Благородный восьмеричный путь. "восьмеричный благородный путь" Восьмеричный путь будды кратко

5. Основы буддийской доктрины. Восьмеричный путь

Новое существо и три вида лотоса

важаемые слушатели, здравствуйте! Сегодня мы продолжаем цикл наших бесед, разговор о сложных буддийских учениях, об их доктрине, философии, практике. Прошлую нашу встречу мы завершили на том, какие переживания испытал Будда. Здесь нужно сразу сделать определенное примечание в том смысле, что в момент пробуждения Будда перестает быть человеком. Появляется новое существо. Оно не равно и не наследует никакие признаки никаких других видов живых существ. Это в буддийском мире особый статус, особая личность, входящая в состав так называемых благородных личностей. Это не человек, не бог, не дух, не кто-либо иной. Особый статус.

Будда после своего пробуждения некоторое время оставался под деревом бодхи. Разные буддийские традиции указывают разное время, которое он там провел. Но в конечном итоге он принимает решение проповедовать эту дхарму, истину, которую познал сам, хотя понимает, что проповедь его услышат лишь очень и очень немногие люди.

В сутре, в которой к нему нисходит с небес Брахма Сахампати, он сравнивает людей с тремя видами лотоса разных цветов, которые цветут в пруду. У людей одного из видов ясное сознание. Про людей другого вида он говорит, что их глаза затуманены пылью. Третий вид людей совершенно непроницаем для буддийской истины, для буддийской дхармы. Понимая эту задачу, понимая ее сложность, он многократно в своих сутрах, проповедях, беседах подчеркивал, что его истина «истончена», что понять ее смогут лишь немногие. Поэтому он принимает решение отправиться не ко всему человечеству, не к толпе людей, не в селение, не в город, а к тем своим ученикам, которые посчитали его предателем и ушли.

Бенаресская проповедь

Он проделал длинный путь, зная, где они находятся. Вы видите этот путь на карте Индии. В пригороде города Варанаси, или Бенареса, в нескольких километрах от города находится Олений парк. Можно пройти пешком от железнодорожной станции. Это древний заповедник, в котором заповедана охота на оленей. Вот там нашли приют бывшие ученики Шакьямуни.

Там они между собой говорили, и буддийские тексты передают их настрой: они были чрезвычайно огорчены предательством учителя и договорились между собой, что если он придет к ним, то они не будут его приветствовать по всем индийским правилам, как должен приветствовать ученик учителя. Не дадут ему воды, не омоют ему ноги и т.д. И вот появляется Будда. Несмотря на свою договоренность, эти пять учеников делают все наоборот, вопреки тому, о чем они договорились. Один из них подстилает подстилку, другой приносит воду, и т.д. Они совершают обход вокруг учителя по традиции и садятся у его ног слушать проповедь.

Та проповедь, о которой сейчас пойдет речь, и сегодняшняя наша беседа будет целиком ей посвящена, называется Дхарма-чакра-правартана Сутра, «Сутра о первом повороте колеса дхармы». Я уже упоминал, что у нее много названий. «Бенаресская проповедь», «Проповедь о страданиях», «Проповедь о четырех благородных истинах» и т.д. И в буддийском мире, и в научном буддологическом мире, который изучает буддизм, безусловно считается, что эта сутра имеет огромное значение для всего буддизма, для понимания его основ. Сами буддисты говорят, что те, кто понимает суть этой проповеди, суть четырех истин, которые изъяснил Будда, тот уже очень сильно продвинулся на пути Дхармы.

Итак, я буду местами зачитывать эту сутру. Она находится в палийском каноне. Буддийские тексты записываются точно так же индексно, как и тексты других религиозных книг, великих книг религий, таких как Библия или Коран. Найти по индексу этот текст можно в Трипитаке, буддийском палийском каноне. Самъютта Никая, 56.11. Такой вот сложный индекс у этой сутры.

«Так я слышал: однажды, когда Господь пребывал в Оленьем парке, в [Рши-патана], прибежище Риши, близ Бенчто ареса, он обратился с такими словами к пяти монахам.

Двух крайностей следует избегать тому, кто, став отшельником, покинул свой дом. Первая крайность, о монахи, – приверженность к плотским удовольствиям. Эта приверженность вульгарна, неблагородна и неразумна. Вторая крайность – в приверженности к умерщвлению плоти и самоистязаниям, что так же вульгарно, неблагородно и неразумно».

Вот здесь уже в первом абзаце вводится достаточно всего, чтобы поговорить об этом более подробно. Во-первых, зачем в любой буддийской сутре своеобразная визитная карточка буддийских текстов: «Так я слышал». Когда вы открываете буддийский аутентичный текст, сутру Будды, слова Будды, они всегда будет начинаться этими словами. Здесь намек на устную передачу этих текстов. На санскрите эти слова звучат так: [Ивам мес сутам], «Так я слышал».

Обратите внимание еще раз на то, что он обращается не ко всему человечеству, а к тем, кто, возможно, способен понять его слова, к пятерым монахам. Это обуславливает некоторую сложность понимания буддизма в том плане, что буддизм и буддийская истина не обращены ко всему человечеству. То, о чем говорит Будда, адресовано сознанию отдельного человека. И так построены многие буддийские диалоги.

Дело в том, что Будда говорит в диалогах со своими учениками и теми, кто приходит интересоваться дхармой. Эти диалоги в чем-то напоминают диалоги Сократа, но это не монолог и не вещание некой истины, а всегда работа с пониманием. Он постоянно спрашивает: «Понял ли ты то, что я говорю? Так ли ты понял? Объясни!» И ученик повторяет. Множество педагогических приемов, используемых в образовании, можно найти в буддийских текстах, и в этом смысле Будда – незаурядный педагог. Т.е. то, что он говорит, обращено к индивидуальному сознанию, даже если слушают его пять, или сто, или пятьсот и больше людей.

Понятие крайностей

Здесь вводится понятие крайности. Этот аспект первой проповеди Будды часто недостаточно отражен в книгах по буддизму, которые можно встретить. Путь Будды часто описывают как срединный путь. Он вводит понятие середины, средины, как чего-то, что расположено между крайностями. Это можно понимать наивно, как бы искать мудрый путь, выход между двумя сложившимися ситуациями, жизненными или теми, которые с каждым из нас случаются. Но интересно, что Будда говорит совершенно о другом. Здесь у него крайности, которые он показывает через образ жизни человека. Первая крайность – это приверженность плотским удовольствиям. И вторая крайность – это склонность к аскетизму, приверженность к умерщвлению плоти и самоистязаниям.

С первой крайностью более-менее все понятно: если человек потакает своим желаниям, если его жизнь представляет собой своеобразное саморазрушение, то здесь понятно, что это крайность, что жизнь мудрого следует иным путем. Но почему же аскетизм объявляется Буддой неверным образом жизни и мысли? В других религиях, в которых есть, в частности, монашеский путь, мы часто находим, что аскетизм высоко ценим, и отказ от любых чувственных удовольствий и лишение себя того, к чему ты привык, - такой образ жизни пользуется уважением среди людей. Почему же Будда называет этот путь вульгарным, неблагородным и неразумным?

Дело в том, что здесь, на примерах этих двух видов образа жизни, Будда свидетельствует о склонности человеческого мышления. Оно устроено именно таким образом, что всегда избирает путь противоположностей, путь крайностей. Структура нашего сознания ориентирована на простые бинарные оппозиции: да – нет, прав – неправ, хорошо – плохо, добро – зло, жизнь – смерть, победил – проиграл. При внимательном рассмотрении этих оппозиций кажется, что мы понимаем, о чем идет речь, и всегда способны выбрать некий разумный путь. Но Будда утверждает, что обычный человек, необученный человек, не стоящий на пути Дхармы, не способен мыслить иначе. Он мыслит исключительно в рамках мышления крайностей, мышления противоположностей.

Итак, наше сознание ориентировано на крайности и другим, по умолчанию, быть не может. Что подразумевает здесь Будда? Если человек не способен как бы выйти за пределы своего мышления, своего сознания, посмотреть на него извне, то Будда как раз замечает это, заявляя, что он – то существо, которое может посмотреть на обычного человека извне.

Что здесь артикулирует Будда? Будда здесь артикулирует понятие чистого сознания, т.е. сознания, не привязанного к какому-либо итогу, к какому-либо результату достижения крайностей. Ну, опять же, победы, если речь идет о войне. Или удачи, если речь идет о торговле. Или крайней аскезы, если речь идет о том, что человек, например, решил отрешиться от всего социального, от себя, от своих привязанностей, и истязает свою плоть, ожидая, что он таким образом победит все желания. Подобный образ мыслей – а все начинается с мыслей, потом только переходит в образ жизни – вредит чистоте сознания.

Будда показывает, что крайности – это то, что находится за пределами чистоты сознания. Чистое сознание не способно быть в состоянии крайности, в состоянии, например, какой-то экзальтации, когда человек превращается в само желание, саму страсть. Крайнее желание всегда связано с сильным желанием чего-то достичь.

