Дмитрий шостакович краткая биография. Биография дмитрия шостаковича Шостакович биография краткое содержание

Мемориальный сборник статей вышел в свет в 100-летнюю годовщину со дня рождения Вениамина Иосифовича Флейшмана (20.07 / 2.08 1913 - сентябрь 1941). О нем известно очень немногое: любимый ученик Шостаковича, яркий талант из российской глубинки. Жизнь Флейшмана оборвала война, когда ему не исполнилось еще и тридцати лет. Единственное дошедшее до нас произведение композитора - камерная опера «Скрипка Ротшильда», написанная по одноименному рассказу А. Чехова (либретто А. Прейса).

Памяти композитора Вениамина Флейшмана. К 100-летию со дня рождения.
Сборник статей. Ред.-сост. Нина Дроздецкая. – Тверь: «ГИД», 2013. – 88с.: ил. Тираж 500 экз.

Талант из Тверского края

Вениамин Флейшман родился в Бежецке - маленьком старинном городе Тверской губернии. Музыкант-самоучка, он играл на скрипке в самодеятельном музыкальном ансамбле, руководимом учителем химии В.М. Переслегиным. Тот был кларнетистом-любителем и сам делал аранжировки популярных произведений музыкальной классики. Ансамбль, в шутку называемый в Бежецке ПерСимфАнсом, исполнял танцы из оперы Глинки «Иван Сусанин», «Чардаш» Монти… По воспоминаниям старшей сестры Дины, тоже участницы ансамбля, Вениамин начал сочинять музыку в 16 лет.

Исполняя желание родителей, Вениамин поступает в Ленинградский индустриальный институт. Но музыка властно звала к себе, и он становится студентом 1-го музыкального техникума (класс композиции М. Юдина). В 1937 Флейшман поступает в Ленинградскую консерваторию в класс проф. Д. Шостаковича.

Вениамин Флейшман трудился над «Скрипкой Ротшильда» несколько лет, упорно оттачивая и совершенствуя интонационный пласт оперы. Уходя добровольцем на фронт, так и не завершил свой опус. Рукопись оперы - клавир и незаконченная партитура - были сданы им в фонд Ленинградского отделения Союза композиторов.

Д.Д. Шостакович счел своим долгом сохранить для потомков детище ученика. Он завершил и дооркестровал оперу Флейшмана, активно способствовал ее исполнению в 1960. Тогда же была сделана запись «Скрипки Ротшильда» на Всесоюзном радио п/у Г.Н. Рождественского.

Класс Д.Д. Шостаковича. Третий слева - Вениамин Флейшман

Недолгий век и долгая память

Идея создания сборника памяти В. Флейшмана исходила от Бежецкого краеведческого общества и его председателя Анны Ивановны Таранич, известного в городе педагога. В Бежецкой библиотеке им. В.Я. Шишкова состоялся вечер памяти Вениамина Флейшмана. Библиотечный зал был полон - оказалось, что бежечанам дорога память о земляке. Материалы для сборника собирались всем миром. В домашних фотоальбомах бежечан нашлись уникальные фотографии родителей Вениамина - дантиста Иосифа Ароновича и его жены, учительницы Рахили Моисеевны Флейшман. Обнаружилась переписка Дины Флейшман (1910–1989) с бежецким краеведом Борисом Тарасовым, содержащая бесценную информацию о детстве и юности Вениамина.

Стремлением собрать воедино весь исследовательский и мемуарный материал руководствовались создатели сборника. В него вошли семь статей, посвященных жизни и творчеству В. Флейшмана. Среди них особую значимость имеет работа молодого музыковеда Елены Силиной, исследующая период учебы Флейшмана в Ленинградской консерватории (защита ее диплома «Вениамин Флейшман - ученик Шостаковича», написанного под руководством проф. Л.Г. Ковнацкой, состоялась в 1999).

