемая вера, не допускающая рассудоч-ных умозаключений о необходимости происходящего, не требующая доказательств, — так можно охарактеризовать религиозное чувство почитания.

Боги и духи славянской мифологии.

Славянская мифология - это все мифологические представления, верования и обряды славянских народов, которые существовали до принятия христианства, после чего многие из них органично вплелись в новую религию, тогда как остальные были утеряны или сохранились исключительно в письменных источниках.

Если разобрать само слово «язычество», его значение вполне подходит для определения собрания народных верований. Слово «язык» в далеком прошлом служило для обозначения отдельно взятого народа или племени. В соответствии с письменными источниками, оставленными Нестором-летописцем, славяне жили единым народом на берегах Дуная, и позже разошлись по разным местам, распространяя славянский язык. Таким образом, само слово «язычество» можно использовать для описания верований именно славян, а не всех других народов в целом.

Славянские мифы - это первичные элементы культуры человечества, и именно мифы являются началом религиозных представлений и развития культурной жизни. Стоит отметить, что славянская мифология не отличается однородностью, поскольку разные племена имели свою систему богов и духов, обрядов и особенностей их проведения.

Например, одни племена ставили на первое место силы природы, отражением которых являлись славянские боги, другие племена прежде всего почитали души предков, а третьи почитали тотемных животных.

Также большое разнообразие встречалось и в обрядах, в частности, в одном из самых важных и серьезных - погребении. Одни племена хоронили родичей в земле, и считали, что души остаются на земле, помогая своим потомкам и охраняя их род, а другие сжигали мертвецов, отправляя их души в небеса, поскольку если избавиться от тела, душа быстрее вознесется на небо и преставится к какой-либо звезде. Стоит отметить, что именно от этого обычая слово «преставиться» приобрело свой зловещий смысл.

Славянская мифология - четкое разделение мира.

Как и каждый народ, славяне имели свое представление о мироустройстве, разделенном на несколько миров. Навь - подземный мир злобных духов и мертвецов, в который отправляются умершие, Явь - мир живых людей, в котором также обитают духи природы, а Правь - мир Богов. Мифы древних славян утверждают, что существует переход из мира Яви в Правь и представляет собой огненный мост. Этот мотив часто встречался в сказках, где царевич должен перейти через огненный мост или несколько таких конструкций, отправляясь в «неведомое царство». Как правило, где-то поблизости находилась известная всем избушка на курьих ножках, хозяйка которой и помогала ему преодолеть переход.

В целом, образы славянской мифологии тесно связаны с представлениями о мироустройстве, модели мира, которая существовала у наших далеких предков. Однако состав славянского пантеона и список разнообразных духов не всегда был одинаков, даже в разных областях. С течением времени славянская мифология боги, духи и обряды становились более сложными, пантеон пополнялся, а связи становились все сложнее.

История верований - несколько периодов.

Как и любая религия, славянская мифология боги и духи постоянно развивались, и менялись приоритеты в поклонении тем или другим высшим силами. Например, в известном трактате-поучении под названием «Слово об идолах», приводятся этапы славянского язычества в хронологическом порядке, и выглядит это следующим образом:

1. Славяне покланялись упырям и берегиням.

2. Средиземноморские культы привнесли в верования славян первых божеств - Рода и Рожаниц.

3. Славяне выделили среди других богов Перуна, которые стал возглавлять пантеон.

Таким образом, наиболее древние боги славян - это Род и Рожаницы, которые выражают мужское и женское начала. Род часто отождествлялся с зерном, которое оплодотворяет землю и с фаллосом, как символом оплодотворения, а Рожаницы представляли собой женское начало, которое дает жизнь человеку, растениям и животным. Значительно позже эти божества трансформировались в большой пантеон славянских богов, который имел большие отличия в разных племенах.

Однако, как видно из хронологии, еще до возникновения первых, неперсонифицированных богов, славяне поклонялись берегиням и духам, которые, в несколько измененном виде, вошли в русский фольклор.

Берегини - это существа, которые охраняют покой разных мест, начиная от природных угодий, например, водоемов или рощ и заканчивая человеческим жильем. Славянская мифология существа которой очень разнообразны и многолики, коренным образом изменилась во время принятия христианства, и добрые существа, которые защищали людей, превратились в злобных духов, внушающих страх.

Имена богов древних славян - большой пантеон.

Традиции славянского народа включали в себя поклонение целому списку божеств, которые менялись с течением времени. Славянские волхвы - хранители магических знаний, проводили ритуалы, связанные с поклонением богам, говорили с ними и передавали людям божественную волю.

Из самых известных богов славянского пантеона можно назвать Сварога - бога неба, Стрибога, повелевающего воздушной стихией. Ярило - бог огня в славянской мифологии, а бог солнца - Хорс, больше почитаемый в юго-восточных областях. Именно этому богу были посвящены два главных праздника - дни летнего и зимнего солнцестояния.