Интересно, что Будда характеризует крайности таким изящным образом с точки зрения языка. Он не упоминает, что за этими крайностями следует, например, какое-то наказание, или уничтожение, или какое-то состояние вечных мучений и т.д. Он говорит, что крайности всего лишь вульгарны, неблагородны и неразумны.

Вульгарность и благородство

Слово «вульгарны» здесь имеет особый подтекст, поскольку на санскрите это слово звучит буквально так: [пуддху-джана]. В переводе на русский язык это можно охарактеризовать так: обычный, грубый, брутальный человек. Т.е. человек, который не особо следует и одарен какими-то жизненными тонкостями, этикой. Он действует так, что достигает своих желаний без оглядки на что-либо. Он не озабочен ни культурой, ни этикой. Такой человек ведет себя примитивно, скажем так.

И эта примитивность связана с неблагородным поведением. Вот что здесь важно. Потому что в этих словах Будды есть уже эстетическое видение человека: человек, ведущий себя грубо, некрасив и неблагороден, он как бы не аристократ в духовном смысле. Будда здесь достаточно сильно подчеркивает, что речь идет о разных антропологических взглядах на человека. В рамках антропологии он делит людей на тех, кто подвержен крайностям или проводит жизнь вот в этом состоянии вульгарности… Ну, опять же, вульгарность – это обычность, простота. Неблагородная простота.

И вторая категория – это благородство. Не напрасно первую проповедь Будды еще называют «Проповедью о четырех истинно благородных». Вот здесь понятие «благородный» относится не к благородным истинам, которые мы услышим дальше, а к определенному образу человека, который, в отличие от вульгарного человека, обычного человека, благороден. Но благороден не потому, что он принадлежит к какому-то роду, не потому, что он происходит из знатной семьи или отличается еще каким-то социальным статусом – богат и т.д. Благороден он не поэтому. Это качество людей, которые осознают, что их сознание находится в плену крайностей.

Восьмеричный серединный Путь

Прочтем дальше. «Избегнув обеих этих крайностей, так ушедший постиг серединный Путь – Путь видения, знания, Путь, приносящий успокоение и дарующие особое знание, Путь, что ведет к пробуждению и нирване. Что же это за срединный Путь, о монахи? Это просто благородный Восьмеричный серединный Путь. И вот что он такое. Это правильное видение, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное обратное вспоминание и правильное сосредоточение сознания. И этот пусть ведет к успокоению, пробуждению и нирване».

В этом абзаце вводится еще одна категория – категория Пути. Если мы рассмотрим буддизм с точки зрения как бы фундаментальных основ, которые эта религия и философия полагает в основании мира, то, скорее всего, никакого внятного ответа на эти вопросы мы там не найдем. Буддизм ничего не говорит о творце мира, скорее он ставит под сомнение существование такого персонажа. Буддизм ничего не говорит о конечных целях Вселенной, о направлении ее развития, об эсхатологии. Ну да, в дальнейшем появляются уже эсхатологические ожидания в буддизме, но это позднее. Мы сейчас говорим о том, что мы можем найти в раннем буддизме, в проповедях Будды и в самом раннем слое, который мы сейчас исследуем.

Мир, в согласии с буддийским философским дискурсом, выглядит абсолютно бессистемно. Он не имеет начала во времени, он никогда не будет иметь конца. Под миром подразумевается сансара, т.е. мир, главный закон которого – это закон повторения, закон цикла. Сансара бесконечно воспроизводит себя. Мы это видим в природе, в различных круговоротах, которые в ней существуют, от круговорота воды, дня и ночи, времен года, вращения вокруг светил, светила вращаются еще вокруг галактик, и т.д. Этот закон цикличности был известен в Индии еще до буддизма, но Будда его достаточно хорошо исследовал и понимал, что речь идет о повторении одного и того же, что в нем нет ни начала, ни конца. Таким образом, с одной стороны, здесь мы наблюдаем систему. Цикл, круг, повторение – это система. С другой стороны, это бессистемная система, она никуда не ведет. Никакой конечной точки у этой системы нет и, скорее всего, не было.

Когда у нас будет разговор о буддийской космологии, мы уточним многие из тех понятий, которые я сейчас как бы вчерне сказал, скорее для того, чтобы обозначить контуры буддийского мышления, чем проанализировать многочисленные тексты, в которых говорится о буддийской космологической модели. Мы об этом будем говорить, но сейчас важно следующее: что этот мир направляется в никуда, и всегда так было. И никогда не было начала у этого направления в никуда. Можно ожидать или видеть, что по орбитам движутся небесные тела, туда запускают спутники, например, и мы наивно думаем, что существует какой-то закон вращения по орбите. Почему они не падают?

Я беседовал с одним физиком, известным космологом, который поставил все на свои места. Он утверждает, что все падает. Просто вращение Земли не дает возможности предмету, находящемуся на орбите, упасть. Точно так же движется Земля, точно так же устроена вся Вселенная: все находится в каком-то беспорядочном, хаотичном состоянии, все падает.

Наша жизнь не отличается от этого принципа: мы тоже неизвестно куда идем. Какие бы мы цели перед собой не ставили, все равно нас ожидает известный финал. И вот во фразе, которую мы сейчас прочитали, в фразе о пути Будда говорит: «Избегнув обеих этих крайностей, так ушедший постиг серединный Путь». Здесь понятие «Путь», «Паддха» пишется с большой буквы. Вводится понятие структурирования Вселенной, т.е. ее осмысленное существование начинается с движения по Пути. И оно не отделено от индивидуального сознания того, кто движется по Пути. Путь – это не некая универсальная истина для всех. Путь для того, кто понял эту истину. И этот человек не может быть социальным коллективом, т.е. это понимание не может быть социальным, только индивидуальным.

Итак, это путь видения, путь знания, путь, приносящий успокоение и дарующий особое знание. Здесь Будда вводит уже… Цель Пути обозначена: это Путь видения, знания и т.д. Путь, который ведет к пробуждению и нирване. И дальше структура Пути. Структура Пути состоит из восьми элементов. Эта восьмеричность отражена, в частности, во многих символах буддизма, но для примера – один из самых общепризнанных символов буддизма. Это вот такое колесо. Восемь лучей. Здесь это Восьмеричный Путь, обозначенный Буддой как то, что необходимо совершить для того, чтобы как бы привести в порядок себя, свое сознание и всю Вселенную.

Правильное воззрение и правильное намерение

Структура этого Восьмеричного Пути делится на три этапа. Первые два этапа – это невидимые никому, но хорошо осознаваемые этапы подготовки к Пути. Здесь говорится о правильном видении и правильном намерении. Под правильным видением подразумевается как бы выход из состояния неведения, понимание того, что нами движет.

Мы как люди, как сознательные существа обладаем огромным ресурсом, который называется сознанием. Мы им обладаем, и у нас есть уверенность, что мы его контролируем, но простое наблюдение за собой позволяет увидеть, что оно очень трудно контролируется. Достаточно проделать простое упражнение, чтобы убедиться, на каком уровне находится наш контроль над тем, что происходит: сосредоточить свое внимание на каком-то предмете и удерживать его в течение одной минуты. Этот тест очень хорошо показывает, что для большинства людей эта операция будет невозможной, эта практика приведет к тому, что цель не будет достигнута. Очень быстро появляются мысли, которые уводят ваше сознание от того предмета, на котором вы сосредоточились. Ну, это самый простой пример, на самом деле их много. Есть разные жизненные ситуации, когда человек буквальным образом утрачивает свое сознание, предаваясь гневу, ревности, алчности или еще какому-нибудь качеству, когда сознание отсутствует.

Дальше следует понятие «правильное намерение». Здесь следует немного рассказать о том, что буддизм предлагает, предполагает под очень популярным в Древней Индии понятием «карма». В переводе с санскрита это слово означает просто действие, больше ничего. Действие, обусловленное причиной. Это никакой не закон, это эмпирическое наблюдение. В европейском философском словаре есть такое понятие – каузальность, причинность. Любое действие обусловлено причинами, любой акт имеет то, что ему предшествовало. Карма – то же самое.

Но размышления древнеиндийских философов по поводу того, что же движет кармой, приводили к очень разным мнениям. Напомним, что под этим словом джайны понимали буквально вещество, которое как бы становится грузом, который прикреплен к душе и не дает ей возможности быть свободной. Буддизм понимает карму иначе. Любое действие заряжено, но чем? Сознание, чит, изначально чисто. Описать его невозможно. В общем-то, даже современная философия сознания, которая существует в XXI в., особенно бурно развивалась в ХХ в. в Соединенных Штатах, в Австралии, не пришла к единому выводу и не описала этот удивительный феномен, который мы именуем сознанием. Можно говорить только о том, что порождено сознанием, т.е. о его действиях и предикатах, о том, что оно всегда направлено на объект и проявляет себя в каком-то движении. Но где основа этого движения, в чем оно заключается?

Будда предлагает, вводит категорию «четана». В переводе с санскрита это понятие означает «намерение». Т.е. в тот момент, когда наши мысли рассредоточены, мы думаем обо всем и ни о чем, мы мыслим что-либо, например, свой маршрут сегодняшний, или свои разговоры с другими людьми, или то, что нам нужно сделать – вот это находится в состоянии какого-то еще неопределенного… Не имеет определенной структуры. В отличие от этого намерение – это когда этот хаотический мир превращается в программу действия, т.е. когда мы знаем, что именно мы сделаем, и начинаем двигаться в этом направлении, делать.

