Домашнее задание. Образ Русской земли

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Приютненская многопрофильная гимназия»

Научный проект:

«Как меняется родной язык с появлением в нём

Слов английского языка»

Выполнила:

Быхалова Виктория ,

ученица 7 класса.

Руководитель:

Зикеева Надежда Григорьевна ,

Учитель английского языка.

С. Приютное

2017г.


Содержание

I. Введение.

II. Основная часть:

1.Причины появления заимствований.

4.Отношение школьников к исследуемому явлению.

5 .Основные причины изучения английского языка современными

Ш кольниками

III . Заключение.

IV . Список используемой литературы.

V . Приложение.


Введение.

Как известно, словарный запас любого языка постоянно обогащается. Один из способов обогащения языка является заимствование. В последнее время очень много слов «приходит» из английского языка. Наша планета так устроена, что главенствующее положение в мире всегда занимает самая сильная страна. На сегодняшний день такой страной является Америка, но поскольку американский язык

Полон ненормативной лексики и сленга, то за общепринятый был взят аристократичный английский. «Язык без претензий». Слова в нем просты и понятны. Здесь не нужно ничего придумывать, не нужно заучивать сложнейшие правила грамматики, а смысл пословиц улавливается сразу. Идеальный язык со всех сторон. Английский язык общепризнан как ведущий международный язык, его распространенность на планете в различных сферах общения людей не имеет себе равных. Английский прочно прижился в огромном потоке людей из разных стран. На нем выступают по телевидению политические деятели всех стран мира, разговаривают в телепередачах, поют песни. Где бы вы ни оказались, повсюду можно видеть вывески и рекламные объявления, написанные по-английски.

Английский – это новая мода, которой следуют все, а рассмотреть мне хотелось бы проблему глобализации английского языка в более узком аспекте: заимствования из английского, как часть русского сленга.

Тема работы «Как меняется родной язык с появлением в нём слов английского языка» выбрана не случайно. Известно, что повседневная речь человека – это показатель уровня грамотности, эстетического развития человека, наличия у него культурных ценностей. Она является важнейшим фактором формирования нравственного и духовного развития подрастающего поколения.
Цель данной работы: с помощью анализа английских заимствований показать, какое влияние оказывает английский язык на повседневную речь современного подростка.

Объект исследования : английский язык.

Предмет исследования : влияние английского языка на речь современного подростка.

Гипотеза: 1.Появление новых слов расширяет словарный запас.

2.В связи с употреблением огромного количества неоправданных заимствований происходит засорение языка, утрачивается его самобытность и неповторимая красота.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материала при дальнейшем исследовании иностранных заимствований.

Актуальность данной темы очевидна, так как нанесение ущерба культуре языка - засорение его жаргонизмами, тенденция к безграмотному использованию языковых структур и единиц в разговорной речи – является очевидной проблемой культуры речи молодежи.

Задачи:
1.Определить причины заимствований.
2.Классифицировать заимствования по сферам общения.
3.Узнать источники пополнения лексического запаса.
4. Выявить отношение школьников к исследуемому явлению.

5.Основные причины изучения английского языка современными школьниками.


Новизна научной работы : данная тема в нашей гимназии рассматривается впервые.

II. Основная часть


1. Причины появления заимствований.
На переломе веков время несется с такой скоростью, что не успеваешь осмыслить все новое, что появилось вчера и сегодня утром. Столь же стремительно меняется и язык, вернее, его словарный состав. В ходе исторического развития человеческие языки постоянно вступали и продолжают вступать в определенные контакты друг с другом. Языковые контакты это взаимодействи
е двух или более языков, которые оказывают какое-либо влияние на структуру и словарь одного или многих из них. Развитие мирового экономического рынка, культурных связей, усиление информационных потоков, появление глобальной компьютерной сети интернет, международного туризма – все это привело к появлению новых заимствованных слов.

Рассуждая о нынешней ситуации, многие филологи и лингвисты отмечают, что интенсивность заимствования чужеродной лексики достигла угрожающих темпов. Особую озабоченность вызывает тот факт, что в повседневной речи современной молодёжи всё чаще и чаще встречаются заимствования из английского сленга и их производные. Появление большого количества слов английского происхождения, их быстрое закрепление в языке объясняется следующими причинами:

Расширение межгосударственных и международных отношений,

Развитие мирового рынка,

Усиление информационных потоков,

Появление глобальной компьютерной системы Интернета,

Развитие экономики и информационных технологий,

Участие в международных фестивалях, олимпиадах

Возросла необходимость в интенсивном общении с людьми, которые пользуются другими языками. А это – важное условие не только для непосредственного заимствования лексики из этих языков, но и для приобщения носителей языка к интернациональным (а чаще – созданным на базе английского языка) терминологическим системам. Таким образом, заимствование англицизмов конца ХХ века отвечает перечисленным выше причинам.
В наши дни около четверти населения земного шара говорит на английском языке. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда современные информационные технологии базируются на материале английского языка, на международных научных конференциях все доклады читаются и публикуются по-английски, а международные переговоры ведутся не через переводчика, а на английском языке с обеих сторон.

Какова же роль английских заимствований в современном языке, а конкретнее – в повседневной речи и сленге нашей молодежи; является ли «англотизация» естественным языковым процессом или же этот процесс обусловлен социально-идеологическими причинами?

Все эти противоречивые вопросы побудили нас исследовать отношение к изучению английского языка учащихся нашей гимназии.

Опираясь на такие методы исследования как систематизация, классификация и наблюдение, мы постарались классифицировать заимствования по сферам общения и выявить частотность использования заимствований в повседневной речи.
Нами был проведен опрос учащихся гимназии на тему «Причины использования заимствованных слов в повседневной жизни подростков».

Мы выявили ряд следующих причин:

Потребность назвать новые явления, предметы, понятия (ноутбук, принтер,плейер);
- отсутствие соответствия в родном языке (чипсы, видеоклип, хотдог);

Необходимость выразить многозначный описательный оборот одним английским словом (лифтинг, пиллинг);

Пополнение родного языка более экспрессивными средствами (пиар, бизнесвумен);
- восприятие иностранного слова как более учёного (эксклюзивный);
- необходимость конкретизации значения (гамбургер вместо бутерброт);

2. Употребление заимствований в разных сферах общения.

