Логопедическое задание на звук п. Звуки П-Пь, Б-Бь. Дифференциация. Дикие животные. Работа в тетрадях

Снежана Валерьевна Сироткина
Звуки П-Пь, Б-Бь. Дифференциация. Дикие животные

Тема : «Звуки П – Пь , Б-Бь . Дифференциация . Дикие животные ».

1. Психогимнастика в кругу. Введение в тему.

Изобразите сердитого Бармалея;

Доброго доктора Айболита;

Заболевших зверей.

Чтение воспитателем письма : «Дорогие дети, мы в плену у Бармалея. Выручайте. Лосенок Бим и поросенок Пик». Сегодня будем выручать из плена Пика и Бима, будем повторять звуки П-Пь , Б-Бь .

Дети садятся на места.

2. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый до весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом – всем тепло, уютно в нем!»

3. Характеристика звуков с опорой на схему , сравнение звуков по артикул . признакам.

4. Картинка «лес» Песенка животного : па-ба-па; бы-пы-бы; по-бо-по-бо; пи-би-пы-бы.

Кто это? Белка. Как называется жилище? Детеныши? Какой первый звук в слове ?

Задание белки : помочь поиграть в игру «4 - лишний» . За помощь белочка подсказала обратиться к бурундуку.

Картинка бурундука. Он соглашается помочь найти Бармалея, если дети выполнят задание :

Замените звук Б на звук П и назовите слова :балка…бочка…блошки…борт….

Пь на Бь : пел…пить…

1 звук в слове на Пь : лесенка…лесок…речка…лень.

Молодцы. Выполнили задание, слушайте внимательно : «Направо пойдете, болото найдете - там живет бегемотик Плюх, он покажет дорогу».

5. Выставляется бегемот (картинка) . Он соглашается помочь при условии выполненного задания : исправьте слова :

Вода бежит в прохладной печке…речке.

Поленья полыхают в речке! Печке.

Все уселись мы на песенку и поем мы дружно лесенку!

Я нажимаю на медали, чтоб первым получить педали!

На пляже тепленький лесок, вдали зелененький песок!

Далеко идти мне пень, лучше сяду я на лень!

Лечит от болезней пекарь, хлеб печет умелый лекарь!

Молодцы. Болото обойдете, направо пойдете!

6.-Там живут два доктора – Пилюлькин (лечит зверей, в названии которых мягкие Пь - Бь) и Айболит (твердые звуки ) . Определите, кто кого будет лечить и поднимите нужный квадрат.

Пума, антилопа, черепаха, бизон, панда, зебра, петух, баран, зубр, бобер, белка, бегемот, пони.

7. ФМ. «На водопой»

Жарким днем лесной тропой звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок.

За мамой-лисицей крался лисенок.

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамою белкой скакали бельчата, за мамой зайчихой - косые зайчата.

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

8. Звуко-буквенный анализ .

Айболит и Пилюлькин просят составить схему слов «ПОНИ» и «БЕЛКА» .

Логопед на доске составляет схему с намеренной ошибкой. Совместный анализ составленных схем.

9. Картинки спасенных лосенка Бима и поросенка Пика.

Употребление притяжательных прилагательных : лосинная и кабанья семья, копыта лосинные и кабаньи, хвост лосинный и кабаний. Общее и различное у данных животных . Их характеристика.

10. Составление предложений по данным картинкам, составление схем предложений. Определение типов предложения по интонации :. ,? , !

1. Фонетическая: уточнить и сравнить артикуляции и звучание звуков [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ].

2. Фонематическая: выделять звук из начала и середины слова, развивать фонематический анализ и синтез слов со звуками [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ].

3. Лексическая: уточнить и расширить словарный запас.

4. Воспитывающая: аккуратность, взаимовыручку, самостоятельность.

Оборудование: карточки с буквами (А, О, У, Ы, Э) в красных домиках, письмо от гостей, фишки, зеркала, карточки для характеристики звуков, индивидуальные карточки, карточки со звуками Б, П в зелёных и синих домика, карточки с буквами П, Б.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Начинаем наше занятие с кинезиологических упражнений, которые направлены на развитие умственных способностей.

1. “Колечко”

Поочередно, соприкасаем пальцы руки от мизинца к большому пальцу, на подушечки и обратно, с напряжением.

2. “Кулак-ребро-ладонь”

Начинаем с ладони, положили руку на стол, сжали в кулак, положили на ребро, проговариваем, ускоряя темп.

3. “Лезгинка”

Начинаем с левой руки – в кулак (повернуть к себе), большой палец в сторону; правая рука соприкасается с мизинцем левой руки; одновременно меняем движения; ускоряя темп.

4. “Ухо - нос”

Начинаем с левой руки – за кончик носа; правой – за противоположное ухо; хлопок; меняем на зеркальное положение.

Эти упражнения помогут справиться с дальнейшими трудностями на занятии.

II. Повторение пройденного

На прошлом занятии мы закончили работать с гласными буквами и звуками. А сейчас повторим всё, что мы о них знаем.