Намерение рождается не во внешнем мире, оно следует изнутри нашего сознания. Это проявление того мира, который мы и окружающие нас люди не наблюдаем эмпирически. Мы знаем о своем намерении, например открыть окно, или сходить в магазин, или поехать на работу, или забрать ребенка из детского сада и т.д., но не видимое никому действие ума. Вот Будда утверждает, что четана, намерение, есть не что иное, как источник кармы, и он находится не в эмпирическом мире.

Т.е. убийство или насилие, или еще какое-либо зло – его источник находится не в акте самого убийства, а глубже и перед ним. И любой акт, таким образом, диктуется тем, что происходит у человека в его сознании. И он направляет кармический процесс, т.е. он обуславливает, запускает в действие все механизмы… Ну, тут неправильно будет сказать «воздаяния», потому что тут нет того, кто наказывает или милует. Это закон, действующий сам по себе, закон, действующий в силу самосуществования, полностью, следуя мысли Канта, вещь в себе. Это не то, что мы можем познать. Если человек совершает зло, то за этим следует наказание не потому, что кто-то наказывает, а в силу совершенного деяния, в силу того, что оно порождает определенные следствия и в тебе самом, и в окружающем мире, и в том человеке, по отношению к которому совершено зло. И, напротив, благое действие устроено точно так же, но с другим знаком.

И вот здесь, когда Будда говорит о втором элементе Восьмеричного Пути, о правильном намерении, речь идет о том, что человек очень хорошо понял, что его жизнь находится в неуправляемом состоянии, в состоянии отсутствия любого намека на результат. Т.е. результат в чем? Он должен быть понят, он должен быть сформулирован, он должен на контрасте пройти через рефлексию над своей жизнью, и в этой рефлексии должна быть видима ошибочность совершенных действий. А действия совершаются мышлением и намерением, которое опять же обусловлено движением из одной противоположности в другую. Можно ли этот принцип остановить, что-то с ним сделать, пойти против течения? И вот когда человек понимает, что ему надлежит…

В состоянии понимания он понимает, какой вред наносит ему обычная жизнь, если он ничего не предпринимает для преодоления этой обычности. Ну, т.е. она просто никуда не ведет, она ведет к повторению сюжета, одного и того же. Такой бесконечный сериал – рождение, взросление, зрелость, старость и смерть. Один и тот же сериал, просто в разных культурах, в разные времена, с разной степенью напряжения. Но сценарий один и тот же. И вот можно ли выйти из этого состояния повторения?

Да, если это понято экзистенциально. Тогда за этим следует намерение двигаться, изменить свою жизнь в соответствии с тем, что понято. А изменить свою жизнь можно не механически, избегая зла, или неверных поступков, или немудрых решений, а наблюдая за своим сознанием и мышлением. Наблюдая за тем, как мы поступаем, что мы думаем, что мы говорим, как это соотносится с тем, движемся ли мы из одной крайности в другую. Здесь нужно еще и уметь понимать собственное тело как отражение мышления. Но об этом мы поговорим позднее, когда будет разговор о буддийских практиках. Тело тоже имеет большое значение, за ним нужно уметь наблюдать.

Итак, эти два элемента Восьмеричного Пути показывают, что подготовка все-таки нужна. Но эта подготовка не сводится к тому, что вам сообщают какие-то истины, а вы идете за своим учителем и дальше перекладываете всю ответственность на него. Нет, здесь двигаться нужно только самостоятельно и мыслить, рефлексировать, по возможности, не прерываясь никогда. Т.е. это мышление, эта саморефлексия должна не прерываться вообще никогда.

Правильные речь, действие и образ жизни

После того, как этот подготовительный этап пройден, следующие три элемента Восьмеричного Пути, как правило, именуются этапом изменения образа жизни. Дальше мы читаем: правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни. Здесь везде слово «правильный» фигурирует. Это тоже не случайно. «Неправильный» – это не то, чтобы абсолютно неразумный образ поведения, который виден другим. Нет. «Неправильный» – это означает, что так делают все. Так, как все – это неправильно. А так, как ты… и на основании чего ты поступаешь… Ты должен понимать почему ты так поступаешь. Не доверять этот вывод какому-то лицу, или книге, или наставнику, или начальнику, или кому бы то ни было еще. У тебя есть твое собственное сознание и мышление. Вот в чем заключается идея правильности, выраженная в буддийских текстах.

Итак, правильная речь. Это речь, лишенная двусмысленности, конечно, правдивая. Ложь и неискренность – это то, что опять же никуда не ведет и не делает поступки и жизнь правильными. «Сатия» - так обозначено это понятие, и не только в буддизме, но и в классической йоге и в других индийских системах. «Сатия» – говорить «суть».

За этим следует правильное действие. Это четвертый элемент Пути. Под действием подразумевается действие для себя. Это действие никому не очевидно, потому что каждый из нас руководствуется своими собственными мыслями и побуждениями. А правильность заключается в том опять же, что мы действуем сами, а не исходя из того, что нами руководит страх, тревога, уныние или, допустим, ожидание каких-то привилегий.

Это достаточно интересная категория, поскольку она о неочевидных проявлениях человека. Но ведь если понаблюдать за нашим ментальным миром, то можно много всего обнаружить, что является побудителем действий. И субъект, который рефлексирует в рамках движения по Пути, отмечает, чем конкретно, каким ментальным проявлением – страхом, тревогой или чем-то еще – обусловлено то или иное действие.

После этого следует перейти к образу жизни. Пятый элемент Восьмеричного Пути – правильный образ жизни. Здесь имеется в виду, что человек, постигший таким образом Путь, постигающий Путь… Под Путем понимается не Путь в этой лишь жизни, потому что сознание человека настолько омрачено, в согласии с буддийским представлением о том, насколько мы глубоко находимся в неосознанности и насколько наше мышление, наше сознание, наши поступки еще далеки от совершенства, далеки от чистоты, – этот Путь развернут в понятие, которое в буддийской махаяне (одно из буддийских направлений, самое крупное) исчисляется тремя неисчислимыми кальпами. Т.е. это могут быть и миллиарды перерождений, прежде чем человек, живое существо достигает результата.

Это длинный Путь. Он может быть короче. В одной из сутр ученики Будду спрашивают: «Ну сколько минимум? Скажи, за какое количество жизней можно достигнуть результата?» Будда показывает на примере, который объясняет, что на самом деле Будда… У него можно найти такую удивительную иронию в текстах! Он испытывает учеников, в каком-то смысле эпатируя их. Он говорит: ну, если сильно будет стараться, то в течение семи жизней. Потом говорит: ну ладно, если еще сильнее будет стараться, то шесть жизней. И потом сводит это число до трех жизней. И в принципе ряд буддийских школ утверждают, что этот Путь можно проделать в течение одной жизни, об этом мы тоже будем говорить.

Это сложный Путь, но, достигнув понимания того, что следует изменить образ жизни, он меняется… Вот это уже социальное измерение Пути. Если человек, например, торгует оружием, или его работа связана с насилием над другими людьми… Будда никогда особо не занимался тем, чтобы устанавливать какие-то этические правила для мирян. Будда говорит с монахами. Вспомните, что сначала он пришел к своим ученикам. Он основал монашескую сангху, монашескую общину, т.е. общину людей, которые уже были вне мира, он говорит с ними. А когда к нему приходили миряне, он много чего им говорил, но обычно не устанавливал общеобязательных правил. Ну, и точно так же не вел разговора о том, какие профессии вредят человеку, какие приносят пользу.

Но вот особая все-таки нелюбовь у Будды была. Он не любил профессию мясника. И он об этом говорит с большим отвращением. Он презирает войну, презирает алчность и ненавидит профессию мясника. Человек в рамках правильного образа жизни должен выбирать такой образ своих действий, такую профессию, что определяет образ жизни во многом, которая не связана с насилием, не связана с ложью, не связана с огорчением других живых существ, с принесением им вреда и несчастий. Вот что означает этот элемент Пути – правильный образ жизни.

Усилие, память, сосредоточение

И дальше следуют три оставшихся элемента – шестой, седьмой и восьмой, которые относятся к сосредоточению, т.е. уже к практике работы человека со своим сознанием. Шестой элемент Пути благородных называется «правильное усилие». Здесь подчеркивается, что усилие необходимо. Усилие – это преодоление себя, преодоление обычности, преодоление обычного течения вещей. Т.е. нужно совершить какой-то поступок с собой, выйти из комфортного, привычного состояния. Как, например, выйти из сна, пробудиться буквально утром. Для некоторых людей это трудно. Но, преодолев сонливость, можно войти в состояние бодрствования. И каждый раз это – усилие. Вот такое усилие тоже должно стать перманентным, постоянно присутствующим фактором в жизни человека, движущегося по Пути.