Автор статьи внимательно изучила стенограммы и протоколы заседаний кафедры композиции, которые фиксировали обсуждения новых работ молодых композиторов. Активную полемику вызвала опера В. Флейшмана «Скрипка Ротшильда». Подробные цитаты из протоколов обсуждения сегодня читаются с захватывающим интересом - они характеризуют тот духовный мир, в котором жили Вениамин и его современники.

…Обсуждение своего произведения Флейшман предварил характеристикой главного героя оперы, скрипача Якова Бронзы - он безусловно мелочный и угрюмый человек. В то же время Бронза является художником - он оставляет после себя мелодию. В предчувствии близкой смерти Яков дарит свою скрипку флейтисту Ротшильду - в знак примирения после ссоры.

После прослушивания музыки оперы развернулась бурная дискуссия, участники которой высказали композитору ряд критических замечаний (В. Дешевов, М. Чулаки, П. Серебряков, М. Гнесин, Б. Клюзнер), суть которых сводилась к тому, что мрачный чеховский сюжет вынуждает Флейшмана обращаться только к черным краскам, а необходимо научиться писать светлую, понятную, мелодическую музыку. В опере совсем отсутствует идея народности; кроме того, молодой композитор слишком долго работает над одним сочинением - это может тормозить его профессиональный рост.

Ответное выступление Вениамина поразило присутствующих резкостью и страстностью, с которыми он защищал свой композиторский выбор как литературного текста, так и музыкальных средств. Флейшман обрушился на «патентованный и казенный оптимизм», защищая право художника на нестандартное осуществление замысла…

В мемориальный сборник вошли также три ранее опубликованные статьи о В. Флейшмане - Г. Головинского, Е. Брусковой и А. Лившица. Работа Г. Головинского «С любовью к человеку» была опубликована в журнале «Советская музыка» (1962, № 5). Автор подробно анализирует воплощение композиторского замысла в опере, определяя его как «пробуждение человеческого в человеке». Статьи А. Лившица и Е. Брусковой являются монографическими и сообщают ряд неизвестных фактов из жизни композитора. Так, на основании воспоминаний однокурсника Флейшмана, композитора И. Доброго Лившицу удалось установить дату гибели В. Флейшмана в бою за Красное Село под Ленинградом.

Когда мемориальный сборник уже был подготовлен к печати, в Архиве Дмитрия Шостаковича обнаружился интереснейший документ - письма и воспоминания Константина Манжина, сельского учителя и друга юности Вениамина. Автор характеризует В. Флейшмана как человека будущего времени: «Вся молодежь относилась к Вене очень хорошо. Да и как плохо можно относиться к человеку, который ко всем потоварищески расположен, делится всем, чем может! Помню, весной одному парню-бедняку Веня отдал свою лучшую рубаху и костюм, чтобы тот мог идти на гулянье в соседнюю деревню!»

Музыкальный финал оперы, начинающийся мелодией скрипки и оркестрованный Д. Шостаковичем, записан на компакт-диск в исполнении оркестра п/у Г.Н. Рождественского; он завершает издание.

Сборник, посвященный композитору Вениамину Флейшману, будет познавателен и интересен широкому кругу читателей: краеведам, музыкантам, историкам.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - один из самых известных 20 века. Творчество Шостаковича известно во всем мире, мало того, оно пользуется огромной популярностью.

Родился композитор в начале сентября 1906 года в столице - Петербурге. Мать его была пианисткой, а отец химиком. С ранних лет мама смогла привить сыну любовь к музыке, и он с удовольствием «брынчал» на пианино.

В будущем Дмитрий обучался в частной музыкальной школе. Будучи 13-летним мальчиком, он влюбился в девочку, для которой юный композитор написал небольшое музыкальное произведение. Со временем чувства к первой любви пропали, а вот желание сочинять музыку осталось.

В 1919 году Дмитрий Дмитриевич стал учеником Петроградской консерватории. Спустя четыре года окончил свое обучение в роли пианиста. До окончания консерватории по классу композитора оставалось еще два года. Время быстро пролетело. В 1925 году он стал дипломированным композитором. Его выпускной работой была Первая симфония. В своей Первой симфонии Шостакович продолжил славные традиции русской композиторской школы.