Сколько гласных букв в русском языке? (10)

Прочитайте эти буквы:

А, О, У, Ы, Э

Я, Ё, Ю, И, Е

Сколько гласных звуков вы знаете? (6)

Произнесите эти звуки? (А, О, У, Ы, Э, И)

Почему их назвали гласными? (они поются, нет преграды, только голос)

Что помогает произносить звуки? (органы речевого аппарата)

Наши речевые аппараты сейчас поработают. Каждый из вас расскажет четко, внятно, не торопясь, свой стишок про гласные звуки и покажет, как правильно эти звуки нужно произносить.

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем:

[А], [У], [О], [Ы], [Э], [И] –

Вот такие все они.

Нет для них нигде преграды,

Петь мы эти звуки рады.

Вызываем по порядку

Наши звуки на зарядку.

- [А]! Пошире рот открой!

Не ленись и громче пой!

Удивленно тянет он:

“А...” Забывчивый какой!

надул капризно губки,

Их он вытянул, как трубки.

Вот какой он привереда –

Будет дуться до обеда!

[И] - улыбка, весельчак,

Он смеется звонко так!

На язычке широком

Скачет мимо окон!

Вот в задумчивом сомнение

высказывает мнение:

“Э-э-э... Не знаю, что сказать.

Может, лучше помолчать?”

Округлив большие губы,

прикрыл немного зубы,

Язык поглубже оттянул,

Спинку выгнул.

“О-о-о...” - вздохнул.

хоть гласный, но тихоня,

Все зевает он спросонья:

“Ы-ы-ы... Поспать еще часок...

Или, может, выпить сок?..”

Молодцы! Вы все хорошо рассказали стихи про гласные звуки. Они очень важны, потому что помогают нам читать, и служат для образования слога.

III. Сообщение новой темы занятия

1. Письмо от Петрушки

Дети, я получила письмо. Послушайте, что в нём написано:

Дорогие дети! Мы шли к вам в гости, а по дороге встретили колдунью, которая заколдовала нас. Появимся мы тогда, когда вы отгадаете загадку колдуньи, чары её развеются:

В гости к нам идут друзья,
Их водой разлить нельзя,
Две веселые игрушки,
Догадались кто? … (Петрушки)

Слышите, кто-то стучит… (заходят дети в костюмах Петрушки)

Петрушки в гостях у ребят

Какой первый звук в слове ПИРОЖОК?([ПЬ])

(мягкий)

В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается

Он такой же и в ПЕЧЕНЬЕ.
А у вас какое мнение?
Есть у нас еще ПИРОЖНОЕ,
Объеденье невозможное!
Первый звук в нем мягкий, тающий,
Словно пух, в окно влетающий.
-Звук немного изменился,
Перед вами извинился.
Стал другим в словах: ПАМПУШКИ,
ПАПА, ПАСТИЛА и ПЛЮШКА.

Какой первый звук в слове ПАМПУШКИ, ПАПА? ([П])

Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)

(синего) на доску вывешивается

Уловили? Стал он твердым,
Важным, пыхающим, гордым!

Молодцы! Вы хорошо умеете выделять первый звук в словах и слышать твердый он или мягкий.

2. Характеристика звука П.

Давайте, охарактеризуем звук П перед зеркалом.

Губы сомкнуты

Воздушная струя (горячая)

Звук согласный

Звуки П, ПЬ можно на письме обозначить … (буквой)

Кто поможет её правильно назвать? (Пэ) буква вывешивается на доске

А письмо я не дочитала, слушайте еще загадку:

Это что за очень странный,
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный
Кто же это … (Буратино)

У нас в гостях Буратино.

Я - веселый Буратино.
У меня в руках корзина.
В ней найдете вы БАНАН,
БАНКУ, БУЛКУ, БАРАБАН.

Кто же скажет быстро мне,
Звук, какой лежит на дне?

Какой первый звук в слове БАНАН, БАНКА? ([Б])

Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)

В домике, какого цвета живет этот звук? (синего) на доску вывешивается

Он прорвал плотину губ,
Звонким стал, как голос труб!
Раз преграда на пути -
Он согласный. Повтори!
Ба! Да здесь еще БЕРЕТ,
БИНТ, БИНОКЛЬ и БИЛЕТ!

Какой первый звук в слове БИНТ, БИЛЕТ? ([БЬ])

Этот звук, твердый или мягкий? (мягкий)

В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается

Молодцы! Вместе с Буратино вы хорошо выделяли первый звук в словах. А сейчас дадим характеристику этому звуку.

3. Характеристика звука Б (перед зеркалом)

Губы сомкнуты

Воздушная струя (горячая)

Звук согласный

Звуки Б, БЬ можно на письме обозначить … (буквой)

Кто поможет её правильно назвать? (Бэ) буква вывешивается на доске

- Сегодня на занятии мы будем упражняться различать эти звуки.

IV. Закрепление темы занятия

Итак, наша первая игра “Кто внимательнее”

Перед вами буквы БЭ и ПЭ. Я буду говорить слова, а вы поднимаете букву, которая есть в слове. Те, кто активно будут работать, получат жетончики.

В конце занятия мы их посчитаем.

пар, блеск, баня, бочка, палка, пальто.