Коляда - новорожденное солнце, которое чествуется в праздник зимнего солнцестояния - с 25 декабря по Велесов день ряженые распевали по дворам колядки и прославляли Коляду, который приносит благополучие в дом.

В день летнего солнцестояния - на 24 июля, славяне праздновали Купало. Обычаи включали в себя сжигание кукол Ярило, Купалы и Костромы, водили хороводы, жгли костры на ритуальных холмах и купались, чтобы избавиться от болезней и немощей.

Имена богов древних славян, несущих в себе мужское родовое начало - Световид, Яровит, Ругевит, Даждьбог, Поревит и Белобог. Эти боги являлись верховными у многих племен, они охраняли добро и род, справедливость и честь.

Также мужским охраняющим началом был бог Перун, который покровительствовал воинам и сам являлся защитником людей от злых сил.

Один из древнейших богов славян - Велес, которому сначала молились охотники, а позже скотоводы. Скот являлся основой пропитания славян, поэтому этот бог был очень почитаем, например, на праздник Семик, славяне почитали его хороводами и песнями, поцелуями венков и любовными похождениями.

Стоит отметить, что слово «волхв» имеет один корень с «Велес», или волосатый. Волхвы, отправляя ритуалы, одевали шкуры животных.

Также почитаемы были и женские боги - Триглава - богиня Земли, Макошь, дарующая хороший урожай, и, самая почитаемая и известная - Лада. Эта богиня любви и красоты являлась покровительницей браков, семейного спокойствия и счастья.

Страшными божествами древних славян являлись Чернобог, который судил мертвых и мог наслать кошмары, и Мара - богиня смерти.

Однако, как уже говорилось раньше, верования славян не ограничивались почитанием божеств. Поклонение духам возникло значительно раньше и сохранялось на протяжение всего периода язычества и, в несколько измененном виде, перешло в христианство.

Берегини и духи в язычестве древних славян.

Весь быт древнего славянина был наполнен духами, и он встречался с ними на каждом шагу. Одним из самых известных в современности духов является домовой. Это дух, который проживает в каждом доме, покровительствует его хозяевам и защищает семью. Как правило, домовым становился один из умерших предков, оставшийся в доме, чтобы оберегать своих потомков. Присутствие домового считалось обязательным для благополучия в семье и доме, именно поэтому во время переезда обязательно было забрать его с собой. Обычаи славян предполагали расстелить за печкой шубу и пригласить домового переехать в новый дом, потом шубу заворачивали (вместе с домовым) и переносили в новое жилье.

Однако присутствие домового могло быть не только приятным, поскольку рассерженный дух мог ущипнуть человека, или напроказничать в доме, спрятать что-нибудь, разбить или напугать жильцов. В разных местностях домовые духи назывались по-разному, например, в Белоруссии домового величают Клецником, а за проделки - Садолом и Шут.

Еще один дух, приближенный к людям - дворовой, обитающий во дворе дома. Этот дух покровительствовал скоту, однако считался злым. В его описании можно обнаружить черты и домового, и оборотня - он имеет тело человека и куриные или кошачьи ноги. Любимым животным этого существа считается кошка, а обитает он в основном, на специально для этого повешенной еловой либо сосновой ветке. Дворового считали темным духом, которому неприятно все светлое, поэтому при покупке белой лошади обычаи славян предполагали вводить её на двор задом, через разостланную в проходе шубу. Кроме того, из-за дворового нельзя было оставаться на ночь в бане или в овине, а на двор нельзя было пускать чужих животных.

Следующих дух - овинник, жил, как понятно из названия, в овине. Этот дух представлялся большим черным котом с горящими глазами, однако мог принимать также вид барана или покойника. Характер овинника достаточно сложный - его трудно задобрить и он может напакостить хозяевам.

Однако в его обязанности все же входят и добрые дела - он следит за порядком на гумне, смотрит, когда нужно затопить овин и следит, чтобы хлеб не сушили во время ветра. В бане славянина проживал Банник - раздражительный дух, который строго следил за исполнением банного ритуала. При любых нарушениях, он мог ошпарить кипятком, напустить угар и сделать другие пакости.

Славянские избы могла посетить лихорадка - демон в обличие женщины. Этих демонов насчитывалось двенадцать, по названию симптомов болезни, например, тресея, огнея, грудица, желтея и т.д.

Перечислены лишь самые основные духи, в действительности же их гораздо больше - дрема, баюнок, злыдни, шишиги, спорыньи, спехи и многие другие.