Каждый подросток обязательно сталкивается с англоязычными словами в следующих сферах общения:

1.Политика

В последние годы в политической лексике появились английские слова. Включая телевизор, мы слышим, например, «саммит двух стран о заключении перемирия», «для подключения сети Интернет вам необходимо обратиться к провайдеру». В сфере политики мы уже привыкли к новым понятиям – парламент, инаугурация, консенсус, спикер.

2. Средства массовой информации . В этой сфере работает множество профессионалов, имеющих филологическое образование, которые должны нести культуру языка «в массы». Однако, на практике все с точностью наоборот: именно СМИ способствуют распространению иноязычия, а порой и косноязычия, в нашей речи. Английские слова и выражения доносятся с наших телеэкранов. Некоторые телевизионные передачи имеют названия на английском языке. (Comedy Club – клуб комедии; Discovery - Oткрытие, каналы на телевидении). Постоянное употребление иностранных слов в рекламе способствуют укоренению английских слов в лексиконе подростков.

3. Кино, музыка. Данная сфера является мощным источником популяризации английского языка. Благодаря поп-культуре большинство англицизмов вошло в молодежный язык без каких-либо препятствий. Сейчас очень много современных звёзд поют на английском языке, множество фильмов снимается на этом языке.

4. Иноязычные термины стали господствующими в самых передовых отраслях науки и техники. Для новых технологий придумывают новые названия, и звучат эти названия на английском языке. Слова: компьютер, ноутбук, мобильный, сканер, органайзер, клавиатура, монитор и многие другие пришли к нам из английского языка.

Клавиатура всех компьютеров имеет клавиши на английском языке: up – вверх; down - вниз; enter – вход; ввод; print – печать, печатать; delete –вычёркивать, уничтожать;insert -

Вставлять; shift – перестановка, смена и др.

На аудио и видеоаппаратуре можно видеть надписи: Push; Stop; Wind; Low; High; Light; Noise и т.д.

5. Спорт. Те слова, к которым мы так привыкли, оказывается, пришли к нам из английского. Это такие слова, как спортсмен, футбол, бодибилдинг, фитнес, спринтер.

6. Экономика. В этой сфере есть такие заимствованные слова, как инвестиция, маркетинг, дилер, брокер.

Появляются товары с английскими этикетками: шампунь для головы «Head and Shoulders» (голова и плечи), средство для мытья посуды «Fairy» (волшебница), стиральный порошок «Tide» (прилив – отлив).

Надписи на предметах одежды содержат информацию о производителе или качестве одежды, об обращении с нею: Made in Japan; Manufactured in Germany; 100% cotton; Wash 30 – 40 °.

В последние годы распространилась мода украшать предметы одежды различными надписями, которые представляют собой рекламу, различные призывы, а иногда географические названия или шуточные высказывания.
Например, на футболках: Kiss me!; California; Montana; Cowboy; Milk Is Better than Wine; God Loves Us; Star Wars; Drink Coca-Cola; Star; I love you; let’s go shopping и т.д.

3. Источники пополнения лексического запаса молодёжи.


Как показало наше исследование, источниками пополнения лексического запаса молодежи являются: интернет (30%), книги (38%),учитель (28%)

и другие (поп-культура (кино, музыка), техника (компьютерные технологии)),

Много заимствований нашли своё место в молодёжном сленге, потому что сленг является основной частью языковой культуры подростков.
Молодежный сленг является важным социальным фактором. Социализация очень важна для подростков, использование сленговых слов в речи, особенно англицизмов, является определенным «кодом», который служит пропуском в ту или иную молодежную группу. Поэтому в зарубежной терминологии сленг все чаще называют in-group language. Существует свой «язык группы» у компьютерщиков, который сразу позволит отличить геймера от хакера. При помощи сленга сноубордисты выяснят, кто новичок: гуффи или нормал и т.д. Данные иноязычные слова вовсе не помеха богатству языка, их заимствующего, так как они несут конкретную социальную функцию, большинство из них в дальнейшем процессе языкового развития утрачиваются, уходят из языка с исчезновением той или иной социальной группы.

4 Отношение школьников к исследуемому явлению.

Опросив своих сверстников, я узнала, что все они довольно часто используют слова, заимствованные из английского языка. Когда они удивляются, то говорят: «Вау!», если они согласны с чем-то, говорят: «О кей!» Часто, когда мы с друзьями здороваемся, мы говорим: «Хай!», а когда прощаемся, мы говорим: «Бай!». Действительно, в речи современной молодежи все чаще встречаются заимствования. Молодым людям намного проще выразить свои чувства и мысли, используя средства английского языка.
Увлечение англицизмами стало своеобразной модой, оно обусловлено созданными в молодежном обществе стереотипами, идеалами.
Добавляя в свою речь английские заимствования, молодые люди определенным образом приближаются к этому стереотипу. Но, несмотря на это, обиходная речь не испытывает чрезмерного наплыва иноязычных слов. Люди старшего поколения менее терпимы к чужой лексике, чем молодежь; Англицизмы, употребляемые молодежью, аттестуют ее в определенных кругах более высоко, подчеркивают уровень информированности, ее превосходство над остальными. Иностранные слова в речи молодых могут играть роль своеобразных цитат: термин, принадлежащий какой – либо специальной сфере, может цитироваться, сознательно обыгрываться, искажаться. Именно в этой группе имеет место просто неправильное прочтение английского слова. Порой ошибка становится привлекательной до того, что овладевает массами. Происхождение данных слов связано со звуковым искажением в процессе освоения данных заимствований. Происходит своеобразная игра звуками. Такие слова образуются путем отнимания, прибавления, перемещения некоторых звуков в оригинальном английском термине.