Усложняю: Я показываю картинку, а вы показываете букву, которая есть в этом слове.

Молодцы! Вы хорошо различаете звуки Б и П.

Сегодня мы говорили о звуках П, ПЬ и Б, БЬ, которые на письме обозначаются буквами ПЭ и БЭ.

При помощи какого ряда мы обозначаем мягкость на письме? (гласные 2 ряда, Ь)

V. Работа в тетрадях.

Слушайте внимательно задание.

Задание 1.

Я произношу слоги с звуками П, ПЬ. Вы записываете только слоги, где ПЬ.

па, пя, пу, пю, по, пё, пы, пи (проверка)

Молодцы! Вы справились с этим зданием.

Задание 2.

Будьте внимательны. Я произношу слоги с звуками Б, БЬ. Вы записываете только слоги, где Б – твердый.

ба, бя, бу, бю, бо, бё, бы, би. (проверка)

Молодцы! Очень хорошо вы различаете звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Но пора отдохнуть.

VI. Физминутка

Хомка, хомка хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку,
И выходит на зарядку.
Хомка хочет сильным стать

(вдохнули) 1,2,3,4,5 (выдохнули).

Вместе с Хомкой мы отдохнули.

А теперь будем продолжать различать звуки Б и П.

Задание 3.

На доске написаны предложения, которые не закончены. Ваша задача составить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных за чертой.

Прочитайте слова данные за чертой.

Что значит, слово БЛЕЩУТ, объясните?

Что значит, слово ПЛЕЩУТ, объясните?

Прочитайте предложение, которое получилось.

Все поняли задание?

А теперь работа в парах.

Составьте предложения, выбирая нужное по смыслу слово.

Бревна нужно нам белить
Стены нужно нам пилить
Огурцы солят в почки
Весной на деревьях набухают бочки
Весной вспахали плугом башню
Построили из камня пашню

Все справились с заданием хорошо.

А теперь мы будем работать самостоятельно. У каждого на парте есть карточка с заданием. Прочитайте внимательно задание. Что нужно сделать в этом задании?

А теперь самостоятельно запишите эти слова в тетрадь, подчеркивая пропущенную букву.

Задание 4. Письменно по карточкам

ЛА … Ы … АРАН
ЗУ … Ы … АКЕТ

А теперь каждый сравнит слова в тетради с теми, что написаны на доске.

Проверим как мы различаем звуки Б и П.

Последнее задание вам нужно выполнить самостоятельно. Читаем и выполняем.

Задание 5. письменно

Прочитайте предложение, вставляя буквы Б, П.

Запишите в тетради. Сделайте схему предложения, выделяя гласные.

… орис … ошёл в …ор за гри…ами.

Какое предложение у вас получилось, прочитайте его.

Молодцы! Вы хорошо поработали на занятии

VII. Итог занятия

Назовите звуки, с которыми мы познакомились и которые научились различать?

Давайте сосчитаем жетончики. У кого больше всех? Молодцы! На этом наше занятие закончено.

Конспект НОД в старшей логопедической группе.

Тема: «Путешествие в страну звуков»

Цель: Дифференциация звуков «П», «Пь».

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить произношение звуков «П», «Пь» изолированно, в слогах, в словах, предложениях;
  • формировать умение дифференцировать эти звуки;
  • учить определять место звука в слове.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать психологическую базу речи (внимание, память, мышление, воображение);
  • развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать мотивацию игровой и учебной деятельности;
  • развивать способность сосредотачивать своё внимание на выполнении действий.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Оборудование: Театральная ширма, театральные куклы - «Сказочная птица» король Твёрдыш и король Мякиш, изображение солнца, пособие «Звуковые замки», письмо, названия станций. Магнитная доска, фишки синего и зелёного цвета, предметные картинки, 2 шкатулки, дидактическое пособие «Поезд». Пластиковые тарелочки с пластилиновым покрытием, природный материал (фасоль,косточки). Музыкальное сопровождение. Картинка-раскраска «Звуковички» (на каждого ребёнка).

Ход занятия:

Дети входят в зал под спокойную музыку, после обращения логопеда к детям звучит тревожная мелодия и появляется из-за ширмы «Сказочная птица» с конвертом в клюве.

Логопед: Дети, вы слышите, какая звучит тревожная мелодия? Наверное, что-то случилось? Посмотрите, к нам прилетела «Сказочная птица», она что-то держит в клюве. Как вы думаете, что это?

Дети: Конверт.

Логопед: А вы хотите узнать, что в этом конверте?

(Ответы детей).

Логопед подходит и берёт у «Сказочной птицы» конверт. Достаёт из него письмо с фотографиями королей «Твёрдыша» и «Мякиша», читает его:

«Дорогие дети! Очень вас просим, помогите. Когда мы возвращались из вашего детского сада в свои замки, то по дороге Злой Волшебник похитил наши звуки «П», «Пь» и заколдовал дорогу, по которой мы к вам добирались.

Если вы согласитесь нам помочь, то будьте готовы к испытаниям и трудным заданиям, которые встретят вас в пути. А если вы преодолеете весь путь то, колдовство Злого Волшебника перестанет действовать.