Учеба окончена, впереди новая жизнь. Он путешествует по стране и Европе, давая концерты на фортепьяно. Между концертами Дмитрий Дмитриевич пишет музыку. В душе русского композитора происходит «брожение», автор мучается, и не знает чем заниматься дальше. Писать музыку или выступать как пианист с концертами?

В итоге он пишет несколько знаменитых, в будущем музыкальных произведений. «Вторая симфония», «Первая соната для фортепьяно», симфония «Первомайская», оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» - все эти знаменитые произведения идет за авторством Шостаковича.

В начале 1936 года его творчество попадает под волну критики. не нравятся оперы композитора, он дает им разнос и пишет гневную статью. Позже критика обрушилась и на балет Шостаковича. В СССР его раннее творчество теперь под запретом. Несмотря на все трудности и неоправданную ничем, кроме невнятной идеологии критику, Дмитрий Дмитриевич продолжает творить. Он пишет несколько симфоний и другие различные музыкальные произведения.

В 1948 году на него обрушивается новая волна критики. Творчество композитора называют чуждым советскому народу. Критика постигла не только его произведения, но еще и . Положение Дмитрия Шостаковича было очень тяжелым. В будущем автор пишет музыку к нескольким советским фильмам с патриотическим содержанием. Новые произведения чуть-чуть остудили пылкие нападки критиков.

Умер великий русский композитор в 1975 году, в начале августа. Творчество его имеет большую популярность на Западе. Многие ценители музыки называют его Величайшим композитором 20 века. В России же имя Дмитрия Шостаковича не столь популярно. Дмитрий Дмитриевич своей творческой деятельностью внес огромный вклад в развитие отечественной музыки.

Имя Д. Д. Шостаковича известно всему миру. Он один из крупнейших художников XX века. Его музыка звучит во всех странах света, ее слушают и любят миллионы людей разных национальностей.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Петербурге. Его отец, инженер-химик, работал в Главной палате мер и весов. Мать была одаренной пианисткой.
С девяти лет мальчик начал заниматься игрой на фортепьяно. Осенью 1919 года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию. Дипломной работой молодого композитора была Первая симфония. Ее шумный успех – сначала в СССР, потом в зарубежных странах – отметил начало творческого пути молодого, ярко одаренного музыканта.

Творчество Шостаковича неотделимо от современной ему эпохи, от великих событий XX века. С огромной драматической силой и покоряющей страстностью он запечатлел грандиозные социальные конфликты. В его музыке сталкиваются образы мира и войны, света и мрака, человечности и ненависти.
Военные 1941–1942 годы. В "железных ночах" Ленинграда, озаренного взрывами бомб и снарядов, возникает Седьмая симфония – "Симфония всепобеждающего мужества", как назвали ее. Она исполнялась не только у нас, но и в Соединенных Штатах, во Франции, Англии и других странах. Это произведение в годы войны укрепляло веру в торжество света над фашистским мраком, правды – над черной ложью гитлеровских изуверов.

Уходило в прошлое время войны. Шостакович пишет "Песнь о лесах". Багровые зарева пожаров сменяет новый день мирной жизни – об этом говорит музыка этой оратории. А вслед за ней появляются хоровые поэмы, прелюдии и фуги для фортепьяно, новые квартеты, симфонии.

Содержание, отраженное в произведениях Шостаковича, требовало новых выразительных средств, новых художественных приемов. Он нашел эти средства и приемы. Его стиль отличается глубоким индивидуальным своеобразием, подлинным новаторством. Замечательный советский композитор принадлежал к числу тех художников, которые идут непроторенными путями, обогащая искусство, расширяя его возможности.
Шостаковичем написано огромное количество произведений. Среди них – пятнадцать симфоний, концерты для фортепьяно, скрипки и виолончели с оркестром, квартеты, трио и другие камерные инструментальные сочинения, вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии", опера "Катерина Измайлова" по повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", балеты, оперетта "Москва, Черемушки". Ему принадлежит музыка к фильмам "Златые горы", "Встречный", "Великий гражданин", "Человек с ружьем", "Молодая гвардия", "Встреча на Эльбе", "Овод", "Гамлет" и др. Широко известна песня на стихи Б. Корнилова из фильма "Встречный" – "Нас утро встречает прохладой".