Заимствования из английского языка охватывают все сферы школьной жизни, например:

- «комп» – от «computer» – компьютер («Опять мой комп завис»);

- «маус» – от «mouse» – компьютерная мышь («У тебя такой навороченный маус»);
- «инглиш»- перенос из жаргона школьников от «English» – английский язык («На инглиш идешь?»);

- «фейс» – от «face» – лицо («На уроке главное – фейсом в грязь не упасть»);
- «френд, френдиться» – от «friend» – друг, дружить («Он мой лучший френд»);
- «боты» – от «boot» – обувь, туфли («Столько ботов, а бутиться не во что»);
- «дивидишник» – от «DVD-player» – DVD плейер («Дай что-нибудь посмотреть по дивидишнику»);
- «мазер-фазер» – от «father», «mother» – мама, папа («Нужно к приходу мазера-фазера прибраться»). Как видим, речь молодых легко вбирает в себя английские единицы.

Кто-то считает, что проникновение иностранных слов в родной язык крайне опасно. Они говорят, что появление новых слов в родном языке засоряет язык, утрачивает его самобытность и красоту, а кто-то считает, что это даже очень полезно. Я, прочитав несколько статей в сети «Интернет», расспросив своих родных и знакомых, пришла к выводу, что проникновение английского языка в родной язык не так страшно, а в какой-то мере даже полезно для жизни людей. Ведь английский не забирает у нас красивые слова и выражения, не меняет нашу грамматику, не переделывает наши сложнейшие правила и орфограммы, а всего-навсего пополняет словарный запас нашего языка. Я считаю, что английский язык только помогает нам в развитии языка.

5. Основные причины изучения английского языка современными школьниками (материалы сети Интернет).

Для того, чтобы выяснить роль английского языка в жизни школьников разных стран мира, я воспользовалась материалами различных Интернет – форумов, посвященных

отношению учащихся к изучению английского языка.

Среди основных причин изучения английского языка современные школьники выделили следующие:

Английский язык изучается в школе;

Английский язык необходим для путешествия;

- английский язык необходим для работы;

- английский язык необходим для пользования Интернетом;

- английский язык полезен для прослушивания и понимания английских песен;

Английский язык – международный язык, он помогает общаться людям разных национальностей;

Так как английский язык является обязательным школьным предметом для изучения, мы провели анкетирование 20 учащихся, с целью выяснения, какую роль играет английский язык в их жизни, и насколько интересен данный школьный предмет для них.

Для этого учащимся была предложена анкета «Английский язык в моей жизни». В данной анкете ребятам было предложено выбрать не более трех вариантов ответов.

Наиболее популярными ответами были:

- для пользования Интернетом (15учеников);

Для прослушивания популярной музыки (4);

Для общения с заграничными друзьями (1);

Для будущей профессии (3);

Для веселья и удовольствия (2);

Другие ответы учащихся:

- учителя заставляют (12);

- для чтения книг в оригинале (2);

На наш вопрос, что они думают о роли иностранного языка в их дальнейшей жизни, одноклассники ответили следующим образом:
1. Я хочу путешествовать за рубежом – 31.9 % учащихся.
2. Это поможет найти мне хорошую работу – 22.2 % учащихся.
3. Я хочу разговаривать с иностранцами – 20 % учащихся.
4. Я хочу читать книги, журналы и газеты на английском языке – 8.9 % учащихся.
5. Это предмет школьной программы – 17 % учащихся.
6. Я хочу учиться за рубежом – 6.7 % учащихся

III. Заключение.

Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что среди моих сверстников изучение английского языка носит практический характер. Учащиеся изучают английский язык, чтобы послушать песни своего любимого певца или прочитать статью о любимом фильме. Так как в этом возрасте главным является общение, то учащиеся хотят общаться не только со своими друзьями, но и со сверстниками из других стран, обогащая свой язык словами из других языков.

Эти слова называют новые для нашего народа вещи, обычаи, понятия и т.д. Жизнью доказано, что всё ненужное и лишнее отсеивается из языка самостоятельно. Самое главное – знать смысл произносимых слов и употреблять их правильно, ведь
наша повседневная речь - это не только показатель уровня грамотности, эстетического развития человека, наличия у него культурных ценностей, но и средство отражения этих характеристик для всего общества в целом.

Наша речь является важнейшим фактором формирования духовной культуры, нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. Заимствования из английского языка в нашей русской жизни уже не убрать, не отделить и не искоренить, поскольку в нашу разговорную речь они вошли очень плотно, а разговорная речь, как известно, всегда будет основой общения большей части населения. Сленг… Само слово звучит как-то не по-русски. И стоит ли бороться с ним? Ведь мы уже не сможем избавиться от таких слов как «окей», «хай», «лет`с гоу» и прочее.
В качестве вывода необходимо привести следующее:
- появление новых слов расширяет словарный запас родного языка,

В связи с употреблением огромного количества неоправданных заимствований происходит засорение языка, утрачивается его самобытность и неповторимая красота.
Но учащиеся не могут не использовать английские слова в своей речи, поскольку некоторые из этих слов уже давно проникли в наш разговорный язык.

На основании изученной нами информации, а так же результатов проведённого исследования, можно однозначно сделать вывод, что практическая значимость нашей работы состоит в возможности использования данного материала при дальнейшем исследовании иностранных заимствований.

IV. Список использованной литературы:


1. Гальперин И.Р. Стилистика. – Москва: Высшая школа, 1981.

2. Дэвид. Кристи. Английский язык как глобальный. – М.: Экссмо – пресс.2010

3. Ирзабеков В.И «Тайна русского слова»// Тверской собор. – 2007. - №17-18. С. -14-15.

4.Марова О.Ю. Я Познаю мир. Английский язык. – М.: АСТ. - 2012.

5. А. Плигин, И. Максименко Личностно – ориентированное обучение английскому языку. Москва «Олма – Пресс» 2005 г.