Ваши друзья».

Логопед: Дети, а вы узнали, кто просит вас о помощи?

Дети: Да, это «Твёрдыш» и «Мякиш»

Логопед:А кто они?

Дети: Короли «Звуковых замков».

Логопед: В каком замке живёт «Твёрдыш»?

Дети: В синем.

Логопед: А кто ещё живёт с «Твёрдышем» в его замке?

Дети: Все согласные твёрдые звуки.

Логопед: В каком замке живёт «Мякиш»?

Дети: В зелёном.

Логопед: А кто живёт с «Мякишем»?

Дети: Все согласные мягкие звуки.

Логопед: Дети, вы запомнили какие звуки похитил Злой Волшебник?

(Ответы детей).

Логопед: Вспомните и назовите какие звуки «П» «,Пь», их сходство и отличие?

(Ответы детей).

Логопед: Дети, вы готовы прийти на помощь нашим друзьям?

(Ответы детей).

Логопед: Путь в Сказочную страну звуков нелёгкий и долгий. Давайте встанем в круг и попросим силы у нашего Солнышка, чтобы оно нас согревало и оберегало в пути.

Самомассаж пальчиков и лицевых мышц «Солнышко»:

Ладошка - это солнышко, пальчики - лучики.

Солнышко, милое, (поглаживающие круговые движения правой рукой по левой лодони).
Поделись своею силою! (поглаживающие движения наоборот). Просыпайтесь лучики! (поочерёдный массаж пальчиков).
Согревайтесь, рученьки! Солнышко проснулось, лобика коснулось,
Лучиками провело и погладило (поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей).
Солнышко проснулось, к щёчке прикоснулось! (поглаживание от носа к средней части ушей).
Солнце личико согрело, потеплело, потеплело. (поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей).
Наши рученьки потянулись, Наши губки улыбнулось!

Логопед: Вот и силы прибавились! Пора в дорогу в Сказочную страну. А на чём же мы поедем в сказочную страну?

(Ответы детей).

Логопед: Дети, не забывайте, что короли Твёрдыш и Мякиш живут в Сказочных замках. И транспорт, на котором мы сможем добраться тоже должен быть сказочным. А на чём мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку:

Железные избушки прицеплены друг к дружке,
Одна из них с трубой, ведёт всех за собой!

(Ответы детей: поезд).

Логопед: С какого звука начинается слово «поезд»? Какой это звук?

(Ответы детей).

Логопед: Ребята, встаньте ровно, красиво, друг за другом, как паровозик с вагончиками. А чтобы по дороге нам было не скучно, повторяйте слова:

Паровоз наш небольшой,
Паровоз наш непростой,
В нём колёса не стучат,
Состоит он из ребят.
Едем, едем друг за другом,
Едем лесом, едем лугом.
Остановка на пути
Ну-ка, дружно выходи!

Логопед: Мы прибыли на станцию «ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ».

Игра «Скажи наоборот»:

па -пя пу -пю
по -пё пы -пи

Игра «Запомни и повтори»:

па-по-пу пы-пы-пи по-по-пё
па-па-пя пу-пу-пю

Игра «Четвёртый лишний»:

пенёк, пенал,печка, палка.

Логопед: Молодцы, вы справились с заданиями. Строимся паровозиком с вагончиками, едем дальше (звучит музыка).

Логопед: Мы прибыли на станцию «СИГНАЛЬНАЯ».

Игра «Сигнальщики».

а) Я буду называть звуки «П — Пь», а вы как услышите твёрдый звук — просигнальте синей фишкой, если мягкий - зелёной:

П, Пь, П, Пь, П, П, П, Пь.

б) Теперь я буду называть слоги, а вы определите и просигнальте соответствующей фишкой:

ПА, ПО, ПИ, ПЯ, ПУ, ПЫ, ПИ

в) Молодцы! Следующее задание усложняется: вы должны услышать звуки «П-ПЬ» в словах и правильно просигналить.

Логопед: Молодцы, и на этой станции со всеми заданиями вы справились. Строимся паровозиком с вагончиками, едем дальше (звучит музыка).

Логопед: Мы прибыли на станцию «ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ».

Дети, это сундучки Твёрдыша и Мякиша, похоже они перепутали свои вещи. Давайте им поможем разложить картинки по сундучкам.

(Дети раскладывают картинки по сундучкам со звуками «П» и «Пь»).Логопед: Дети, посмотрите у нас на пути паровозик, а, чтобы он нас пропустил, мы должны разложить груз по вагончикам:

В первом вагончике поедут картинки, в названии которых звук «П» или «Пь» слышится в начале слова;

Во втором вагончике поедут картинки, где звуки «П», «Пь» слышатся в середине слова;

В третьем вагончике поедут картинки, где звуки «П», «Пь» слышатся в конце слова.

Логопед: Молодцы, и на этой станции со всеми заданиями вы справились! Строимся и едем дальше (звучит музыка).

Логопед: Мы прибыли на станцию «УМЕЛЫЕ РУЧКИ».

Дети, вы хорошо справились с трудностями и нашли пропавшие звуки «П» и «Пь», давайте подарим им букву.