Однако славянин встречался с духами не только в собственном доме и во дворе. Они населяли каждый уголок мира и природы. В водоемах обитали русалки - разновидность берегинь, хранящих водоемы и помогающих плывущему добраться до берега. Обычаи древних славян на русальную неделю (с 19 по 24 июня), включали распевание русальных песен и украшение деревьев и кустов близ водоема полотенцами и пряжей - символической одеждой, которая помогала бы задобрить духов. Во время проникновения христианства русалок превратили в злобных существ, и еще одним названием для них стала мавка. В это существо превращались после смерти некрещеные младенцы.

Русский фольклор часто использует образ водяного - сильного духа водной стихии. Водяной имеет обличье мужчины со спутанной бородой в тине и часто забирается на ночь в водяную мельницу. Под водой этот дух имеет свое царство, богатые стада, жен-русалок и утопленниц. Сила духа в воде безгранична, он имеет власть над тонущим человеком и может зло пошутить над рыбаками. Весной обычаи древних славян предполагают задабривать водяного, поливая воду маслом и даруя любимое кушанье духа - гусей.

Лес для наших предков был опасным местом, в котором также обитали многочисленные духи. Леший представлялся человеком в звериной шкуре, который иногда мог иметь звериные черты, например, рога или копыта. Дух мог напугать человека и завести его в самую чащу или наоборот, помочь выбраться из леса к жилью. Воплощением леса также являлись боровик, лесные мавки, шишиги и упыри, анчутки и оборотни, волколак и лесной царь. Зимой на смену лешим приходили Морозко, Карачун и Трескунец, которые следили за порядком в лесу и могли помочь человеку, который относился к лесу с уважением.

Кикимора, часто встречающаяся в сказках, как дурное и злобное существо, изначально была богом сна и ночных сновидений. Однако, как и остальные славянские духи, она может напроказничать, побеспокоить малыша ночью или спутать пряжу.

Покойники и злобные духи.

Действительно злобным существом был упырь - умерший человек, который встает из могилы по ночам и сосет кровь у людей и скотины. Для того чтобы исключить вред от упыря, славянские обычаи предполагали меры осторожности. Заложные покойники - люди, умершие неестественной смертью, например самоубийцы, колдуны, опойцы и утопленники, хоронились на обочинах дорог, в оврагах и на перекрестках. Также на их могилах рассыпали мак, чтобы покойник, выбравшись из земли, считал зерна, а не разгуливал по селу, причиняя вред.

Днем тоже появляются зловредные духи - полудницы, которые настигают тех, кто работает в поле днем, а не отдыхает, как следует. Они могут защекотать до смерти или украсть ребенка. Также заслуживает упоминания огненный змей, который принимает облик умершего мужа и является его жене. Если она поддастся на его уговоры, он мучает её, насилует, выпивает кровь и, в конце концов, убивает.

Также стоит упомянуть еще одного участника большинства русских сказок - Бабу-Ягу. Это старая женщина, с седыми космами, длинным носом и костяной ногой, в действительности была берегиней. Само слово «Яга» произошло от «Яшка», которым славяне называли ящура или прародители жизни на земле. То есть, Баба-Яга - это прародительница, которая сохраняет род и славянские традиции, помогает детям и охраняет пространство около дома. Только во времена христианства древнее положительное божество было исковеркано и превратилось в злого духа, которым пугают детей. Однако некоторые славянские мифы сохранили отголосок прежнего значения, например, когда Яга помогает положительным героям, дарит им свою мудрость и раскрывает секреты.

Самым наглядным показателем христианского влияния на языческие верования является святочная нечисть, которая тесно связана с православными верованиями. Христианский бог на Святки выпускает «нечисть» и чертей, которые исчезают в день Крещения. В категорию нечисти возвели и леших, и домовых и даже Бабу-ягу. Кроме того, появились новые духи - вештицы и святочницы - волосатые духи, которые пляшут в заброшенных домах.

Таким образом, славянская мифология наполнена разнообразными духами, большая часть которых была превращена в злобных существ посредствам принятия христианства.

Природа духа человеку неизвестна, тем более природа сущности всего Бога. Бог создал человека по своему подобию, а значит Отец Небесный, а также Сын Бога и Дух Святой тройственен по своей сущности: Тело, Душу и Дух Божий и всё это по своей природе духовно, то-есть не материально. Душа и дух человека тоже не материальны, но по своей природе духовны. Материально есть то, что человек может определить своими органами, которые принадлежат телу или посредством приборов. Материальное и духовное всё находится вместе во всей сущности бытия, но различить человеку, в отличие от ангелов, это невозможно при жизни человека на земле. Бог же для человека разделил бытиё.

