О воспитании у детей интереса к чтению. «Секреты воспитания интереса к чтению у детей» Воспитываем интерес к чтению

Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным «стрелкам», и «ужастикам». Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов?
После обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32 европейских стран немецкие ученые пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе. Дома компьютеры очень часто отвлекают детей от домашнего задания. И в школах, где занятия проходят на компьютерах, ученики показывают худшие результаты.
Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во–вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.
Основное условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

1.В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.

2.Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей.

Дошкольники любят, чтобы им читали. Книги в этом возрасте должны быть иллюстрированными. Ребенок, рассматривая картинки и слушая чтение, чувствует себя активным участником прочитанных событий.
Первоклассники самостоятельно читать не любят, т.к. они не овладели еще хорошо техникой чтения. Все усилия у них направлены на то, чтобы правильно прочесть слово, а не уяснить его смысл. Вот несколько советов родителям по воспитанию любви к книгам.

1. Читать книгу необходимо поочередно с ребенком.
2. Взрослым нужно прочитать в книге самый яркий эпизод, а потом ребенку дочитать самостоятельно книгу до конца и спросить о чем он прочитал.
3. Из книги рассказать ребенку интересный эпизод, а что было дальше, он узнает, когда прочитает книгу сам.
4. Ребенку можно обмениваться книгами с одноклассниками из домашней библиотеки.
5. Спрашивать у ученика о поступках героев, давать им свою оценку.
6. Пофантазировать вместе с ребенком о приключениях героя или о его дальнейшей судьбе.

Первоклассника спросите о его успехах в школе, порадуйтесь вместе с ним, а потом принимайтесь за уроки. Начинать выполнение уроков следует с чтения, т.к. основу любого предмета составляет чтение. Научишь читать книги - привьешь любовь – все предметы будут даваться легко.
Постоянно надо обращаться к книгам из личной библиотеки. Их надо читать вслух, всей семьей, не для ребенка, а вместе с ребенком. О прочитанных книгах надо разговаривать – не контролировать ребенка и не требовать отчета, что и сколько он прочитал, что он понял. А надо размышлять над книгой.
Вот несколько игр для детей. Игра называется « Очумелые ручки». Ребенок прочитал сказку про Машеньку и Медведя, а вы ему – лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей. Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество. Можно написать письмо-обращение к герою. Писать можно и к доброму, и к злодею. Вдруг злодей захочет стать добрым.
Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.
Игра называется « Спектакль». Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.
Игра называется « Летучка». После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.
Те родители, которые не находят времени на то, чтобы прочитать с ребенком, поиграть, не следят за тем, как ребенок читает, что он читает, разрушают любовь к книге и чтению. В то же время родителям необходимо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине – покупать и рассматривать ему книги. Посещать с ребенком читальный зал и библиотеку, помочь ребенку приохотиться к посещению библиотеки, потому что в среднем звене ученику прививать любовь к этому занятию будет уже поздно.
Многие младшие школьники любят читать, но сами выбрать книгу не могут. Поэтому взрослым необходимо следить за подбором книг, которые читают их дети. В детских и школьных библиотеках имеются такие рекомендательные списки литературы. Целесообразно придерживаться этих рекомендаций. Читать детям книги для взрослых вредно, т.к.дети главным образом следят за развитием сюжета и вырабатывают вредную привычку читать поверхностно, пропуская описания природы, рассуждения автора, характеристики героев.
Следя за чтением, обращайте внимание на то, чтобы книги дети читали разнообразной тематики: сказки, рассказы, стихи, басни, загадки, пословицы, приключения, научно- популярную литературу. Желательно, чтобы у учащихся был дома толковый словарь, из которого ребенок смог бы узнавать значения слова и его правописание. Приучить ребенка самостоятельно обращаться к книгам-справочникам, к научно-популярной литературе – значит привить ему навык умственного труда.
Это только маленькая часть того, как привить любовь к чтению. Основу любого чтения составляет правильное, выразительное, сознательное чтение.
Что следует понимать под словом правильное? Это значит – не допускать замены, пропусков, перестановки и искажения слов, букв, слогов; повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте, читать с нормативным ударением.
Ошибки бывают из-за непонимания или искаженного понимания текста. Некоторые ошибки появляются от неправильного прочитываемого слова или смысла предложения. Третьи возникают из-за нетвердого усвоения учеником графического образа, каких-то букв. Скажем, ученик, верно опознал и расшифровал буквы читаемого слова, понял его значение, но поторопился или же, наоборот, запоздал с его произнесением и потому допустил ошибку.
Вспомним слова В.А.Сухомлинского «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик « читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира». А это возможно только при правильном и быстром чтении, которое характеризуется слиянием техники и понимания.
Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение, так как слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено, а затем – в старшее, будет тонуть потоке информации. Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать.
В начальной школе ученики осваивают такое чтение, которое состоит из чтения вслух и чтения молча (про себя).Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным. Чтение молча (про себя) – это чтение «глазами» без речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.
Эти формы чтения дополняют и обогащают друг друга. Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению про себя. Особенно труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слуховые и зрительные анализаторы, мышление и память. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, шрифт, четкость печати. Быстрота темпа чтения зависит от развитости речедвигательного аппарата и его возможности. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой. Можно использовать разнообразные виды чтения. Это чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом.
Хороший эффект в этой работе приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами. При работе над скороговорками необходимо преодолевать все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений и оговорок. Сначала беззвучно, потом шепотом и медленно, затем вслух и быстро, но четко.
Первоклассники находятся в таком возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости чтения. Дети только научились читать, и поэтому им интересен процесс чтения. Если будет упущено время, то и к концу 4 класса некоторые дети не смогут достичь необходимого минимума 90 слов в минуту.
За один месяц средний прирост слов должен составлять не менее 8–10 слов в минуту.
Существует некоторые приемы, которые помогают овладеть навыками беглого чтения.