Обратите внимание, что я не говорю слово «буддист». Не буддиста! Это не человек, следующий за каким-то учителем, а человек, движущийся по Пути, путник, [паддхин] – такое было название. Это человек, как бы уже не являющийся тем самым обычным человеком, пуддху-джана, вульгарным, тем, кто руководствуется обычностью и течением вещей самих по себе. Установка на дисциплину… А дисциплина прежде всего заключается в дисциплине мышления. На санскрите это качество человека называется самвара. Противоположность этому – асамвара, недисциплинированность, хаотичность, спонтанность. Но опять же спонтанность чем побуждаемая? Человек не знает, чем она побуждаема. Он плывет, это течение, оно куда-то течет. Все реки текут в море, море не переполняется. А самвара – это контроль над собой, тотальный контроль всех побуждающих факторов, осознанность каждого мгновения жизни. Он ведет к следующему… Вот установка на усилие, усердие, преодоление себя поименована здесь в качестве элемента Пути.

Следующий элемент Пути обычно сложно переводится на русский язык, в большинстве переводов – правильное памятование. Что это такое, обычно трудно объясняется, особенно в таких популярных книгах по буддизму, в неакадемической литературе. Но речь здесь идет об одной из буддийских практик, которая называется практика сати, или практика памяти. Есть сутра, которая полностью посвящена техника этой практики. Это древняя сутра, называется Сати-Паддхана сутра. Паддха, слышите? Сати-Паддхана. Сати – это память, Паддха – Путь. Т.е. память о Пути, практика памяти Пути.

Но на самом деле это практика редукции, наблюдения над своим существом не только с точки зрения того, о чем мы мыслим, но и с точки зрения того, что мы делаем, какие мы движения производим руками, ногами, глазами… Полный контроль над этим, полное понимание, что побуждает то или иное действие, что его провоцирует. Это как бы память, как бы вглядывание в предыдущую мысль. И из этого движения по предыдущему, по памяти, можно составить непрерывную линию. И когда монах, наблюдая себя, видит себя же в памяти своего сознания, он тренирует сати. Опять же, Сати-Паддхану сутру можно прочитать, она вполне доступна. На ней основано множество буддийских практик, в том числе популярная в современном мире практика випассана. Мы тоже об этом будем говорить в свое время.

И, наконец, последний, восьмой элемент Пути называется «правильное сосредоточение». В русском языке это не очень понятно. На санскрите это слово звучит как «самадхи», «самади». Это результат. Т.е. когда все предыдущие элементы Пути проделаны, человек начинает понимать, его сознание обретает новое качество, в котором ему открывается подлинная природа сущего. Подлинная природа сознания и бытия вместе.

Буддизм не делит, в отличие от европейской философии, мир по принципу «субъект» и «объект». Т.е. сознание и бытие – там такой проблемы нет, какая была в европейской философии, начиная с античных времен, и, в общем, проходит через всю европейскую философскую традицию. Для буддизма бытие-сознание – это одно слово. Как бы если бы мы объединили два этих понятия и не разделяли их. Бытие-сознание. Т.е. наблюдение природы вещей как она есть. Вот это уже качественное изменение, его мыслью и представлением нельзя достичь, оно достигается только в ходе практики Пути. Самадхи.

Бывает неправильное самадхи. Бывает достижение, которое что-то нам сообщает о природе вещей, но человек неверно его воспринимает, и тогда вся его практика может быть разрушена. Буддийский Путь – это Путь очень аккуратный, осторожный, ошибиться нельзя. Не стоит. Конечно, пожалуйста, если кто-то хочет, то можно и ошибаться, двигаться собственным каким-то путем, но лучше этого не делать, потому что человеческая жизнь – это драгоценность, которую лучше использовать на достижение того высшего, что нам дается хоть немножечко понять и уловить.

Видите, как много мы сказали, объясняя Восьмеричный Путь, и это далеко не все, что можно о нем сказать. Это лишь некая поверхность, которая вводит нас в герменевтику этого текста, в его понимание с точки зрения самого буддизма. Но мы еще не говорили об истинах.

Первая истина благородных

Еще раз подчеркну, что название «благородная истина», или «благородные истины», или «четыре благородных истины» - это один из переводов. Он вполне возможен. Но если задуматься над смыслом понятия «благородная истина», то становится странно: а как истина может быть неблагородной истиной? Нет, речь идет, и это отражено во многих переводах, в нашей отечественной буддологической школе это присутствовало, не о благородных истинах, а об истинах благородных, т.е. тех людей, которые обрели – сами, без всякого побуждения извне! – такое качество, как благородство, арья. Это этноним, с которыми ассоциируются племена, в древности пришедшие в Индию. Но в учении Будды это понятие означает внутреннее благородство, и оно никак не связано ни с этническим, ни с каким-либо еще социальным превосходством одних людей над другими. Это благородство абсолютно другого характера, и об этом мы уже немного говорили. Это такой вид антропологии.

И вот истины для благородных. «Первая истина. Вот, о монахи, благородная истина о страдании. Рождение – это страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание. Грусть, печаль, тоска, боль, отчаяние – страдание. Встреча с горестным – страдание. Расставание с радующим – страдание. Неполучение желаемого – страдание. Словом, пять скандх – страдание».

Здесь вводится новая фундаментальная категория буддийской философии, которая на санскрите звучит как «дуккха», а по-русски – страдание. Перевод на русских язык условно правильный, хотя в русском языке понятие страдания нагружено экзистенциальными смыслами, и как-то мы чувствуем отсылки к русской классической литературе, к Достоевскому, к русской религиозной философии, к философам, которые рассуждали о проблеме страданий человека, о том, что это некий груз, но груз, который необходим для преображения.

Но экзистенциальное понимание страдания не имеет буддийских оттенков. Буддийское слово «дуккха» очень простое. Чтобы показать, каково понимание этого слова, достаточно заглянуть в Книгу Экклезиаста, которая входит в Библию. Там есть рефрен, который часто повторяется, Экклезиаст буквально говорит следующее: «Все суета и томление духа». Опять же, с суетой все вроде бы понятно. Т.е. все, что происходит в этом мире – суета и томление духа. Все, что делает человек. Потому что то, что он считает подлинным, таковым не является, а является суетой и томлением духа.

Вот томление духа не очень понятно. Древнееврейское слово «руах», которое там встречается, можно перевести как «дух» и как «ветер». И один из современных переводов Книги Экклезиаста очень хорошо передает вот эту особенность. Что происходит с человеком в результате действий, движения по жизни? Ловление ветра. Мы пытаемся его ловить ладонями, он не ловится. Вот примерно то же самое означает слово «дуккха». Как бы фрустрация. Мы надеемся на некий результат, который нам принесет то или иное действие, но этот результат, как правило, бывает в лучшем случае неполным, а в худшем – огорчительным.

За примерами не нужно ходить: посмотрите на людей, которые влюблены, намерены жить вместе всю жизнь и умереть в один день, как говорится, прожив в счастье и радости… И вдруг через год они разводятся. Или масса других примеров, которые показывают, что то, чего человек ожидает, не соответствует тому, как есть. Вот это ловление ветра – это простая вещь. Т.е. это некая простая, редуцированная функция любого акта. Причем под актами подразумевается вся психофизиология. Сюда входит и мышление, и ментально организованная жизнь, которая тоже…

Мы можем страдать мысленно, и эти страдания никому не видны. Страдаем мы, например, оттого, что чего-то не получили. Или что-то у нас отняли, или нас обидели. Наше страдание может порождаться какими-то совершенно фантомными происшествиями, например то, как со мной поступили, не соответствует моим представлениям о собственном достоинстве, и т.д. Да этого миллион! Если мы внимательно понаблюдаем за собой, мы увидим это качество, многообразно проявляемое.

Тут интересно, что Будда артикулирует внимание на особых проявлениях страдания, таких как болезнь, старость, смерть, разлука с любимым, соединение с нелюбимым. Ну, в этой сутре все достаточно хорошо редуцируется к фактам. К таким фактам, с которыми поспорить невозможно. Например, болезнь – это страдание, с этим спорить нельзя, невозможно. Но, разворачивая буддийский психокосм, наблюдая, как буддизм мыслит реальность, она там устроена чрезвычайно сложно. Это чрезвычайно сложно для понимания. Основы буддийской философии очень сложны. Даже в самых подходах своих, в самых началах необычны и сложны.

Мы эту карту все же попытаемся разложить и представить. Представьте, что реальность – это туристическая карта, на которой изображены маршруты. Каждый миллиметр этого пути, каждый миллиметр этой реальности содержит в себе дуккху, если присматриваться к элементарному устройству реальности, элементарному устройству нашего бытия. Но мы как бы неспособны это заметить. Это способен заметить Будда, и, собственно, он об этом сообщает человеку. Напомню, что он уже не человек. Это другое, иное существо. И он как бы с высоты своего буддства сообщает, что он наблюдает карту реальности, в которой живет сознание живых существ, как карту страданий. Почему?

Понятие дхармы

Это несложно объяснить. Вернее, и сложно, и несложно. Опять же придется прибегнуть к понятию, над которым мы еще много будем размышлять, – это понятие дхармы. Но не в том смысле, в котором мы раньше говорили об этом, как закона, некоего закона Будды, закона бытия, универсальной истины и т.д. Нет. Дхарма еще существует как своеобразные элементы реальности.