Шостакович также вел активную общественную жизнь и плодотворную педагогическую работу.

ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ: «ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!»

Истинный масштаб композитора Дмитрия Шостаковича , широко известного не только в России, но и за ее пределами, можно только определить словами “великий, талантливый”. Чем талантливее человек, тем меньше за всеми его достижениями мы замечаем именно самого человека. Критики и музыковеды пишут большие статьи о том, что хотел показать композитор в том или ином своем произведении. Какие эмоции или переживания бурлили в нем во время написания произведения. Но, по большому счету, это всего лишь догадки. За сухими фразами: талантливый композитор, пианист, дирижер и общественный деятель мы теряем образ человека, а видим только его наружную, затрепанную внешнюю оболочку. не исключение из правил…

Цветочки

Личная жизнь композитора вызывает интерес у многих биографов, музыкантов, искусствоведов и многочисленных поклонников. Любопытно, что, обладая удивительным музыкальным талантом, даром виртуозного пианиста, – добившись славы и признания, Дмитрий Дмитриевич Шостакович был очень не уверен и робок с женщинами.

Шостакович родился в Петербурге 1906 года в семье химика и пианистки и уже с ранних лет увлекся игрой на фортепиано. Дмитрий был худеньким бессловесным мальчиком, но за за роялем перерождался в дерзкого музыканта.

В 13 лет юный композитор влюбился в 10-летнюю Наталью Кубе. Воздыхатель посвятил ей небольшую прелюдию. Тогда Дмитрию казалось, что это чувство останется с ним на всю жизнь. Однако первая любовь постепенно угасла, но желание сочинять и посвящать свои произведения любимым женщинам у композитора осталось на всю жизнь.

Ягодки

Отучившись в частной школе, молодой человек поступил в Петроградскую консерваторию и успешно ее окончил в 1923 году. В то же время в жизни начинающего композитора появилась девушка, в которую он влюбился с новой, уже юношеской страстью. Татьяна Гливенко была ровесницей Шостаковича , хороша собой, прекрасно образована и отличалась живым и веселым нравом. Завязалось романтичное и долговременное знакомство. В год встречи с Татьяной впечатлительный Дмитрий принялся за создание Первой симфонии.

Через три года в Петербурге состоялась премьера этого музыкального произведения, облетевшего спустя много лет весь мир. Глубина чувств, которые выразил молодой композитор в симфонии, была вызвана и начавшейся болезнью Дмитрия , которая появилась вследствие бессонных ночей, любовных переживаний и развивающейся на этом фоне тяжелейшей депрессии. Испытывая самые нежные чувства к любимой, Шостакович не думал о предстоящем браке даже через несколько лет знакомства.

Скрытые страсти Дмитрия Шостаковича

Татьяне хотелось детей и законного мужа. И однажды она открыто заявила Дмитрию, что уходит от него, приняв предложение руки и сердца от другого поклонника, за которого вскоре и вышла замуж.

Композитор даже не попытался остановить девушку от столь решительного шага, и тогда Татьяна предпочла больше не поддерживать с ним никаких отношений. Но забыть Татьяну не получилось: композитор продолжал встречать ее на улице, писать пылкие письма, говорить о любви уже супруге другого мужчины. Через три года, все-таки набравшись смелости, он попросил Гливенко уйти от мужа и стать его женой, но та не восприняла предложение Шостаковича серьезно. К тому же она в то время уже ждала ребенка. В апреле 1932 года Татьяна родила сына и попросила Шостаковича навсегда вычеркнуть ее из своей жизни.

Окончательно убедившись, что любимая к нему никогда не вернется, в мае того же года композитор женился на молодой студентке Нине Варзар. Этой женщине предстояло провести с Дмитрием Дмитриевичем более двадцати лет, родить композитору дочь и сына, пережить измены мужа и его увлечения другими женщинами и умереть раньше обожаемого супруга.