6. И. М. Сингатуллин. Практические вопросы обучения иностранным языкам. ИЯШ 2010 7 . Longman Advanced American Dictionary.2005

7. Современный словарь иностранных слов.- «Русский язык», 1992

V. Приложение.

Анкета «Роль английского языка в моей жизни»

Я учу английский язык …

А) для будущей профессии

Б) для веселья и удовольствия

В) для общения (связи и переписки) с заграничными друзьями

Г) для прослушивания популярной музыки на английском языке

Д) для просмотра спутниковых программ

Е) для использования Интернета

Ж) для чтения книг иностранных писателей и поэтов в оригинале

З) учителя заставляют

И) затрудняюсь ответить

По быстрее, пожалуйста напишите сочинение (9 класс) Одна тема на выбор:1.Каким я представляю себе автора "Слово о полку Игореве"2.Как изменялась литература с появление "Слово о полку Игореве"3."Слово о полку Игореве"-величайший памятник прошлого4.Жизнь "Слово о полку Игореве"в других видах искусстваМНЕ НЕ НУЖНО СОЧИНЕНИЕ ИЗ ИНТЕРНЕТА, учительница поставит два,сразу же.попрошу написать мне сочинение в сообщения,а НЕ сюда.после того как скинете, даю 59 баллов(мне они не нужны(зарегистрировалась здесь только ради сочинения),отдам честно).

Похожие вопросы

  • 3. Составить выражение по условию задачи: Из пунктов А и В одновременно два автомобиля выехали навстречу друг другу. Скорость первого автомобиля v км/ч, второго автомобиля u к м/ч. Встретились они через 2,5 ч. Чему ра...
  • Мальчики прыгали в длину с места.Кто из них занял первое,второе,третье места,если длина прыжка Васи была равна 85см,Вити 91см,а Юры 9дм?
  • Поможіть напишіть мені 1 речння зі словом плекати прошу
  • Составить 5предложение из пересказ про учебу
  • Раставте ударение в словах алфавит,банты,безудержный,бряцать,водопровод,вручит,давнишный,древко,жалюзи,залпла, два зонта,клешня,красивее,налила,обнял,ожил,подключена,ровня,чер пать,щавель. Пожалуйста побыстре очень на...
  • Помогите составить текст на английском.Это мой друг. Ещё имя Лера.Она добрая,милая.Ей 9 лет.Она своего рода.... .Она может..... .Мы вместе....... .
  • В детском мире провали двухколесные и трехколесные велосипеды.Миша пересчитал все рули и все колеса.Получилось 12 руб. и 27 колес.Сколько трехколесных велосипедов продавали в Детском мире?

Ответ оставил Гость

Русское Средневековье... нам оно почти незнакомо: язык летописей
непонятен, и о событиях далеких лет можно узнать только
в переводной литературе, а на мой взгляд, все переводы утрачивают
аромат эпохи. Есть, правда, еще житийная литература, но в ней описываются
биографии идеальных людей, служащих примером в благочестии,
в духовных подвигах. А как жили простые люди, о чем
думали, что чувствовали?
«Слово о полку Игореве» - яркое, удивительное произведение,
в нем чувствуется аромат того далекого времени, когда ратный подвиг
считался делом чести и входил в повседневную жизнь князей
и воинов. Кто же написал эту повесть, кто был тот человек, кто смог
увидеть, услышать и передать на бумаге «и плач, и славу, горький
упрек, и восхищение мужеством»? Но кто бы ни был автор, он прежде
всего талантливый поэт, хотя повесть и написана прозой: «летят стрелы
каленые, гремят сабли о шелемы, трещат копья булатные в степи
незнаемой...»; «Ночь, гремя ему грозою, птиц пробудила, свист звериный
в стаи сбила»; «земля гудит, реки мутно текут, пыль степь
застилает». Как живые, говорят слова произведения, перекликаются,
пересвистываются, создавая не только звуковые миражи, но и незабываемые
образы русских князей.
Автор, видимо, хорошо осведомлен о политической ситуации на
Руси, он хорошо знает князей и историю их княжеств. Это, без сомнения,
очень образованный человек. В поле его зрения - история,
география, знание мифов, одухотворенная природа. Он много размышляет
о войне, земле, власти, русских просторах. Просто невероятно,
как много знает и п онимает человек XII в. Но это еще не все.
Автор настолько уверен в себе, что считает упреки князьям делом
своей чести. Он обращается к князьям так, как будто знает их лично:
«Ты, Буй Рюрик и Давыд! Не у вас ли воины до золоченых шлемов
в крови плавали?» «А ты, Буй Роман и Мстислав!» и т. д. Как будто
он бывал в разных княжествах Русской земли и усвоил разные наречия.
Автору присуще панорамное видение, в его обозрении - вся
Русь с ее богатством, достоинством и горестями.
А может быть, автор - воин. Картины боя пестрят разными
подробностями, складывется впечатление, что он сам принимает участие
в битве, кстати, такая версия также доказывается в разных работах.
Автор - человек очень эмоциональный, он всему дает оценки. Слово
«храбрый» в разных вариациях звучит на страницах повести, доказывая
восхищение и князем Игорем, и его войском. Но горьким упреком
раздается голос автора-патриота, осуждающего Игоря и всех
князей за гордыню и короткомыслие. Рефреном звучат слова о Русской
земле, страдающей от междуусобных распрей. Нельзя также
не упомянуть и об отрывке, где описан плач Ярославны, самом поэтичном
месте «Слова...». Автор - великолепный психолог, передающий
в коротких магических заклинаниях обращения княгини к духам
природы. Душа русской женщины в минуты горя интуитивно
сливается с духом Природы-Матери. Ярославна обращается к трем
стихиям - стихиям Воздуха, Воды и Огня, символизирующим силы,
помогающие людям.
И автор «Слова о полку Игореве» своим произведением достиг
главного: уже зимой 1187-1188 гг. против Кончака выступили все
русские князья. Главная цель произведения - призыв к объединению
всех русских князей - была достигнута!

Слайд 1.

развивающая:
– способствовать развитию логического мышления, образного мышления;
– учить разворачивать информацию, зашифрованную в графическом или словесном образе-символе;
– приобщение к творчеству (побуждать к сочинению стихов на заданную тему или от первой строки).