(Дети под спокойную музыку выкладывают на пластиковых тарелочках с пластилиновым покрытием букву «П» из природного материала).

Логопед: Дети, чем отличается буква от звука.

(Ответы детей).

Логопед: Молодцы, вы справились со всеми испытаниями на нашем пути, и поэтому колдовство Злого Волшебника перестало действовать.

Звучит музыка, дети быстро строятся и отправляются дальше в путь

Логопед: Мы прибыли на станцию «СКАЗОЧНЫЕ ЗАМКИ». Вот мы и
добрались до Сказочных замков. А вот и наши друзья.

(На ширме появляются король Твёрдыш и король Мякиш, и обращаются к детям с благодарностью).

Король Твёрдыш: Спасибо, вам дети, что откликнулись на нашу просьбу. Король Мякиш: Вернули нам пропавшие звуки и расколдовали дорогу. Теперь мы снова сможем приезжать к вам в гости.

Король Твёрдыш: Дорогие ребята, в знак нашей дружбы мы дарим вам на
память «Звуковичков».

Оба короля: До свидания, до новых встреч!

Логопед: Дети, нам пора возвращаться в детский сад, строимся паровозиком с вагончиками. Дети прощаются с королями, звучит музыка.

Татьяна Дёмина,
учитель-логопед

1. Фонетическая: уточнить и сравнить артикуляции и звучание звуков [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ].

2. Фонематическая: выделять звук из начала и середины слова, развивать фонематический анализ и синтез слов со звуками [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ].

3. Лексическая: уточнить и расширить словарный запас.

4. Воспитывающая: аккуратность, взаимовыручку, самостоятельность.

Оборудование: карточки с буквами (А, О, У, Ы, Э) в красных домиках, письмо от гостей, фишки, зеркала, карточки для характеристики звуков, индивидуальные карточки, карточки со звуками Б, П в зелёных и синих домика, карточки с буквами П, Б.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Начинаем наше занятие с кинезиологических упражнений, которые направлены на развитие умственных способностей.

1. “Колечко”

Поочередно, соприкасаем пальцы руки от мизинца к большому пальцу, на подушечки и обратно, с напряжением.

2. “Кулак-ребро-ладонь”

Начинаем с ладони, положили руку на стол, сжали в кулак, положили на ребро, проговариваем, ускоряя темп.

3. “Лезгинка”

Начинаем с левой руки – в кулак (повернуть к себе), большой палец в сторону; правая рука соприкасается с мизинцем левой руки; одновременно меняем движения; ускоряя темп.

4. “Ухо - нос”

Начинаем с левой руки – за кончик носа; правой – за противоположное ухо; хлопок; меняем на зеркальное положение.

Эти упражнения помогут справиться с дальнейшими трудностями на занятии.

II. Повторение пройденного

На прошлом занятии мы закончили работать с гласными буквами и звуками. А сейчас повторим всё, что мы о них знаем.

Сколько гласных букв в русском языке? (10)

Прочитайте эти буквы:

А, О, У, Ы, Э

Я, Ё, Ю, И, Е

Сколько гласных звуков вы знаете? (6)

Произнесите эти звуки? (А, О, У, Ы, Э, И)

Почему их назвали гласными? (они поются, нет преграды, только голос)

Что помогает произносить звуки? (органы речевого аппарата)

Наши речевые аппараты сейчас поработают. Каждый из вас расскажет четко, внятно, не торопясь, свой стишок про гласные звуки и покажет, как правильно эти звуки нужно произносить.

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем:

[А], [У], [О], [Ы], [Э], [И] –

Вот такие все они.

Нет для них нигде преграды,

Петь мы эти звуки рады.

Вызываем по порядку

Наши звуки на зарядку.

- [А]! Пошире рот открой!

Не ленись и громче пой!

Удивленно тянет он:

“А...” Забывчивый какой!

надул капризно губки,

Их он вытянул, как трубки.

Вот какой он привереда –

Будет дуться до обеда!

[И] - улыбка, весельчак,

Он смеется звонко так!

На язычке широком

Скачет мимо окон!

Вот в задумчивом сомнение

высказывает мнение:

“Э-э-э... Не знаю, что сказать.

Может, лучше помолчать?”

Округлив большие губы,

прикрыл немного зубы,

Язык поглубже оттянул,

Спинку выгнул.

“О-о-о...” - вздохнул.

хоть гласный, но тихоня,

Все зевает он спросонья:

“Ы-ы-ы... Поспать еще часок...

Или, может, выпить сок?..”

Молодцы! Вы все хорошо рассказали стихи про гласные звуки. Они очень важны, потому что помогают нам читать, и служат для образования слога.