После смерти Нины Шостакович женился еще два раза: на Маргарите Кайоновой, с которой прожил непродолжительное время, и на Ирине Супинской, окружившей уже стареющего мужа теплотой и заботой, которые сохранились в их семье до конца жизни великого русского композитора.

Шостакович-музыкант

Дела сердечные не мешали, а наоборот всегда помогали композитору творить. Тем не менее очень сложно переплести две ветви жизни, потому что в каждой из них он одновременно очень разный и одинаковый. Одинаков в достижении поставленной цели, а отличие заключается в том, что все-таки в отношениях с музыкой Шостакович был решительнее.

Итак, окончив консерваторию по классам фортепиано и композиция, Шостакович в качестве дипломной работы сдал уже известную Первую симфония. Дмитрий собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени в Варшаве он получил почетный диплом (композитор играл сонату собственного сочинения). К счастью необычный талант музыканта заметил один из членов жюри конкурса, австро-американский дирижер и композитор Бруно Вальтер, который предложил Шостаковичу сыграть ему на рояле еще что-нибудь. Услышав Первую симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин, и затем исполнил Симфонию в текущем сезоне, тем самым сделав русского композитора знаменитым.

В 1927 году произошли еще два значительных события в жизни Шостаковича . Знакомство с австрийским композитором Альбаном Бергом вдохновило Дмитрия Дмитриевича приняться за написание по Гоголю. Еще после одного знакомства Шостакович создал знаменитый в наши дни свой Первый фортепианный концерт.

Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х, написаны следующие две симфонии Дмитрия Шостаковича .

Гонения Дмитрия Шостаковича

Опера «Леди Макбет Мценского уезда» поставлена в Ленинграде в 1934. Первоначально ее приняли с восторгом, но через полтора сезона неожиданно подверглась разгрому в официальной советской печати и была снята с репертуара.

В 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии – произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие симфонии Шостаковича . Однако композитор благоразумно приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой, понимая, что в атмосфере начавшегося в стране государственного террора, когда ежедневно арестовывались представители творческих профессий, исполнение ее могло быть воспринято властью как вызов. 4-я Симфония впервые была исполнена в 1961.

А в 1937 году Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию. «Правда» прокомментировала произведение фразой: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». Отношения с властью на время наладились, но с этого момента жизнь Шостаковича приобрела двойственный характер.

А дальше была война…

Находясь в первые месяцы Великой отечественной войны в Ленинграде, Шостакович начинает работать над 7-й симфонией – «Ленинградской». Она впервые была исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года.

в каске пожарного на обложке журнала Time за 1942 год

В 1943-м композитор переезжает в Москву и до 1948 года преподает в Московской консерватории. После завершения войны композитор пишет 9-ю Симфонию. В советской прессе появились статьи недоуменных рецензентов, ожидавших от главного музыкального «соцреалиста» страны громоподобного гимна победе, а вместо этого получивших малогабаритную симфонию «сомнительного» содержания.

После грома, прогремевшего сначала в 1946-м над целым рядом известных писателей, в 1948-м сталинские власти принялись «наводить порядок» и в Союзе Композиторов, обвинив многих мастеров в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был обвинен в профнепригодности и изгнан из Московской консерватории. Снова «не вовремя» создан вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», и вновь композитор оказался под ударом – как «потворник безродных космополитов и врагов народа». Первый скрипичный концерт в связи с этими событиями был скрыт композитором, и первое его исполнение состоялось лишь в 1955-м.

Как и прежде положение вновь спасает вовремя выпущенное в свет «правильное» музыкальное произведение.

Нет конца

Вот на таких волнах прошла практически вся творческая жизнь Шостаковича . Дальше было вынужденное вступление в партию и множество других переживаний и падений, но больше было все-таки взлетов (в плане успеха произведений композитора в родной стране и за рубежом).