Воспитательная:
– содействовать воспитанию патриотизма, чувства уважения и благодарности защитникам Родины и их героизму,
– уважительного отношения к историческому опыту народа.
– Воспитание чувства слова, его образного звучания.

Образовательная:
– обобщение сведений о произведении, осмысление идейно-тематической направленности “Слова”, выявление авторского отношения к изображаемому. Осознание уникальности произведения и причин его актуальности до сегодняшнего дня.

Метод: беседа по проблемным вопросам, работа с опорной схемой, работа с поэтическим словом, работа по презентации.

Задуматься над тем, где в тексте произведения каждая из этих категорий набирает силу звучания.

На лирической волне.

Прослушивание арии князя Игоря из оперы Бородина “Князь Игорь” (http://www.youtube.com/watch?v=BD9gS_ckymQ)

Параллельное задание: перенести опорную схему с доски в тетрадь.

Фрагменты начала работы с учениками по опорной схеме (можно на фоне тихого музыкального сопровождения).

Всё ли вам понятно в зашифрованных в схеме графических и словесных символах?

Беглый опрос: толкование учениками графических образов.

– Все ли могут ответить на вопрос в центре графического солнца? (Повторение пройденного.)

– Автор “Слова” не известен, но об его идеалах, политических, общественных, религиозных убеждениях, нравственных принципах, даже об эстетические вкусах, выразившихся в его уникальном творении, можно судить объективно и доказательно.

– Кто они, чьи фамилии графически обозначены лучами в верхней части схемы?

– Это переводчики “Слова”. Прозаики и поэты.

– Почему их так много? Неужели нельзя перевести близко к тексту один раз?

– Тяга известных ученых, поэтов в “Слову” объяснима: на авторскую основу налагается её личностное осмысление читателем-автором-переводчиком в контексте времени. Ученые стремятся к более точному переводу, поэты – к вольному.

Теория литературы.

– Жанр “Слова”?

– Аналогов нет. Просто – Слово, в котором гармонично сливается своеобразие былины, поэмы, плача, песни.

Лирика или проза?

– До XVII века такого деления еще не знали. Лиризм ощутим, поэтому многие переводчики перелагают стихами, переведенные произведения становятся поэмами.

Слайд 4.

Задумаемся над вопросами:

– Что отличало манеру Бояна?

– Боян славословил русским князьям, а автор дает им урок политического и общественного прозрения. Манеру Бояна отличала витиеватость слога, удаленность от жизненной правды. Автор слагает текст по “былям нашего времени”, следуя историческим фактам.

Слайд 5.

Решим проблему:

Сверить свои версии ответа с информацией на слайде:

Анализ причин трагического поражения удалого князя и его воинов подводит к выводам о том, как надо действовать, когда Родина в опасности.

Работа по схеме.

Осмысление некоторых элементов композиции произведения.

Работа по картине Н. Рериха “Князь Игорь”. Цветовая гамма и ее соответствие тексту “Слова”. Обращение к тексту. Со слов “На другой день раным-рано кровяные зори рассвет возвещают”. Живописный и словесный образы. Роль природы и солнечного затмения в произведении.

Слайд 7.

Стяги вещают: “Половцы идут!”

Беседа о врагах русичей, ответ на вопросы:

– Почему половцам удалось победить русичей во втором сражении?

– Каким образом половецкие ханы пытались удержать в плену русского князя?

– Половцы сумели объединиться, взять массой, хитростью, внезапностью. Пленного князя Игоря пытались удержать, женив его сына на половчанке.

Слайд 8.

Вспомним факты текста.

– Причины поражения Игоря во втором сражении?

– Сражение шло на земле “незнаемой”, “Русская земля – за холмом”. Расслабившиеся после первого сражения воины были застигнуты врасплох. Силы русских и половцев были неравные.

Слайды 9, 10.

Делаем выводы из прочитанного. Осмысление заявленной проблемы.

Почему поход славного князя оказался неудачным?

Беседа по вопросам:

– Чего не хватало русичам?

– Смелости?

– Дерзости?

– Любви к русской земле?

Иллюстрации слайда 10 напомнят о том, как доблестно, славно, героически, плечом к плечу защищали князья и дружинники Русь.

Слайд 11.

Сбор текстового материала.

– Какие последствия для Руси имел неудачный поход князя Игоря?

Беседа с привлечением фантов текста. Сверьте ваши выводы с информацией на слайде:

– мировой позор и бесславие русских князей

– дерзкие поборы с русичей осмелевших половцев

Слайд 12.

– гибель лучших сынов земли русской.

Работа по картине В. Васнецова “После побоища князя Игоря с половцами”.

Слайд 13.

Обобщение сказанного:

“Черная земля под копытами костьми засеяна, а кровью полита; горем взошли они на Русской земле!”

Обращение к “лесенке” категорий.

– Мы говорим о трагическом в произведении. На этой категории автор останавливает наше внимание, наверное, чтобы мы лучше поняли, к каким горестным последствиям могут привести непродуманные или амбициозные порывы.

Беседа по проблемным вопросам:

Вина и беда князя Игоря?

– Что было исходным желанием Игоря?

– В порыве удалого князя патриотическое начало соседствует с тщеславием, доблесть воина с просчетами полководца. Беда князя Игоря в том, что соседи-князья, погрязшие в спорах и дрязгах, не поддержали его желание освободить русские земли от половцев. Киевский князь Святослав корит Игоря и Всеволода за непродуманность возможных последствий, жалеет молодых полководцев и зовет к ним на выручку.

Слайд 14.

Золотое слово” Святослава.

Беседа по проблемному вопросу и работа с текстом:

Вступите же, господа, в золотые стремена
За обиду сего времени,
За землю Русскую,
За раны Игоря, храброго Святославича!

– Что вы слышите в этом воззвании?