На самом деле очень неправильно сводить это понятие к материальным явлениям реальности, т.е. эпифеномену реальности. Неправильно говорить об этом как об атомах или субстанциях. Это нечто другое. Ну, неважно. Мы сейчас ведем разговор о том, что каждый элемент реальности имеет две фазы, два состояния. Это же относится к каждой мысли, каждому чувству, каждому фрагменту нашей жизни в их разных проявлениях, как то семья, работа, здоровье и т.д. Это все разные проявления человека, и в каждом из них присутствуют два фактора. И точно так же в фундаментальной реальности, в каждом ее элементе тоже присутствуют два фактора. Это возникновение и прекращение. Это тоже фундаментальный закон буддийской философии: возникновение и прекращение. Каждая дхарма имеет две этих фазы. Поскольку все в нашей жизни протекает во времени, то мы это можем понаблюдать, вспомнив себя, вспомнив детство. Ведь оно возникло и прекратилось, да? Вспомним какое-то сильное переживание, влюбленность, например. Оно возникло и прекратилось. Можно сюда отнести все что угодно. Болезнь опять же возникла и прекратилась, если вы лечились. И т.д.

Закон возникновения и прекращения невозможно как-то изменить. И само по себе существование такого онтологического механизма, который в нас проявляется, мы через него проходим или он через нас, в котором нам нужно постоянно соглашаться с тем, что все, что происходит с нашим опытом, с нашим мышлением, с нашей жизнью и другими людьми, - все это возникает и прекращается. К этому очень трудно привыкнуть. Это борьба, которую человек может вести всю свою жизнь, например, сопротивляясь прекращению чего-то, к чему он привык. Или сопротивляясь возникновению нового, к чему не привык, но о чем ему, например, сообщают его дети. Человек может сопротивляться, например, каким-то юношеским увлечениям, моде или музыке, и т.д. Ему может казаться это чуждым и ненужным. А это уже возникло! Это с другим человеком уже произошло. И т.д.

Т.е. вот эта неровность и состояние бесконечных перемен содержит в себе каждое мгновение этих перемен, поскольку это тотальность. Реальность тотальна, она содержит скрытые элементы перемен, которые для нас абсолютно не очевидны. Это все несет в себе вот этот фундаментальный закон дуккхи, закон страдания, в котором человек живет, осознавая его лишь отчасти. А Будда видит его во всей полноте.

Вторая истина благородных

«Теперь, о монахи, благородная истина о возникновении страданий. Оно в жажде, в алчбе, которую производит новое существование. Связано оно с наслаждением и страстью. Алчба всегда находит себе удовлетворение то здесь, то там. Эта жажда наслаждения, жажда существования и жажда несуществования, самоизбывания».

С этой истиной связано путешествие в особый психоментальный мир, в мир изменяющихся состояний человека. В буддизме это называется на санскрите Пратитья-Самутпада, или закон зависимого происхождения. Этот закон получил широкое распространение в буддизме. Он является обязательным элементом программы обучения в любых буддийских школах и имеет фундаментальный характер, примерно такой же, какой имеет таблица умножения для изучения математики. Мы его рассмотрим, элемент за элементом. Он интересно и изящно иллюстрирован в буддийской традиции, в индийской традиции, в позднеиндийской традиции буддийских университетов, других школах буддизма. Перед вами бхава-чакра, колесо бытия, в котором сформулирован закон зависимого происхождения.

Две есть крайности, о братья, которым не должен следовать тот, кто отрекся от мира. С одной стороны, - влечение к вещам, вся прелесть которых зависит от страстей и от всего более, от чувственности: это низкий путь похоти, недостойный, недолжный для того, кто отдалился от мирских обольщений. С другой стороны, путь самоистязаний, недостойный, мучительный, бесплодный. Есть средний путь: о братья, далекий от тех двух крайностей, возвещенный Совершенным - путь, отверзающий очи, просветляющий разум и ведет тот путь к душевному миру, к возвышенной Мудрости, к совершенству пробуждения, к Нирване! Каков же тот средний путь, о монахи, - путь далекий от обоих крайностей, возвещенный Совершенным, что ведет к Совершенству, к возвышенной Мудрости, к душевному миру, к совершенному пробуждению, к Нирване? Истинно! То восьмеричный Благородный путь: Правильное воззрение, правильное намерение, совершенная речь, правильное поведение, совершенный образ жизни, правильное усердие [или усилие], правильное памятование [или созерцание], правильное сосредоточение . Вот, о братья, тот средний путь, далекий от обоих крайностей, возвещенный Совершенным, - тот путь, что отверзает очи и просветляет разум, что ведет к душевному миру, возвышенной Мудрости, к совершенству пробуждения, к Нирване.

Источник: Дхаммачакка-Паваттана-Сутта(Сутра Запуска Колеса Дхармы) -

Русский Пали Санскрит Китайский Японский Тайский Тибетский
Мудрость Paññā Prajñā
I Правильное воззрение sammā-diṭṭhi samyag dṛṣṭi 正見 正見, сё: кэн สัมมาทิฏฐิ yang dag pa’i lta ba
II Правильное намерение sammā-saṅkappa samyak saṃkalpa 正思惟 正思惟, сё: сиюи สัมมาสังกัปปะ yang dag pa’i rtog pa
Нравственность Sīla Śīla
III Совершенная речь sammā-vācā samyag vāc 正言 正語, сё: го สัมมาวาจา yang dag pa’i ngak
IV Совершенное поведение sammā-kammanta samyak karmānta 正業 正業, сё: го: สัมมากัมมันตะ yang dag pa’i las kyi mtha"
V Совершенный образ жизни sammā-ājīva samyag ājīva 正命 正命, сё: мё: สัมมาอาชีวะ yang dag pa’i "tsho ba
Духовная дисциплина Samadhi Samadhi
VI Правильное усилие sammā-vāyāma samyag vyāyāma 正精進 正精進, сё: сё: дзин สัมมาวายามะ yang dag pa’i rtsol ba
VII Правильное памятование sammā-sati samyak smṛti 正念 正念, сё: нэн สัมมาสติ yang dag pa’i dran pa
VIII Правильное сосредоточение sammā-samādhi samyak samādhi 正定 正定, сё: дзё สัมมาสมาธิ yang dag pa’i ting nge "dzin

Cмысл каждого пункта Восьмиричного Благородного Пути

I. А что такое правильное воззрение? Знание о страдании, знание о происхождении страдания, знание о прекращении страдания. Знание о пути практики, ведущем к прекращению страдания : вот что называется правильным воззрением

< ... >

II. А что такое правильное намерение? Решимость, направленная на отречение, на свободу от зла, на непричинение вреда: вот что называется правильным намерением.

< ... >

III. А что такое совершенная речь? Воздержание от лжи, от вызывающей рознь, от оскорбляющей речи, и от пустой болтовни: вот что называется совершенной речью.

< ... >

IV. А что такое правильное поведение? Воздержание от лишения жизни, от воровства, и от половых сношений: вот что называется правильное поведение.

< ... >

V. А что такое совершенный образ жизни? При этом благородный приверженец, оставив нечестный образ жизни, ведет свою жизнь в соответствии с правильным образом жизни: вот что называется совершенным образом жизни.

< ... >

VI. А что такое правильное усилие? При этом монах вызывает у себя желание (чханда), прилагает все силы, вырабатывает настойчивость (вирья), поддерживает и проявляет свое намерение (читта) ради предотвращения еще не возникших неумелых способов поведения (акусала-дхамма) ... ради устранения уже возникших неумелых способов поведения... ради развития еще не возникших умелых способов поведения (кусала-дхамма) ... ради подержания, сохранения, увеличения, обилия, развития и совершенства уже возникших умелых способов поведения.

< ... >

VII. А что такое правильное памятование? При этом монах живет, отслеживая тело само по себе, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; он живет, отслеживая ощущения сами по себе, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; он живет, отслеживая ум в уме, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; он живет, отслеживая качества ума (дхамма) в качествах ума, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе: вот что называется правильным памятованием

< ... >

IIX. А что такое правильное сосредоточение? При этом монах, – совершенно непривязанный к чувственности (кама), непривязанный к неискусным качествам (акусала-дхамма), – входит и остается в первой джхане : восторг (пити) и удовольствие (сукха), рожденные непривязанностью, сопровождаемые рассуждением (витакка) и изучением (вичара). С остановкой рассуждения и изучения, он входит и остается во второй джхане: восторг и удовольствие, рожденные сосредоточением (самадхи-джам), объединение сознания (четасо экодибхавам), свободным от рассуждения и изучения, внутренняя уверенность (аджджхаттам-сампасаданам). С угасанием восторга (пити), он пребывает в безмятежном наблюдении (упекха), с памятованием (сати) и осознанностью (сампаджання); и испытывает физическое удовольствие (сукха). Он входит и остается в третьей джхане, и о нем благородные говорят: "В удовольствии живет тот, кто безмятежно наблюдает и распознает". С отбрасыванием удовольствия и страдания, – так же, как перед этим исчезли радость и горе, – он входит и остается в четвертой джхане: памятовании, очищенном безмятежным наблюдением (упекха-сати-париcуддхи), ни удовольствии, ни страдании (адуккхам-асукха): вот что называется правильным сосредоточением.