В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака легких. умер в Москве 1975 года и был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

Сегодня Шостакович – один из самых исполняемых в мире композиторов вообще, и первый среди композиторов XX века в частности. Его творения – это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи ужасных страданий, выпавших на XX век, где глубоко личное переплетается с трагедией человечества.

Самыми заметными жанрами в творчестве Шостаковича – симфонии и струнные квартеты – в каждом из них он написал по 15 произведений. В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний – Пятая и Восьмая, среди квартетов – Восьмой и Пятнадцатый.

сын Максим

В одном из писем маме писал: «Любовь действительно свободна. Обет, данный перед алтарем, это самая страшная сторона религии. Любовь не может продолжаться долго… моей целью не будет связать себя браком».

«Я хочу, чтобы после исполнения симфонии слушатели уходили с мыслью: жизнь прекрасна!» – .

Обновлено: Апрель 14, 2019 автором: Елена

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в Санкт-Петербурге 25 сентября 1906 г. в семье, в которой почитали и очень любили музыку. Его отец был инженером-химиком, а мать - одаренной пианисткой, которая стала первой учительницей сына, обучая его игре на рояле.

Сочинять музыку Митя начал с 9 лет. В 1916 г. его отдали в музыкальную школу, где мальчик учился до 1918 г.

В 13 лет Шостакович, получив официальное одобрение у директора Петербургской консерватории А. К. Глазунова, был принят на первый курс. Его педагогами стали Л.В. Николаев (фортепьяно), Н.А. Соколова (гармония), М.О. Штейнберг (композиция).

В голодное студенчество Шостакович работал тапером во время показа «немых» кинофильмов.

В 1923 г. Дмитрий окончил консерваторию как пианист, а в 1925 г. - как композитор.

Поначалу его творческая деятельность складывалась весьма успешно. Первая симфония имела большой успех не только в России, но и за ее пределами. Советской критикой и любовью зрителя были отмечены работы Шостаковича в оперном жанре (опера "Нос"), а также произведения, написанные для драматического театра.

Однако после того, как в 1936 г. на страницах газеты «Правда» появились разгромные статьи «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», направленные против творчества композитора, почти все его произведения были сняты с репертуара. Сочинения 1920-х гг. (за исключением симфонии №1 и некоторых миниатюр) не исполнялись в СССР вплоть до середины

1960-х, а опера «Нос» была возобновлена только в 1974 г.

К счастью, не без участия авторитетных советских деятелей культуры (в частности, А.М. Горького) Шостакович не был репрессирован и смог продолжить работу. С 1937 г. он преподает композицию в Ленинградской, в 1943–1948 гг. - в Московской консерваториях. Среди его учеников: Р. С. Бунин, Дж. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. Караев, Ю. А. Левитин, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, Г. И. Уствольская и др.

Во время Великой Отечественной войны Д. Шостакович создал ставшую легендарной «Седьмую» (Ленинградскую) симфонию, которая прогремела на весь мир.

Но вскоре судьба в лице властей вновь отвернулась от Шостаковича. В феврале

1948 г. было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) об опере В.И. Мурадели «Великая дружба», в котором музыка крупнейших советских композиторов в том числе Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна объявлялась «формалистической» и «чуждой советскому народу». Только созданные в том же году «Тринадцатая» симфония и музыка к кинофильму «Молодая гвардия», вернули Шостаковичу расположение свыше.

В 1954 г. композитору присвоили звание народного артиста СССР, в 1965 г. ему была присуждена ученая степень доктора искусствоведения, а в 1966 г. Шостакович был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Музыкальное наследие:

Оперы: «Нос» (по Н. В. Гоголю, либретто Е. И. Замятина, Г. И. Ионина, А. Г. Прейса и автора, 1928 г.), «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», по

Балеты: « Золотой век» (1930 г.), «Болт» (1931 г.), «Светлый ручей» (1935 г.); музыкальная комедия «Москва, Черемушки» (либретто В. З. Масса и М. А. Червинского, 1958 г.)

Произведения для солистов, хора и оркестра: оратория «Песнь о лесах» (слова Е. Я. Долматовского, 1949 г.), кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» (слова Долматовского, 1952 г.)