– Призыв к объединению усилий в защите Родины. Проявляется мудрость политика, знание своих подданных, способность понять их достоинства и распознать слабости, проанализировать их причины, умение управлять ими. Чувствуется искреннее переживание патриота за судьбу многострадальной Руси.

Слайд 15.

Обращаем внимание на то, как сложно определить, где кончается слово Святослава и начинается речь автора.

О чем говорит такая композиционная слитность?

– Как вы думаете: почему “Золотое слово” Святослава соседствует с плачем Ярославны?

– В какой тональности выдержан “плач”? Чего в нем больше: скорби или силы любви женщины и патриотки?

– Молодая княгиня достойно выносит свое горе. В ее словах – мольба и упрек даже природным стихиям, в них столько женской любви к мужу и веры в то, что сила её любви может спасти мужа.

Обращаем внимание на то, как композиционно слился плач Ярославны с побегом Игоря!

Слайд 17.

“Ярославна с утра плачет на стене города Путивля”

– К кому обращается молодая княгиня?

– Русь еще не освободилась от языческих представлений. Дочь своего времени Ярославна обращается за помощью к Ветру, Солнцу, Днепру. Она заклинает их, требует от них. Она же просто женщина, ей не дано понять сложности междоусобиц.

– Обратить внимание на то, за кого страдает и просит молодая женщина?

– Но это княгиня! Поэтому ее боль не только о своем муже, а о его дружинниках.

Обращение к тексту. Найти в плаче доказательство силы любви Ярославны.

– Текст построен так: пленный князь словно слышит ее и бежит на зов.

Работа по схеме.

– Как вы думаете: почему стрелки на схеме от вопросов идут к “Золотому слову” Святослава?

– “Золотое слово” – идейный центр. В нем идет речь о княжеской крамоле, междоусобице, распрях, феодальной раздробленности – истинной причине трагического исхода похода против половцев.

Слайд 18.

Закрепляем эту мысль о необходимости объединения Русской Земли схемой на слайде.

Слайд 19, 20, 21.

Беседа по проблемному вопросу:

– Почему “Слово” о трагическом поражении русичей заканчивается ликованием народа при возвращении Игоря?

– Слышны христианские мотивы в произведении:

Здравы будьте, князья и дружина,
выступая за християн против половцев поганых!!

Раньше упоминалась ХОРУГВЬ (религиозное знамя). По мысли автора, князь прощен потому, что он покаялся в грехах, а русский православный народ умеет прощать.

– Народ славит защитников веры.

Эта информация есть на слайде, но ее необходимо подтвердить цитатами, фактами.

Дать толкование образу-символу “СОЛНЦЕ”:

Солнце светит на небе –
Игорь-князь в Русской земле,

– Потому и жизнестоек народ, не потерявший и в годину испытаний умение радоваться и быть добрым !

– Потому что народ любит своих славных сынов, защитников Земли Русской, её свободы.

Эта информация “открывается” на слайде после раздумий учеников.

– Художественный образ-символ СОЛНЦА – лейтмотивный в произведении. Сначала оно “высвечивает” доблесть и незаурядность русских князей, а в финале солнце – символ оптимистической веры автора в будущее Руси и русского народа.

Возвращаемся к схематической “лесенке” категорий, осмысляемых в “Слове”: мы поднялись на ее верхнюю ступеньку – “оптимистическую”. На этой звучной и радостной ноте завершается Слово о походе против половцев.

Слайд 22.

Формулируем вывод. Сверим сказанное нами с текстом слайда:

“Слово” пронизано любовью к Родине и наполнено горькими раздумьями о ее страданиях, которые сочетаются с призывом прекратить междоусобицу, отстранить мелкое и частное и объединившись подняться на защиту своей земли.

Слайд 23.

Работа по картине И. Глазунова “Два князя”. Возвращение к мысли об актуальности “Слова”.

“За землю русскую”!

“Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей “Слова…”. Вот почему значение “Слова…” так безмерно выросло в наши дни. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей Родине” (Д.С. Лихачёв)

(В творческом классе можно написать стихотворение на эту тему или “от первой строки”, например: “Есть у России “Слово” золотое…”)

Закрепление.

Слайд 24, 25.

Вопросы по теме и самопроверка по ответам.

Слайд 26.

Домашнее задание:

Сочинение (или проект) на одну из тем:

1. Каким я представляю себе автора “Слова”?
2. Как изменилась литература с появлением “Слова”?
3. “Слово” – величайший памятник прошлого.
4. Жизнь “Слова” в других видах искусства.
5. Дописать стихотворение “от первой строки”.

Сейчас поистине невозможно вообразить духовную жизнь русского народа, развитие его литературы и искусства без памятника древнерусской литературы, которого в русской истории могло бы и не быть: ведь "Слово о полку Игореве" было найдено в общем-то случайно, могло статься так, что его список погиб бы вместе с другими книгами, вместе с которыми один только Бог знает, какие сокровища духовной жизни оказались навсегда вычеркнуты из жизни народной... Но, вероятно, именно Бог спас для России уникальное сокровище духа, сохранил это безымянное творение русской культуры для того, чтобы дать народу возможность приобщиться к глубинным своим истокам, понять и прочувствовать свои корни, осознать "связь времен" и ответственность за судьбу Родины через постижение трагической истории о Русской земле, ее защитниках, о человеке, заплатившем огромную цену за понимание того, что каждый из сынов своей земли должен в первую очередь жить ради нее...

История создания и открытия

История открытия "Слова о полку Игореве", анализ которого мы проведем, - история темная, поскольку А.И. Мусин-Пушкин, опубликовавший в 1800-м году это произведение, так и не смог вразумительно объяснить, каким же образом оказался у него список произведения, сделанный предположительно в XVI веке, на основе которого и было осуществлено издание. Да и сам этот список во время пожара Москвы в 1812-м году сгорел, так что осталась всего лишь рукописная копия, сделанная с него для Екатерины II...