Дух Божий есть "животворящий", Который может творить всё, в том числе и жизнь Словом Бога ("и сказал Бог: да будет свет"), а жизнь людей, в отличие от животных сотворил вдыханием. По-видимому, только вдыханием Бога даётся вечная жизнь, что и получили Адам и Ева при творении, но утратили после грехопадения. Человеку понять всё это невозможно. Дух человека разумен и тоже может творить, но не является "животворящим", но может творить жизнь, только соединяясь в целое человека: муж+жена и произвести жизнь в потомстве посредством программы Бога в сущность (организм людей) при их первоначальном творении.

Полное понятие Духа Святого для человека невозможно будет никогда, но как-то приблизиться к пониманию Его мы всё таки можем. Люди рассуждают об этом по-разному, так некоторые говорят, что если перевести древнееврейское слово «руах» или греческое «пнеумос» точно по смыслу на русский язык, это будет означать энергия, мощь, сила". Однако, правильно говорить то, что Дух Божий, в Своём воздействии на всё, использует энергию, которая входит в Его сущность и Им определяется.

Энергия же определяется из формулы А.Энштейна М=Е/С, где масса- есть не что иное в действительности, как энергия в зависимости от скорости света в квадрате. Масса возникает только при взаимодействии различных состояний "Е/С" между собою. Согласно Библии можно сказать, что есть отличная от всего тварного бытия непостижимая область, в которой пребывает Бог. Это та область бытия Божия, о которой Апостол Павел говорит, что Бог "обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1Тим.6, 16).

Поэтому, мы приходим к интересному выводу при рассмотрении в этой формуле А.Энштейна правой части, которая нам раскрывает более подробно Бога в Его существовании. Материя есть производное от энергии, которой обладает Бог (ДУХ), осуществляя как предметное при установлении системы отсчёта с присущей ей скорости света. При этом всё творимое есть новая энергия, имеющая две формы своего существования: замкнутая в своём движении (например атом с своим внутренним миром) и распространяющаяся (электромагнитное поле). Всё это осуществляется Духом-Божьим и Им управляется.

Время не связано с бесконечностью всего существующего, но только с тем, что внутри бесконечности, которая принадлежит Богу. Время и пространство принадлежат только материальному. Бесконечность определяется Богом и в Нём заключается. Понимание всего существующего, как различных форм существования энергии, приводит к мысли о том, что сама энергия не могла организоваться в эти формы, а это могло произойти под воздействием на неё Духа Божьего, Который и является творцом физических законов вселенной.

Ум человека (способность оперировать знаниями), также как и вычислительные машины, имеет предельные возможности, как по скорости обработки информации так и по объёму памяти, а у Бога всё это беспредельно. Человек думает, мыслит словами, но всё это ограничивает жизнедеятельность человека, его способности. Думаю, что Бог в своей мыслительной деятельности оперирует целыми понятиями с большим объёмом громаднейшей информации бытия

Ум человека (способность оперировать знаниями), также как и вычислительные машины, имеет предельные возможности, как по скорости обработки информации так и по объёму памяти, а у Бога всё это беспредельно. Человек думает, мыслит словами, но всё это ограничивает жизнедеятельность человека, его способности. Думаю, что Бог в своей мыслительной деятельности оперирует целыми понятиями с большим объёмом громаднейшей информации бытия.

Человек изменчив в своей жизни не только по плоти, но и по знаниям, убеждениям, то-есть духовно, а также меняется и душевно. Постоянная изменяемость есть признак несовершенства, Бог же всегда один и Тот же. В Священном Писании много свидетельств Божественной неизменяемости, например: «Ибо Я- Господь, Я не изменяюсь». (Мал. 3:6); «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться» (Числ. 23,19). Но неизменяемость Бога не говорит о том, что Он неподвижен. Священное Писание говорит о том, что Бог есть жизнь и Богу присущ динамизм жизни. Свт. Григорий Богослов так говорит об этом: «Божество не подлежит превратностям и изменениям, так как нет ничего такого, что было бы лучше Его и во что Оно могло бы преложиться».

Согласно Библии Бог сказал, а мы повторяем, что Отец Небесный родил Сына Своего Божьего. Однако, людям трудно понять, как может отец родить ребенка, т.к. женщина-мать рождает детей. Ответ на это дает нам Библия, ее начало, где сказано, что Бог сотворил женщину из ребра мужчины. Бог взял часть плоти человека и из этой части сотворил другого человека. У Бога нет ничего невозможного, а поэтому можно сказать, что эта часть помогла творению, так как содержала необходимые данные для этого. Так и Сына Своего Бог создал из Себя. Бог Сын есть часть, отделенная Богом. Также и Дух Святой является частью Бога. Сущность Каждого имеет свою направленность в бытии. Но все Трое являются отдельными личностями, едиными в Своих действиях по Воле Отца Небесного. Поэтому слово «единородный» (Иоанн 3:16) говорит о великой сущности Сына Бога. Сын Бога и Дух Святой являются Каждый Богом в своей сущности, но все творящие по воле Отца.

mob_info