Источник: ДН.22: Махасатипаттхана сутта (Великая Сутта об основах памятования) -

Доктрина о Срединном Пути как отдельная от Восьмеричного

Если кто-то видит «пустоту» и не видит не-«пустоту», то нельзя сказать, что это - Срединный Путь. Также нет и речи о Срединном Пути, если видят «не-я» всех вещей и не видят их «я». Срединный Путь - это и есть Природа Будды . Поэтому Природа Будды вечна и в ней нет изменений. Все омраченные неведением, существа не могут видеть. Шраваки и пратьекабудды видят «пустоту» всех вещей. Но они не видят не-«пустоту». Или же они видят «не-я» всех вещей, но не видят их «я». Поэтому они не могут достичь «пустоты» первого значения. Не достигнув «пустоты» первого значения, они не следуют Срединному Пути. А если нет Срединного Пути, то нет и видения природы будды . О добрый сын! Есть три видения Срединного Пути. Первое заключается в деянии, которое только радостно; второе - в деянии, которое только печально; третье - в печально-радостном деянии. "Только радостное деяние" присуще так называемому бодхисаттве-махасаттве , который, жалея всех существ, живет в аду Авичи и, несмотря на это, воспринимает все с радостью, как если бы находился на третьем небе дхьяны.Когда говорят «только печальное деяние», это относится ко всем простым смертным. "Печально-радостное деяние" присуще шравакам и пратьекабуддам. Шраваки и пратьекабудды испытывают и печаль, и радость - и обретают сознание Срединного Пути. Поэтому, хотя и обладаешь природой будды , не можешь, как следует, увидеть ее. Добрый сын! Вот ты сказал, что говорят: Природа Будды . О добрый сын! Природа Будды является семенем Срединного Пути непревзойденного бодхи всех будд. И еще, добрый сын! Есть три вида Пути: низший, высший и срединный. На низшем - говорят о не-вечности Брахмы, который преходящее ошибочно принимает за вечное. На высшем - говорят о том, что рождения и смерти, которые воспринимаются людьми как вечные, на самом деле являются преходящими. Вечны Три Сокровища, которые по ошибке видятся невечными. Почему этот Путь называется высшим? Потому что на таком Пути обретается непревзойденное бодхи.

Срединный Путь - это «пустота» самого первого значения. На нем не-вечность и видна как не-вечность, а вечность - как вечность. «Пустота» самого первого значения не относится к низшему. Почему? Поскольку она - то, чего нет у всех простых смертных. Не называют ее и «высшим». Почему? Потому что она - высшее. Путь всех будд и бодхисаттв не высок, не низок. Его называют Срединным Путем. И еще, о добрый сын! Изначальная обитель жизни и смерти бывает двух видов. Первый - это «неведение», второй - прилипание к тому, что существует. Между ними - горести рождений, старости, болезней и смертей. Это называется Срединный Путь. Этот Срединный Путь воистину сокрушает рождение и смерть. Потому-то он и называется Срединный. Потому-то учение Срединного Пути и называется природой будды . Таким образом, природа будды вечна, блаженна, обладает атманом и чиста. Ни одно существо не может увидеть ее. Поэтому нет ни вечности, ни блаженства, ни атмана, ни чистоты. Природа Будды не является не-вечной, не-блаженной, анатманной и не-чистой.

(санск. арья ашпанга марга), также называют Благородный Восьмеричный Путь - набор методов данных Будда для достижения Просветления или прекращения страданий.

Восьмеричный путь может практиковаться как монахами, так и мирянами в обычной жизни и поэтому иногда называется Срединным путем, так как на нем нет крайностей.

Понятие восьмеричного пути

После достижения Просветления примерно в 5 веке до нашей эры Будда дал первые поучения, в которых рассказал Четыре благородные истины , которые стали основой мировоззрения буддистов всех направлений, традиций и школ.

Четвертая истина говорит о том, что есть путь прекращения страданий. Это и есть Восьмеричный путь - набор методов, которые Будда давал после первого поучения.

Этапы Восьмеричного Пути

Восьмеричный путь предполагает три этапа

  • мудрости (санкс. праджня)
  • нравственности (или соблюдения обетов, санск. шила)
  • сосредоточения (санск. самадхи) - то есть психопрактики.

Первый включает в себя две ступени, остальные по три, всего восемь ступеней.

Этот путь называют также постепенным, так как в нем развитие происходит постепенно, как объяснял Будда: «Сначала следует утвердиться в благих состояниях, то есть в очищении моральной дисциплины и правильных взглядах.

Затем, когда моральная дисциплина очищена, а взгляды выпрямлены, следует упражняться в четырех основах внимательности»[Сутта нипата 47.3.]. Имея «правильное намерение» легко выделить время в «правильном поведении» для «правильного сосредоточения» (медитации).

По мере углубления медитации (правильного сосредоточения) растет все большее убеждение в правильности Учения Будды (правильного воззрения), тогда практика медитации (правильное сосредоточение) не прекращается даже в повседневности (правильное поведение).

Таким образом все элементы пути важны и взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Мудрость

Правильное воззрение

Путь начинается с «правильного воззрения» - понимания Четырех Благородных Истин , которое приводит к размышлениям о взаимозависимом существовании, и уме как единственной реальности, в которой возможно освобождение.

Путь к освобождению лежит в сознании - это преодоление неведения и порождаемых им омрачений посредством мудрости.

Правильное намерение

Постигнув посредством Правильного воззрения, что источник страдания находится в его сознании, человек должен изменить свои желания-намерения и привычки. В буддизме рекомендуется изменить в своём сознании следующие намерения: намерение чувственных наслаждений заменить на непривязанность к мирским вещам и посвящение себя духовному пути; намерение злобы заменить на доброжелательность; намерение вреда или жестокости к окружающим заменить на сострадание. По мере углубления практики и осознания изменчивости бытия, зависимость от наслаждений, богатства, власти и славы отпадает сама собой. Воспринимая мир как целое, последователь Буддадхармы переживает чувство единства с ним и всеми существами, что побуждает к доброжелательности и состраданию.

Нравственность

В буддистской этике зафиксированы Пять Заповедей:

не лги, не убивай, не бери чужого, что не было дано, не причиняй вреда путем полового насилия, не употребляй наркотических веществ.

Соблюдение этих Заповедей ведёт к благополучию на всех уровнях. Моральная дисциплина - основа для всего дальнейшего пути совершенствования в сосредоточении и мудрости.

При дальнейшем углублении осознавания запреты, служащие для сдерживания аморальных действий в начале Пути, переходят во внутреннюю потребность приносить благо, учитывать чувства других существ.

Правильная речь

  • воздержание от лжи;
  • воздержание от речей, сеющих распри;
  • воздержание от грубых слов;
  • воздержание от пустословия.

Правильное поведение

  • Воздержание от желания убивать других существ, от убийства как ремесла.
  • Воздержание от взятия того, что не дано: от воровства, обмана и пр.
  • Воздержание от прелюбодеяния: от супружеской неверности, соблазнения, изнасилования и пр. Для посвящённых в духовный сан - соблюдение целибата, обета безбрачия.

Правильный образ жизни

Здесь внимание обращено на способы получения средств к существованию, поскольку труд занимает важное место в жизни человека. Следует стремиться зарабатывать на жизнь в соответствии с буддийскими ценностями.

Так говорится, что необходимо воздерживаться от работы в следующих сферах деятельности: -связанными с торговлей живыми существами, людьми или животными: работорговля, проституция; -так или иначе связанными с изготовлением и продажей оружия и инструментов для убийств.

Но буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создаёт предпосылки для них;

Связанными с производством мяса, поскольку для получения мяса требуется убийство живых существ; -связанными с одурманивающими веществами: производство и торговля алкоголем, наркотиками; - любая деятельность, связанная с обманом, накоплением богатства неправедными и преступными путями: гадание, мошенничество.

Правильный образ жизни предполагает независимость от материального, разумную, здоровую жизнь без излишеств и роскоши, благодаря чему можно избавиться от зависти и других страстей и связанных с ними страданий.

Сосредоточение

Правильное усилие

Руководствуясь правильными взглядами, поведением и образом жизни, человек встречает препятствия в виде глубоко укоренившихся в нем самом старых вредных или ограничивающих убеждений, и новых жестких идей.

Приходится непрерывно совершенствоваться, постоянно стремиться к освобождению от жестких идей и убеждений. Поскольку ум не может оставаться пустым, его стоит стремиться заполнять позитивными идеями, закрепляя их в уме. Такое четырёхстороннее постоянное старание признается правильным.

Правильное направление мысли

Необходимость постоянной бдительности, при которой человек постоянно должен рассматривать:

тело - как тело, ощущение - как ощущение (чувства), ум - как ум, состояние сознания - как состояние сознания (*на пали здесь используется термин dhammesu) Вместо "Это- я", или "это -мое" Иначе тело, ум, ощущения и умственные состояния воспринимаются как нечто постоянное и ценное. Отсюда появляется чувство зависимости от них, переживание несчастья.