Неизвестно, в каком точно году "Слово о полку Игореве" было создано, кто был его автором, какой вид первоначально имело произведение, наконец, что же это за река Каяла, на которой происходила битва, и многое другое. Эти проблемы исследуют учёные, но главное для читателей то, что "Слово" все-таки существует, что его можно читать и перечитывать, наслаждаясь общением с этим шедевром древнерусской и мировой литератур.

Авторство

Бесспорно о "Слове" известно только то, что оно посвящено реальному историческому событию: походу против половцев русских войск под предводительством князя Новгорода-Северского Игоря Святославича, который начался в конце апреля и бесславно закончился жестоким поражением 9 мая 1185-го года. Об этом рассказывают летописи, но поход Игоря никоим образом не стал бы для русской истории событием огромной важности, если бы его не обессмертил неизвестный автор "Слова о полку Игореве".

Есть множество гипотез о том, кем же он все-таки были, этот автор. Ученые называют разных исторических деятелей, есть даже гипотеза о том, что сам Игорь был автором песни о своем походе, и этот вопрос еще не решен окончательно. Но, думается, кем бы он ни был, он в первую очередь был патриотом родной земли, любящим её преданно и самозабвенно, он был гениальным художником слова, создавшим произведение, которое по своим художественным достоинствам намного опередило своё время.

Композиция произведения

Композиция "Слова о полку Игореве" отличается удивительным единством пространства и времени, с ее помощью создаётся неповторимый мир, в котором живут и действуют герои произведения. Первое, что нельзя не отметить, - это показ автором событий, одновременно происходящих в разных местах, как событий взаимосвязанных и взаимообусловленных: плач Ярославны и битва, пленение Игоря и "золотое слово Святослава" существуют в "Слове" как явления самостоятельные, но они связаны незримыми нитями, что создаёт, благодаря особому "монтажу" событий (принцип "монтажа" появился в литературе значительно позже, он же стал основой киноискусства - вот насколько безымянный автор "Слова о полку Игореве" как художник был впереди своего времени!) ощущение единства изображаемых событий, целостность жизни как таковой.

Особенности поэтики

Для "Слова" характерна широчайшая палитра изобразительных средств, с помощью которых автор создаёт совершенную художественную ткань произведения. Связь с фольклором, славянской мифологией (обращение к языческим богам, образам зверей и птиц, "одушевление" неживой природы, которая становится не просто фоном, а активным участником действия, восприятие солнечного затмения как указания свыше на нежелательность похода и разнообразные приметы "несчастий", подстерегающих Игоря и его войско), богатство эпитетов, сравнений и метафор ("золотое слово", "Игорь соколом полетел", "чисто поле" и множество других примеров), ритмизация произведения, приближающая его к поэтической речи, - вот основные особенности поэтики "Слова", делающие его уникальным произведением не только в русской литературе, но и в мировой культуре.

Образная система

Образная система произведения представляет собой разветвлённую систему образов, каждый из которых несет свою идейно-художественную нагрузку, являясь совершенно необходимым с точки зрения смысловой и художественной целостности произведения. Примечательно, что "второстепенные" образы (Гзак, Кончак, Овлур и другие), нарисованные несколькими штрихами, необыкновенно выразительны, в этом они ничуть не уступают образам главных героев произведения.

Образ Русской земли

Со всей ответственностью можно сказать, что центральным образом произведения является образ Русской земли-матери, которая становится обобщающим символом верности, скорби, любви и достоинства. Дружина Игоря, уходящая в поход, помнит о Родине: "О Русская земля! Уже ты за холмом!". Образ этот снова появляется перед решающей битвой, и он становится трагическим - в свете того, чем эта битва закончится. Русская земля страдает от княжьих усобиц, "Теперь по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля". Земля сочувствует познавшему позор поражения Игорю: "Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось". И "храбрые русичи" из Игоревой дружины тоже "полегли за землю Русскую", и языческие богини скорби после поражения Игоря "поскакали по Русской земле", и "тоска разлилась по Русской земле", и "горем взошел посев по Русской земле", политой кровью воинов князя Игоря... А возвращение Игоря из плена автор сравнивает с появлением солнца на небе: "Солнце светится на небе - а Игорь-князь в Русской земле". Следовательно, образ родной земли в "Слове о полку Игореве" становится не просто центральным образом-символом, он объединяет всех остальных героев в их служении интересам Руси.

Образ князя Игоря

Система образов "Слова" построена вокруг двух его центральных образов: Русской земли и князя Игоря. Именно с ним связаны родственными и духовными нитями все остальные персонажи произведения, поэтому именно образ Игоря можно назвать композиционным центром образной системы "Слова ". И, что совершенно нетрадиционно для литературы того времени, когда создавалось произведение, образ этот дан в развитии. Игорь очень сильно изменяется на протяжении действия "Слова".

В начале произведения мы видим храброго воина, который хочет "славы". Вот что стало причиной похода князя: "Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменованье". Речь идет о солнечном затмении, которое на Руси воспринималось, как уже отмечалось, как выражение воли богов, несогласных с людскими замыслами. Об этом же говорят и многочисленные приметы, которые встречает на своем пути дружина Игоря, но сам князь как бы бросает вызов всему, что предрекает ему неудачу. Что это? "Затмение ума" или осознанное мужество и готовность бросить вызов судьбе? Автор "Слова о полку Игореве" не дает на это однозначного ответа...

Первая, закончившаяся победой, битва вроде бы подтверждает правоту Игоря, бросившего вызов судьбе. Однако второе, решающее сражение, доказывает, что поражение Игоря, действительно, было предопределено силами, противостоять которым смертный не в силах. Несмотря на огромное мужество, с которым бились "храбрые русичи", несмотря на поистине богатырские подвиги Игоря и Всеволода (описание их дано в отчётливо выраженной фольклорной традиции), "на третий день к полудню пали стяги Игоревы", а сам "Игорь-князь пересел из седла золотого в седло рабское" - так метафорически показано положение попавшего в плен князя.