Если скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым и труднопроходимым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать, таким образом, каждый день по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две недели составит 10 – 15 слов в минуту, а значит, у ученика увеличилась скорость чтения.
Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:

1.Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.

2.Числительных быть не должно.

3.Прилагательных должно быть мало.

4.Короткие слова тоже нужно учитывать.

В школе В.А.Сухомлинского основным элементом обучения чтению было жужжащее чтение , которое нашло широкое применение в наши дни. Такое чтение можно порекомендовать и для домашнего чтения.
Если ученик не любит читать, то необходим режим щадящего чтения . Ребенок прочитает небольшую часть текста и после этого получает кратковременный отдых. После отдыха следующую часть читает и т.д.
Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой памяти. Ребенок читает предложение, состоящее из 6–8 слов, дочитав до четвертого, он забывает первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может указать все слова воедино. В данном случае необходимо работать над оперативной памятью.
Родителям можно посоветовать проведению зрительных диктантов. Они состоят из набора картинок. Ребенку предлагается рассмотреть три ряда картинок по шесть в каждом ряду. Задание. Внимательно посмотрите на картинки слева (время дано – 30 сек), потом их закрывают. Затем посмотрите, справа и найдите одинаковые картинки.
Сознательное чтение – это такое чтение, в результате которого ученик почерпнул из текста все виды информации, смог понять идею и сюжет произведения.
В произведении имеется главная мысль или идея произведения. Понять ее сложно. Надо быть хорошо подготовленным читателем, чтобы из смысла слов, словосочетаний и предложений выделить идею произведения, но она не лежит на «поверхности». Один из способов – анализ заголовка произведения. Именно по заголовку отыскивают интересную книгу. Детей надо учить, по заголовку угадать, о чем произведение. Родители могут поиграть с ребенком.
Например, книга называется «Мишкина каша». О чем эта книга? (О детях, каше).
Снегурочка. О чем эта сказка? (О зиме, снеге …).
Перед дождем. О чем этот стих? (О природе, о людях…) и т. д. Потом прочитать произведение и сравнить совпали или нет предположения…
В каждом произведении имеется и информация, которая определяется сюжетом. Сюжет произведения – это система событий в произведении, которая помогает раскрыть характеры героев.
Книги помогают ребенку понимать познавательные, нравственные и житейские ценности, а также понимать поступки героев.
Чтение должно быть и выразительным. Кажется, это просто читать выразительно. Нередко родители говорят своим детям: «Читай выразительно. Громко. Проговаривай каждое слово. Выделяй голосом слово». И хорошо, если ребенок интуитивно чувствует, как надо читать. А если интуиция молчит?
Для этого необходимо : Выяснить к какому жанру принадлежит произведение?
Русскую песню или сказк у надо читать напевно. Вспомним, кто рассказывал сказки? Были такие люди, которые ходили по деревням, садились на завалинку собирали народ – и начинали сказывать.
Как читать басню?
В баснях есть диалог. Читай басню, как будто разговариваешь. Ведь басня – это разговорный жанр. Мораль читай как нотацию.
В лирических стихотворениях присутствует задушевность, задумчивость. И нужно передать слушателям эти чувства автора.
А если ребенку не удалось прочитать выразительно. Он не смог передать мысли, настроение автора. Карандашом можно сделать разметку, потом стереть. Читать могут сначала родители, а потом ребенок.
Существует памятка. Как подготовиться к выразительному чтению?