Правильное сосредоточение

Освоив предыдушие этапы и углубив осознавание, человек затем готов пройти шаг за шагом четыре стадии все более и более глубокого сосредоточения.

Литература: Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. - М.: Республика, 1992. - 288 с. Жуковский В. И., Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. - 402 с. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. - М.: ИФРАН, 2003. - 246 с. Роберт Ч. Лестер Буддизм/Религиозные традиции мира. Том 2 - М: Крон-пресс. 1996 г. Стр. 324

Восьмеричный путь: Собрание методов, ведущих к Освобождению и применяемых, главным образом, в Малом пути. В нем содержится восемь ориентиров для мыслей, слов и поступков человека, способствующих развитию мудрости, преодолению неведения, осмысленным делам и контролю над своим сознанием.

Ступени пути

Благородный Восьмеричный Путь состоит из следующих ступеней, разделяемых на три группы :

Русский Пали Санскрит Китайский Японский Тайский Тибетский
Мудрость Paññā Prajñā
I Правильное воззрение sammā-diṭṭhi IAST samyag dṛṣṭi IAST 正見 正見 , сё:кэн สัมมาทิฏฐิ yang dag pa’i lta ba
II Правильное намерение sammā-saṅkappa IAST samyak saṃkalpa IAST 正思惟 正思惟 , сё:сиюи สัมมาสังกัปปะ yang dag pa’i rtog pa
Нравственность Sīla Śīla
III Правильная речь sammā-vācā IAST samyag vāc IAST 正言 正語 , сё:го สัมมาวาจา yang dag pa’i ngak
IV Правильное поведение sammā-kammanta IAST samyak karmānta IAST 正業 正業 , сё:го: สัมมากัมมันตะ yang dag pa’i las kyi mtha"
V Правильный образ жизни sammā-ājīva IAST samyag ājīva IAST 正命 正命 , сё:мё: สัมมาอาชีวะ yang dag pa’i "tsho ba
Духовная дисциплина Samadhi Samadhi
VI Правильное усилие sammā-vāyāma IAST samyag vyāyāma IAST 正精進 正精進 , сё:сё:дзин สัมมาวายามะ yang dag pa’i rtsol ba
VII Правильное памятование sammā-sati IAST samyak smṛti IAST 正念 正念 , сё:нэн สัมมาสติ yang dag pa’i dran pa
VIII Правильное сосредоточение sammā-samādhi IAST samyak samādhi IAST 正定 正定 , сё:дзё สัมมาสมาธิ yang dag pa’i ting nge "dzin

«Путь» не следует понимать линейно, как простое перешагивание со ступеньки на ступеньку. Это, скорее, развитие по спирали. Все составляющие части важны на протяжении всего Пути и должны практиковаться постоянно. По мере развития возникают зависимости между отдельными направлениями Пути. Так, например, в соответствии с «правильным намерением» выделяется время в «правильном поведении» для «правильного сосредоточения» (медитации). По мере углубления медитации (правильного сосредоточения) вы убеждаетесь в правильности Учения Будды (правильного воззрения) и практикуете медитацию (правильное сосредоточение) уже и в повседневности (правильное поведение).

Мудрость

Правильное воззрение

Прежде чем приступить к практике, мы должны понять, где мы находимся и куда следует направляться. Поэтому Путь начинается с «правильного воззрения» и в буддизме обычно толкуется как понимание Четырех Благородных Истин: что наша жизнь подвержена страданию, что коренной причиной наших страданий является невежество с его последствиями - заблуждениями о самом себе и мире, и что его следует победить с помощью знания, а не избавляться от него с помощью отвлечений или забвений.

По мере занятия практикой ум будет развиваться и человек поймёт, что все составляющие нашего существования, пять накоплений захваченности , являются неустойчивыми, постоянно меняющимися, что причины страдания лежат в его собственном сознании, и что путь к освобождению тоже лежит в его сознании - это преодоление неведения и желания посредством мудрости.

Правильное намерение

Постигнув посредством Правильного воззрения, что источник страдания находится в его сознании, человек должен изменить свои желания-намерения и привязанности. В буддизме рекомендуется изменить в своём сознании следующие намерения:

  • намерение чувственных наслаждений заменить на отречение от мирских вещей и посвящение себя духовному пути;
  • намерение злобы заменить на доброжелательность;
  • намерение вреда или жестокости к окружающим заменить на сострадание.

По мере углубления практики и осознания изменчивости бытия, устремления к наслаждениям, богатству, власти и славе отпадут сами собой. Когда человек увидит других существ сквозь линзы Четырёх Благородных Истин, он поймёт, что они тоже запутались в сетях страдания. Это восприятие вызовет чувство единства с ними и побудит к доброжелательности и состраданию.

Нравственность

В целом буддистскую этику можно свести к Пяти Заповедям: не лги, не убивай, не бери того, что тебе не дано, не совершай незаконных половых актов, не употребляй наркотических веществ . Соблюдение этих Заповедей ведёт к гармонии на разных уровнях – социальном, психологическом, кармическом и созерцательном. Упражнения в моральной дисциплине являются основой для упражнений следующих ступеней, в сосредоточении и мудрости.

При дальнейшем углублении сознания этические запреты, служащие для сдерживания аморальных действий в начале Пути, переходят в потребность учитывать чувства других живых существ.

Правильная речь

Согласно буддистским писаниям Правильная речь означает :

  • воздержание от лжи: говорить правду, придерживаться правды, быть надёжным, не обманывать;
  • воздержание от речей, сеющих распри: не рассказывать то, что может поссорить людей;
  • воздержание от грубых слов: говорить мягкие слова, проникающие в сердце, вежливые;
  • воздержание от пустословия: говорить достойные слова, в нужный момент, здравые и объясняющие, связанные с Дхармой.
  • Воздержание от желания убивать всех других живых существ, от убийства как ремесла.
  • Воздержание от взятия того, что не дано: от воровства, обмана и пр.
  • Воздержание от прелюбодеяния: от супружеской неверности, соблазнения, изнасилования и пр. Для посвящённых в духовный сан необходимым условием является соблюдение обета безбрачия .

Более подробные разъяснения этих положений даются также в других сутрах .

Правильный образ жизни

В первую очередь в это понятие входят способы получения средств к существованию. Поскольку труд занимает большую часть времени, то для обретения внутреннего мира следует стремиться зарабатывать на жизнь в соответствии с буддийскими ценностями. Необходимо воздерживаться от работы в следующих сферах деятельности :

Правильный образ жизни включает также отказ от излишеств, богатства и роскоши. Только при этом условии можно избавиться от зависти и других страстей и связанных с ними страданий.

Духовная дисциплина

Правильное усилие

Когда человек пытается изменить свою жизнь, руководствуясь истинными взглядами, решимостью, речью, поведением и образом жизни, его постоянно совращают с истинного пути как глубоко укоренившиеся в нем старые вредные идеи, так и постоянно приобретаемые новые идеи. Непрерывное совершенствование невозможно без постоянного стремления к освобождению от груза старых дурных мыслей, без борьбы против их появления. Поскольку ум не может оставаться пустым, его надо постоянно стремиться заполнять хорошими идеями, стараясь закрепить их в уме. Такое четырёхстороннее постоянное старание называется истинным. Оно указывает, что даже далеко ушедший по пути спасения не застрахован от риска поскользнуться, и ему ещё рано праздновать полную моральную победу.

Правильное направление мысли

Необходимость постоянной бдительности - таково дальнейшее развитие того правила, согласно которому ищущий должен постоянно помнить о том, что уже изучено. Он постоянно должен рассматривать тело - как тело, ощущение - как ощущение, ум - как ум, состояние сознания - как состояние сознания. Обо всем этом он не должен думать: «это - я» или «это - моё». Такой совет звучит примерно так же, как предложение думать о лопате - как о лопате. Но как бы ни казалось это смешным, все же не всегда легко воспринимать вещи такими, какими они являются на самом деле. Труднее практиковать такое направление мысли, когда ложные идеи о теле и т. п. пустили столь глубокие корни, что наше поведение, основанное на этих ложных понятиях, стало подсознательным. Если мы неистинно направляем свои мысли, то мы ведём себя так, как будто тело, ум, ощущения и умственные состояния - это нечто постоянное и всегда ценное. Отсюда появляется чувство привязанности к ним, сожаление об их утрате, и мы становимся зависимыми от них и несчастными. Но размышление о бренной, преходящей и отвратительной природе нашего чувства привязанности помогает нам освободиться от этого чувства, а также от сожаления по поводу утраты земных вещей. Это освобождение необходимо для постоянного сосредоточения мысли на истине.