III. Сообщение новой темы занятия

1. Письмо от Петрушки

Дети, я получила письмо. Послушайте, что в нём написано:

Дорогие дети! Мы шли к вам в гости, а по дороге встретили колдунью, которая заколдовала нас. Появимся мы тогда, когда вы отгадаете загадку колдуньи, чары её развеются:

В гости к нам идут друзья,
Их водой разлить нельзя,
Две веселые игрушки,
Догадались кто? … (Петрушки)

Слышите, кто-то стучит… (заходят дети в костюмах Петрушки)

Петрушки в гостях у ребят

Какой первый звук в слове ПИРОЖОК?([ПЬ])

(мягкий)

В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается

Он такой же и в ПЕЧЕНЬЕ.
А у вас какое мнение?
Есть у нас еще ПИРОЖНОЕ,
Объеденье невозможное!
Первый звук в нем мягкий, тающий,
Словно пух, в окно влетающий.
-Звук немного изменился,
Перед вами извинился.
Стал другим в словах: ПАМПУШКИ,
ПАПА, ПАСТИЛА и ПЛЮШКА.

Какой первый звук в слове ПАМПУШКИ, ПАПА? ([П])

Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)

(синего) на доску вывешивается

Уловили? Стал он твердым,
Важным, пыхающим, гордым!

Молодцы! Вы хорошо умеете выделять первый звук в словах и слышать твердый он или мягкий.

2. Характеристика звука П.

Давайте, охарактеризуем звук П перед зеркалом.

Губы сомкнуты

Воздушная струя (горячая)

Звук согласный

Звуки П, ПЬ можно на письме обозначить … (буквой)

Кто поможет её правильно назвать? (Пэ) буква вывешивается на доске

А письмо я не дочитала, слушайте еще загадку:

Это что за очень странный,
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный
Кто же это … (Буратино)

У нас в гостях Буратино.

Я - веселый Буратино.
У меня в руках корзина.
В ней найдете вы БАНАН,
БАНКУ, БУЛКУ, БАРАБАН.

Кто же скажет быстро мне,
Звук, какой лежит на дне?

Какой первый звук в слове БАНАН, БАНКА? ([Б])

Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)

В домике, какого цвета живет этот звук? (синего) на доску вывешивается

Он прорвал плотину губ,
Звонким стал, как голос труб!
Раз преграда на пути -
Он согласный. Повтори!
Ба! Да здесь еще БЕРЕТ,
БИНТ, БИНОКЛЬ и БИЛЕТ!

Какой первый звук в слове БИНТ, БИЛЕТ? ([БЬ])

Этот звук, твердый или мягкий? (мягкий)

В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается

Молодцы! Вместе с Буратино вы хорошо выделяли первый звук в словах. А сейчас дадим характеристику этому звуку.

3. Характеристика звука Б (перед зеркалом)

Губы сомкнуты

Воздушная струя (горячая)

Звук согласный

Звуки Б, БЬ можно на письме обозначить … (буквой)

Кто поможет её правильно назвать? (Бэ) буква вывешивается на доске

- Сегодня на занятии мы будем упражняться различать эти звуки.

IV. Закрепление темы занятия

Итак, наша первая игра “Кто внимательнее”

Перед вами буквы БЭ и ПЭ. Я буду говорить слова, а вы поднимаете букву, которая есть в слове. Те, кто активно будут работать, получат жетончики.

В конце занятия мы их посчитаем.

пар, блеск, баня, бочка, палка, пальто.

Усложняю: Я показываю картинку, а вы показываете букву, которая есть в этом слове.

Молодцы! Вы хорошо различаете звуки Б и П.

Сегодня мы говорили о звуках П, ПЬ и Б, БЬ, которые на письме обозначаются буквами ПЭ и БЭ.

При помощи какого ряда мы обозначаем мягкость на письме? (гласные 2 ряда, Ь)

V. Работа в тетрадях.

Слушайте внимательно задание.

Задание 1.

Я произношу слоги с звуками П, ПЬ. Вы записываете только слоги, где ПЬ.

па, пя, пу, пю, по, пё, пы, пи (проверка)

Молодцы! Вы справились с этим зданием.

Задание 2.

Будьте внимательны. Я произношу слоги с звуками Б, БЬ. Вы записываете только слоги, где Б – твердый.

ба, бя, бу, бю, бо, бё, бы, би. (проверка)

Молодцы! Очень хорошо вы различаете звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Но пора отдохнуть.

VI. Физминутка

Хомка, хомка хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку,
И выходит на зарядку.
Хомка хочет сильным стать

(вдохнули) 1,2,3,4,5 (выдохнули).

Вместе с Хомкой мы отдохнули.

А теперь будем продолжать различать звуки Б и П.

Задание 3.

На доске написаны предложения, которые не закончены. Ваша задача составить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных за чертой.

Прочитайте слова данные за чертой.

Что значит, слово БЛЕЩУТ, объясните?

Что значит, слово ПЛЕЩУТ, объясните?

Прочитайте предложение, которое получилось.

Все поняли задание?

А теперь работа в парах.

Составьте предложения, выбирая нужное по смыслу слово.

Бревна нужно нам белить
Стены нужно нам пилить
Огурцы солят в почки
Весной на деревьях набухают бочки
Весной вспахали плугом башню
Построили из камня пашню

Все справились с заданием хорошо.

А теперь мы будем работать самостоятельно. У каждого на парте есть карточка с заданием. Прочитайте внимательно задание. Что нужно сделать в этом задании?

А теперь самостоятельно запишите эти слова в тетрадь, подчеркивая пропущенную букву.