Поэмы : «Поэма о Родине» (1947 г.), «Казнь Степана Разина» (слова Е. А. Евтушенко, 1964 г.)

Произведения для оркестра: 15 симфоний (№ 1, f-moll op. 10, 1925 г.; № 2 - Октябрю, с заключительным хором на слова А. И. Безыменского, H-dur op. 14, 1927 г.; № 3, Первомайская, для оркестра и хора, слова С. И. Кирсанова, Es-dur op. 20, 1929 г.; .№ 4, c-moll op. 43, 1936 г.; № 5, d-moll op. 47, 1937 г.; № 6, h-moll op. 54, 1939 г.; № 7, C-dur op. 60, 1941 г., посвящена городу Ленинграду; № 8, c-moll op. 65, 1943 г., посвящена Е. А. Мравинскому; № 9, Es-dur op. 70, 1945 г.; № 10, e-moll op. 93, 1953 г.; № 11, 1905 г., g-moll op. 103, 1957 г.; № 12-1917 г., посвящена памяти В. И. Ленина, d-moll ор. 112, 1961; № 13, b-moll op. 113, слова Е. А. Евтушенко, 1962 г.; № 14, op. 135, слова Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. М. Рильке, 1969 г., посвящена Б. Бриттену; № 15, op. 141, 1971 г.), симфоническая поэма «Октябрь» (op. 131, 1967 г.), Траурно-триумфальный прелюд памяти героев Сталинградской битвы (ор. 130, 1967 г.)

Произведения для голоса с оркестром: 2 басни Крылова (ор. 4, 1922 г.), 6 романсов на слова японских поэтов (ор. 21, 1928-1932 гг., поcвящён Н. В. Варзар), 8 английских и американских народных песен на тексты Р. Бёрнса и др. в переводе С. Я. Маршака (без op., 1944 г.)

Произведения для голоса, скрипки, виолончели и фортепьяно: 7 романсов на слова А. А. Блока (ор. 127, 1967 г.); вокальный цикл Из еврейской народной поэзии для сопрано, контральто и тенора с фортепьяно (ор. 79, 1948 г.); для голоса с фортепьяно - 4 романса на слова А. С. Пушкина (ор. 46, 1936 г.), 6 романсов на слова У. Рэли, Р. Бёрнса и У. Шекспира (ор. 62, 1942 г.; вариант с камерным оркестра), 2 песни на слова М. А. Светлова (ор. 72, 1945 г.), 2 романса на слова М. Ю. Лермонтова (ор. 84, 1950 г.), 4 песни на слова Е. А. Долматовского (ор. 86, 1951 г.), 4 монолога на слова А. С. Пушкина (ор. 91, 1952 г.), Испанские песни (ор. 100, 1956 г.), 5 сатир на слова С. Чёрного (ор. 106, 1960 г.), 6 стихотворений М. И. Цветаевой (ор. 143, 1973 г.; вариант с камерным оркестром), 4 стихотворения капитана Лебядкина (слова Ф. М. Достоевского, ор. 146, 1975 г.)

музыка к спектаклям драматических театров: «Клоп» В. Маяковского (1929 г.), «Целина» Горбенко и Львова (1930 г.), «Правь, Британия!» Пиотровского (1931 г.), «Король Лир» У. Шекспира (1941 г.)

Музыка к кинофильмам: «Новый Вавилон» (1929 г.), «Одна» (1931 г.), «Златые горы» (1931 г.), «Подруги» (1936 г.), трилогия - «Юность Максима» (1935 г.), «Возвращение Максима» (1937 г.), «Выборгская сторона» (1939 г.), «Человек с ружьем» (1938 г.), «Простые люди» (1945 г.), «Пирогов» (1947 г.), «Молодая гвардия» (1948 г.), «Мичурин» (1949 г.), «Встреча на Эльбе» (1949 г.), «Овод» (1955 г.), «Первый эшелон» (1956 г.), «Гамлет» (1964 г.), «Король Лир» (1971 г.) и др.

mob_info