См. также

Примечания

Литература

  • Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской , А. Н. Игнатовича , В. И. Корнева. - М .: Республика, 1992. - 288 с. - ISBN 5-250-01657-X
  • Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. - М .: ИНФРАН, 2003. - 246 с. - ISBN 5-201-02123-9

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Восьмеричный Путь" в других словарях:

    ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ (санскр. astàngikamarga) доктрина буддизма, составляющая содержание четвертой из четырех благородных истин. Восьмеричный путь это правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный… … Философская энциклопедия

    ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ, перевод санскритского названия (аштангика марга) буддийского учения о духовном Пути к освобождению от страданий. Будда (см. БУДДА) провозгласил его в первой проповеди Колеса Закона. Каждая из ступеней Пути называется… … Энциклопедический словарь

    В переводе на: Пали: ariya aṭṭhaṅgika magga Санскрит: आर्याष्टाङ्गो मार्गो ārya aṣṭāṅgika mārga … Википедия

    ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ - [санскр. ], доктрина буддизма, составляющая содержание 4 й благородной истины, открытой Буддой своим последователям. Если в 3 й истине он констатирует возможность освобождения от страданий, то в 4 й указывает практический путь к нему: «Этот… … Православная энциклопедия

Восьмеричный Путь - в буддизме суть Четвёртой Благородной Истины. Состоит из следующих частей:

МУДРОСТЬ (санскр. Prajñā; пали. Paññā)

правильное понимание (правильное воззрение) (пали. sammā-diṭṭhi?; санскр. सम्यग् दृष्टि, samyag-dṛṣṭi?)

правильное стремление (правильная решимость) (пали. sammā-saṅkappa?; санскр. सम्यक् संकल्प, samyak)

НРАВСТВЕННОСТЬ (санскр. Śīla; пали. Sīla)

правильная речь (пали. sammā-vācā?; санскр. सम्यग् वाच्, samyag vāc?;)

правильная деятельность (правильное поведение) (пали. sammā-kammanta?; санскр. सम्यक् कर्मान्त, samyak)

правильные средства к существованию (правильный образ жизни) (пали. sammā-ājīva?; санскр. सम्यग् आजीव, samyag)

КОНЦЕНТРАЦИЯ (санскр. Samadhi; пали. Samadhi)

правильное усилие (пали. sammā-vāyāma?; санскр. सम्यग् व्यायाम, samyag vyāyāma?;)

правильная осознанность (правильное направление мысли) (пали. sammā-sati?; санскр. सम्यक् स्मृति, samyak)

правильная концентрация (правильное сосредоточение) (пали. sammā-samādhi?; санскр. सम्यक् समाधि, samyak samādhi?;)

Четвертая благородная истина указывает путь (марга) к освобождению от страданий, путь, по которому следовал Будда и могут следовать другие. Руководство к следованию по этому пути - познание основных причин страдания. Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, или правил, и поэтому носит название благородного «восьмеричного пути». Этот путь дает представление о буддийской морали; он открыт для всех - и монахов и непосвященных. Следующий этому благородному пути достигает следующих восьми добродетелей:

Правильное воззрение

Правильное воззрение – Так как невежество с его последствиями - заблуждениями о самом себе и мире - является коренной причиной наших страданий, то естественно, что для нравственного совершенствования нужно иметь прежде всего правильное воззрение. Правильное воззрение - это правильное понимание четырех благородных истин. Только познание этих истин, а не какие-либо теоретические размышления о природе и самом себе, помогает, согласно учению Будды, нравственному совершенствованию, ведя нас к цели нашей жизни - нирване.

Правильная решимость

Одно знание истин было бы бесполезно без решимости преобразовать жизнь в соответствии с ними. От морально совершенствующегося человека требуется поэтому отрешение от всего земного (привязанности к миру), отказ от плохих намерений и вражды к ближним. Эти три условия и представляют собой основу правильной решимости.

Правильная речь

Правильная решимость не должна оставаться лишь религиозным желанием, а должна воплощаться в действие. Правильная решимость, прежде всего, должна иметь возможность направлять и контролировать нашу речь. Результатом будет правильная речь - воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.

Правильное поведение

Правильная решимость, не ограничиваясь выработкой правильной речи, должна наконец воплотиться в правильное действие, хорошее поведение. Правильное поведение заключается поэтому в отказе от неправильных действий - уничтожения живых существ, воровства, удовлетворения дурных желаний.

Правильный образ жизни

Правильный образ жизни заключается в том, что, отвергая дурную речь и плохие поступки, следует зарабатывать средства на жизнь честным путем. Необходимость этого правила вытекает из того, что для поддержания жизни нельзя прибегать к недозволенным средствам - надо сосредоточенно трудиться в соответствии с доброй решимостью.

Правильное усилие

Когда человек пытается изменить свою жизнь, руководствуясь правильными взглядами, решимостью, речью, поведением и образом жизни, его постоянно совращают с правильного пути как глубоко укоренившиеся в нем старые вредные идеи, так и постоянно приобретаемые новые идеи. Непрерывное совершенствование невозможно без постоянного стремления к освобождению от груза старых дурных мыслей, без борьбы против их появления. Поскольку ум не может оставаться пустым, его надо постоянно стремиться заполнять хорошими идеями, стараясь закрепить их в уме. Такое четырехстороннее постоянное старание называется правильным. Оно указывает, что даже далеко ушедший по пути спасения не застрахован от риска поскользнуться, и ему еще рано праздновать полную моральную победу.

Правильное направление мысли

Необходимость постоянной бдительности - таково дальнейшее развитие того правила, согласно которому ищущий должен постоянно помнить о том, что уже изучено. Он постоянно должен рассматривать тело - как тело, ощущение - как ощущение, ум - как ум, душевное состояние - как душевное состояние. Обо всем этом он не должен думать: «это - я» или «это - мое». Такой совет звучит примерно так же, как предложение думать о лопате - как о лопате. Но как бы ни казалось это смешным, все же не всегда легко воспринимать вещи такими, какими они являются на самом деле. Труднее практиковать такое направление мысли, когда ложные идеи о теле и т. п. пустили столь глубокие корни, что наше поведение, основанное на этих ложных понятиях, стало подсознательным. Если мы неправильно направляем свои мысли, то мы ведем себя так, как будто тело, ум, ощущения и умственные состояния - это нечто постоянное и всегда ценное. Отсюда появляется чувство привязанности к ним, сожаление об их утрате, и мы становимся зависимыми от них и несчастными. Но размышление о бренной, преходящей и отвратительной природе нашего чувства привязанности помогает нам освободиться от этого чувства, а также от сожаления по поводу утраты земных вещей. Это освобождение необходимо для постоянного сосредоточения мысли на истине.

В «Дигга-никайе», сутта 22. Будда дает очень подробные наставления о том, как практиковать подобное размышление. Например, рассматривая тело, надо помнить и думать о том, что оно является лишь соединением четырех элементов (земли, воды, огня и воздуха), что оно наполнено всеми видами отвратительной материи: мясом, костями, кожей, внутренностями, нечистотами, желчью, мокротой, кровью, жиром и т. д. На кладбище можно увидеть, как мертвое тело разлагается, пожирается собаками и грифами, а затем, постепенно смешиваясь с элементами материи, исчезает. Благодаря такому усиленному размышлению он может вспомнить о том, что есть тело: как оно отвратительно, тленно и преходяще! «Он отбросит все фальшивые чувства и привязанность к телу: телу своему и телу других». Простым усилением размышлений об ощущениях, уме и пагубных душевных состояниях человек освобождается от привязанности к земным вещам и печали по поводу их утраты. Окончательным результатом этого четырехстороннего напряженного размышления будет отрешенность от всех объектов, которые привязывали человека к миру.

Правильное сосредоточение

Тот, кто успешно ведет свою жизнь согласно указанным правилам и с их помощью освобождает себя от всех страстей и злобных мыслей, достоин пройти шаг за шагом четыре стадии все более и более глубокого сосредоточения, которые постепенно ведут его к конечной цели длинного и трудного пути - к прекращению страданий.

Ищущий сосредоточивает свой чистый и успокоенный ум на осмыслении и исследовании истин. На этой первой ступени глубокого созерцания он наслаждается радостью чистого мышления и покоем отрешенности от земного.

Когда достигается такое сосредоточение, вера в четырехстороннюю истину рассеивает все сомнения, и необходимость в рассуждениях и исследованиях отпадает. Так возникает вторая стадия сосредоточения, которая представляет собой радость, покой и внутреннее спокойствие, порожденные усиленным невозмутимым размышлением. Это - стадия сознания, радости и покоя.

На следующей ступени делается попытка перейти к состоянию безразличия, то есть способности отрешиться даже от радости сосредоточения. Так возникает третья, более высокая ступень сосредоточения, когда ищущий испытывает совершенную невозмутимость и освобождается от ощущения телесности. Но он еще сознает это освобождение и невозмутимость, хотя и безразличен к радости сосредоточения.

Наконец, ищущий пытается избавиться даже от этого сознания освобождения и невозмутимости и от всех чувств радости и воодушевления, которые он ранее испытывал. Тем самым он поднимается на четвертую ступень сосредоточения - в состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения. Таким образом, он достигает желанной цели - прекращения всякого страдания. На этой ступени ищущий достигает архатства, или нирваны (Поттхапада сутта). Так наступают совершенная мудрость и совершенная праведность.

mob_info