Задание 4. Письменно по карточкам

ЛА … Ы … АРАН
ЗУ … Ы … АКЕТ

А теперь каждый сравнит слова в тетради с теми, что написаны на доске.

Проверим как мы различаем звуки Б и П.

Последнее задание вам нужно выполнить самостоятельно. Читаем и выполняем.

Задание 5. письменно

Прочитайте предложение, вставляя буквы Б, П.

Запишите в тетради. Сделайте схему предложения, выделяя гласные.

… орис … ошёл в …ор за гри…ами.

Какое предложение у вас получилось, прочитайте его.

Молодцы! Вы хорошо поработали на занятии

VII. Итог занятия

Назовите звуки, с которыми мы познакомились и которые научились различать?

Давайте сосчитаем жетончики. У кого больше всех? Молодцы! На этом наше занятие закончено.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

"ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Б - БЬ, П – ПЬ»

Цель: Продолжать учить различению парных согласных звуков б – п , бь – пь .

Задачи: 1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков б – п , бь – пь .

2. Развитие и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза на материале слов со звуками б – п , бь – пь .

3. Обучение составлению распространенных предложений, описательных рассказов с опорой на картинный план.

4. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся.

5. Развитие мелкой моторики, работа над просодической стороной речи.

6. Развитие зрительной и слуховой памяти, восприятия и др. психических процессов.

7. Формирование пространственных представлений.

8. Формирование положительного отношения к учению, воспитание интереса к окружающему миру.

9. Развитие и совершенствование навыков и приемов самоконтроля, анализа и оценки продуктивности деятельности.

Оборудование.

Демонстрационное :

1. Игрушка Буратино.

2. Картинный план.

3. Таблица для описания звуков.

4. Картинки с изображением белки, бабочек, черепахи, Карабаса Барабаса, пня, березы, подберезовика, Буратино, одежды.

5. Две бумажные куклы.

6. Буквы Б и П.

7. Слова: футболка, пиджак, напечатанные на табличках.

8. Пряжка, золотой ключик.

9. Картинный план для составления описательного рассказа по теме: "Одежда".

Раздаточное : 1. Картинки с изображением колокольчиков.

2. Цифровой ряд (1 – 7).

3. Тетради, ручки.

    Орг. момент.

Отгадайте, кто пришел к нам в гости:

Это что за очень странный Человечек деревянный? На земле и под землей

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это? (Буратино.)

Злой Карабас Барабас украл у Буратино золотой ключик и спрятал. Без нас Буратино не сможет найти пропажу. Давайте поможем ему. Если вы будете внимательными, находчивыми, старательными, то очень быстро отыщем ключик. Карабас Барабас оставил план, как искать золотой ключик. (Картинный план – на доске.)

2.1. Определение звуков б – бь, п – пь в словах, сравнение звучания, работа с таблицей, обозначение буквами.

С какого звука начинается имя "Буратино" ? (б) Что вы знаете о звуке б? (Согласный, твердый, звонкий, парный).

Посмотрите на план. Куда указывает стрелка? (прямо) Что встретилось нам на пути? (береза) Какой 1-й звук слышите в слове "береза" ? (бь) Что вы о нем знаете? (Согласный, мягкий, звонкий, парный).

Чем похожи звуки б – бь ? (Согласные, звонкие, парные).

Чем различаются? (Звук б – твердый, бь – мягкий).

Заглянем за березу. Карабас Барабас забыл конверт. Посмотрим, что в нем? (картинки)

(Картинка "подберезовик". ) - Что это? Как называется гриб, который растет под березой? (подберезовик) Назовите 1-й звук в этом слове? (п) Какой он? (Согласный, твердый, глухой, парный).

Что находится справа от березы? (пень ) С какого звука начинается слово "пень"? (пь) Что вы о нем знаете? (Согласный, мягкий, глухой, парный).

Чем похожи звуки п – пь ? (Согласные, глухие, парные).

Чем различаются? (Звук п – твердый, пь – мягкий)

Давайте послушаем звуки. Что помогает нам услышать звуки? (уши, горлышко)

б – бь ? (Буквой Б.)

Какой буквой обозначаются звуки п – пь ? (Буквой П.)

Какие звуки сегодня у нас в гостях? (Звуки буквы Б и звуки буквы П.)

      Дифференциация звуков б –п, бь – пь в слогах.

Куда указывает стрелка? (направо) Куда мы пришли? (В густой лес.) - - В лесу нас встречает веселый зверек. Отгадайте, кто это?

С ветки на ветку, быстрый, как мяч

Скачет по лесу рыжий циркач,

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Как называют детенышей белки? (бельчата)

Белка, бельчата. С какого звука начинаются эти слова? (бь)

Где живут белка с бельчатами? (в дупле)

Назовите 3-й звук в слове "дупло" (п)

Белочка укажет нам дорогу, если мы споем ее песенки:

па – ба – па – ба (хором)

бы – пы – бы – пы (громко)

би – пи – би (тихо)

пу – бу – пу (радостно)

пе – бе – пе (с вопросом)

С какими согласными вы пели песенки?

      Дифференциация б – п, бь – пь в словах.