Оказавшись в плену, Игорь сумел осмыслить произошедшее, он понял, что его желание добиться славы, его необдуманный поход, его поражение стали горем и позором для Русской земли, которая теперь оказалась незащищенной от половцев: "... по Русской земле простерлись половцы, точно выводок гепардов, Уже пал позор на славу, уже ударило насилие на свободу..." Автор не показывает нам размышления Игоря, мы не видим, что именно он понял и прочувствовал, но его решение бежать раскрывает нам душевные переживания героя, сумевшего сделать верный, хотя, вероятно, и мучительный для себя, вывод: тот, кто принес горе и страдание на родную землю, должен сделать все, что можно, чтобы вернуть ей былую славу. Здесь становится очевидным, что Игорь, который, невзирая на опасности, бежит из плена, - это подлинный патриот родной земли, сумевший пройти через испытание желанием личной славы и понявший, в чем на самом деле заключается долг русского князя перед собой, своим народом и своей землёй.

Образ Святослава в "Слове о полку Игореве"

Как противопоставление Игорю автор даёт образ киевского князя Святослава. Точно так же, как реальный исторический князь Игорь далек от образа, созданного в "Слове", Святослав - далеко не тот персонаж, которого знает история. Но в художественной ткани произведения именно этому образу принадлежит решающее значение в утверждении идеи единения Русской земли, преодоления княжьих усобиц ради общих интересов. Святослав показан в первую очередь как мудрый политик, государственный деятель, на котором лежит ответственность за судьбу государства и который, осознавая эту ответственность, видит реальные пути укрепления государства. В знаменитом своем "золотом слове", названном так автором потому, что здесь выражается главная идея произведения, Святослав, видевший "смутный сон", отдавая должное храбрости и мужеству Игоря и Всеволода ("ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены"), укоряет их в том, что они "рано начали Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать". Обращаясь к "детям своим" (здесь подчеркивается роль Киева и его князя в Русской земле), Святослав обвиняет их в том, что их необдуманный поступок принес вред не только им самим, а и бросил тень на славную историю: "Но сказали вы: "Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!".

Наконец, главной мыслью "золотого слова" можно считать объяснение Святославом того, почему для Руси сейчас настали опасные, тяжелые времена, когда ее будущее под угрозой: "Но вот зло - князья мне не помогают: худо времена обернулись". Подлинно государственный подход к власти звучит в "золотом слове" Святослава очень убедительно потому, что он обращается к Игорю и Всеволоду, как бы разговаривает только с ними, но при этом каждый их князей понимает, что это "слово" обращено и к нему тоже, потому что от него тоже зависит "слава" Русской земли. Обращение же автора непосредственно к каждому из князей, следующее за "золотым словом", является напоминанием им не только об их княжеском величии, но и о княжеском же и долге, оно как бы продолжает патриотический призыв-слово князя Святослава.

Образ "русской дружины"

Образ "русской дружины" в "Слове о полку Игореве" представлен обобщенно, здесь мы не видим отдельных воинов (кроме князей, которые в битве оказываются простыми ратниками, отличающимися разве что гиперболизированной мощью), но упоминание о воинских подвигах прошлого, показ битвы, в которой "с раннего утра до вечера, с вечера до света, летят стрелы калёные, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные...", отношения русских воинов к богатствам, которые были захвачены ими после победной битвы ("Покрывалами, и плащами, и кожухами стали мосты мостить по болотам и по топким местам, и всякими узорочьями половецкими"), рассказ Всеволода о своих "курянах - опытных воинах", стойкость воинов, бившихся до конца и полегших в битве, - всё это даёт возможность увидеть величие духа русского воина, его преданность Родине, самоотверженность и моральное превосходство над теми, кто оказался победителями.

Образ Ярославны

Одни из самых трагических образов "Слова о полку Игореве" - это образ Ярославны, жены князя Игоря, которая своим "плачем" выражает извечную женскую скорбь, женскую долю - ожидать возвращения мужа и верить в то, что беда и в этот раз обойдёт стороной того, кто дан тебе Богом в мужья... Примечательно, что автор дает возможность увидеть и прочувствовать не только скорбь "жен русских", оплакивающих своих "милых лад", он показывает нам и страдание одной русской женщины, оплакивающей своего живого, но пленённого, мужа. Таким образом, можно говорить о том, что память о близких для русской женщины органична и естественна, она способна хранить эту память и быть верной ей.

Плач Ярославны раздаётся "рано", то есть с рассветом жена обращается к высшим силам - ветру, солнцу, Днепру (стихия воды) - с мольбой о спасении своего мужа, и это обращение поражает своей трогательной верой в то, что они помогут ей: "Прилелей же, господин, моего милого ко мне..." - просит она у "Днепра Словутича". И в том, что силы природы покровительствую Игорю, помогают ему вернуться на Родину, нельзя не увидеть их отклика на отчаянную мольбу Ярославны. Со времён "Слова" этот женский образ стал высоким образцом верности своему нравственному долгу.

Образ автора

Особое место занимает в "Слове о полку Игореве" образ автора, как мы уже отмечали, это прежде всего патриот своей земли. Но автор произведения - это и удивительно тонко ощущающий художественное слово поэт, высокообразованный человек своего времени, создавший произведение, которое "не укладывается" ни в один из существовавших в древнерусской литературе жанров, стоящее не то чтобы особняком, но как-то над всеми жанрами благодаря своей неповторимости и уникальности. После открытия "Слова" в древнерусской литературе появился и особый жанр - жанр "слова", представленный в ней этим гениальным произведением.

Значение "Слова о полку Игореве"

Выше говорилось о том, что русская культура без "Слова" немыслима. И не только потому, что "суть поэмы - призыв русских князей к единению как раз перед нашествием... монгольских полчищ" (К. Маркс). К нему как к источнику творческого вдохновения обращались и обращаются великие русские писатели (Пушкин, Жуковский, Цветаева и другие авторы), художники (Перов, Васнецов, Фаворский), композиторы - от Бородина до современных рок-музыкантов. Так было всегда, так будет и дальше: народ не может не чтить свои духовные святыни, а для русского народы в числе первых из них - "Слово о полку Игореве", анализ которого мы провели.

mob_info