Куда указывает стрелка? (прямо) Прямо пойдем, болото найдем. В болоте живет черепаха Тортила.

Какие звуки мы повторяем на уроке? Подумайте, какой звук есть в слове "черепаха"?(п) Где он находится? (в середине слова)

Тортила поможет найти золотой ключик, если вы выполните ее задание. Услышите слова со звонкими согласными б – бь – поднимайте

карточку с изображением колокольчика.

Услышите слова с глухими согласными п – пь - поднимайте карточку с зачеркнутым колокольчиком.

Слова: пень, Буратино, болото, белка, черепаха, береза, репа, письмо, план, шуба, пряжка.

2.4. Работа со словом "пряжка".

Показ, объяснение значения.

Пряжка – твердая застежка, через которую продергивается тесьма, ремень.

У кого есть пряжка на одежде или обуви?

Составление предложения с данным словом.

2.5. Определение места звуков б – бь, п – пь в словах. Работа с цифровым рядом.

Молодцы, помогли Буратино выполнить и это задание. Черепаха Тортила сказала, чтобы мы обошли болото. Куда ведет тропинка? (направо)

Пойдем направо и увидим полянку. А кто же порхает над красивой полянкой, где много цветов? Догадайтесь, кто может встретиться там? (бабочки )

Чем интересно слово "бабочки"? (2 звука б) На каком месте слышится звук б в этом слове? (на 1-м и 3-м)

Бабочки рады помочь, если узнают, все ли мы умеем определять место звука в слове. Они хотят вас послушать. (Цифровой ряд от 1 до 7.)

Ищем место звуков буквы Б (показ буквы): забор(3), болото(1), клумба(5), шуба(3), кубики(3), обои(2), рубашка (3).

Место звуков буквы П (показ буквы): пень (1), шапка (3), апрель (2), лампа (4), спички (4).

(Дети определяют место звука в слове, поднимая соответствующую букву.)

2.6 Физминутка.

Отдохнем на полянке.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

2.7 Дифференциация б –п, бь – пь в словах.

Полянку обойдем. Куда указывает стрелка? (прямо)

    Что встретилось нам на пути? (забор)

За высоким забором живут 2 брата. Мальчика справа зовут Павлик, а слева – Боря.

    Какой 1-й звук в слове "Павлик"? А в слове "Боря"?

Боря и Павлик очень часто теряют и путают свои вещи. Как можно назвать ребят, которые держат свои вещи в беспорядке, не кладут на свои места и теряют? (неряхи, растеряши, рассеянные)

Давайте поможем мальчикам найти свои вещи. Подумайте, какие звуки в названии вещей Бори? (б – бь) Подберите одежду, в названии которой есть звуки б – бь. (Дети называют вещи, картинки выставляются на наборное полотно.)

Картинки: брюки, рубашка, футболка, шуба .

Какие звуки в названии вещей Павлика? (п – пь) Подберите одежду, в названии которой есть звуки п – пь .

Картинки: кепка, пиджак, шапка, пальто .

(Слова: футболка , пиджак заранее написаны на доске.)

    Назовите вещи Бори (Павлика). Еще раз посмотрите и запомните их. (Слова закрываются полосками.)

2.8 Пальчиковая гимнастика.

В гости

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья.

Друг без друга им нельзя.

2.9 Работа в тетрадях.

Вспомните, какую одежду мы помогли найти Боре и Павлику. Запишите названия одежды в тетрадь.

Проверка : - Встаньте те, кто написал 8 (7, 6 и т.д.) слов.

2. 10 Устное составление предложений с записанными словами.

Выберите любое из записанных слов. Составьте с ним предложение. Предложение должно быть правильным, красивым и большим.

(Устное составление предложений.)

Контроль : 1 ученик составляет предложение, остальные анализируют. ("Хорошо составлено предложение? Почему?)

2. 11 Составление описательного рассказа по таблице-схеме.

Помогли мальчикам и отправимся в путь. Куда ведет дорожка? (направо) Что мы видим перед собой? (пещеру) Кто ждет нас там? (Карабас Барабас )

Злой Карабас отдаст Буратино золотой ключик, если мы расскажем об одежде, которую мы видели у Бори и Павлика.

(Таблица – схема для составления описательного рассказа.)

Я опишу одну вещь, а вы догадайтесь, о чем я рассказала: Это головной убор оранжевого цвета. Связан он из мягкой шерсти. Головной убор состоит из донышка, которое надеваем на голову и забавного фиолетового помпончика. Носят этот головной убор ранней весной, осенью и зимой взрослые и дети.

Догадались, о чем я рассказала? (о шапке) Кто хочет рассказать о другой одежде? (Дети подходят к наборному полотну, выбирают предмет одежды и составляют рассказ с опорой на таблицу.)

3. Подведение итога занятия.

    Все задания мы выполнили, и Карабасу Барабасу ничего не остается, как отдать Буратино золотой ключик. Он не простой, это ключик к знаниям. Он будет открывать нам на уроках что-то новое и интересное.

    Какие звуки помогли нам отыскать золотой ключик? (б – бь, п – пь)

mob_info