1.Перечитай текст внимательно. Вспомни содержание. Мысли, чувства, настроение и переживания героев.

2.Определи свое отношение к событиям, героям, описаниям картин природы.

3.Мысленно представь себе их.

4.Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять.

5.Продумай и выбери интонационные средства – тон, темп чтения, пометь логические паузы, расставь логические ударения.

6.Сначала прочитай текст для себя. Проверь еще раз. Со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты общаешься со слушателями.

7.Прочитай текст выразительно.

Очень важно, чтобы ваш ребенок научился любить книги, читать их, определять идею произведения, добывать информацию из текста. Но как вы поняли, за один день всего этого не добьешься. Это большой совместный труд учителей, родителей и детей. Родители постоянно должны показывать свой интерес к книгам. В семье нужно найти 20–30 минут для совместного чтения и обсуждения прочитанного. Поспрашивайте своего малыша.

1. Ты любишь слушать, когда тебе читают?

Вы и сами без труда ответите на этот вопрос, стоит понаблюдать:
Как слушает ваш ребенок?
Задает ли он вопросы после чтения?
Пытается ли поговорить о прочитанном?
Хочет ли высказать свое мнение об услышанном?

3.Есть ли книга, которая тебе особенно понравилась?

4.Что ребенок может рассказать о своей любимой книге?
Помнит ли сюжет, героев, идею?
Может ли прочесть отрывок наизусть?
Помнит ли название книги?
Называет ли фамилию писателя?
И если ваш ребенок ответил на все вопросы – считайте, что вы получили за сданный экзамен оценку «5». Успехов вам в вашем творчестве!

Воспитание у детей интереса к чтению.

Очень часто мы сталкиваемся с тем, что ребёнок затрудняется решить задачу, выполнить задание, потому что не умеет его прочесть и правильно осмыслить. Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что при низкой технике чтения – это не столько удовольствие сколько мука. Скорость чтения является важным фактором, влияющим на успеваемость. При переходе из класса в класс увеличивается количество текстов для чтения. Детям с низкой техникой чтения потребуется большое количество времени. Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность.

Психологами проведены исследования и сделаны выводы: после окончания начальной школы дети, которые читали выше 100 – 90 сл. стали отличниками и хорошистами, ниже 90 –80 сл. – троечниками и т. д.

Не только в школе, но и дома, даже в большей степени, в семье мы учим любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

«Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. (А.П.Чехов)

Дошкольник, как правило, любит, чтобы ему читали. Но первоклассник испытывает противоречивые чувства: хочу читать интересную книгу и не могу, не умею ещё читать так, чтобы не разрушилось очарование сказки, рассказа. За словами не видно смысла.

Те родители, которые упорно не понимают этого и не находят времени, чтобы почитать вместе с ребёнком, разрушают любовь к книге, к чтению. По результатам анкетирования учащихся вырисовывается такая картина. На вопрос, читают ли вам родители, утвердительно ответили 30 % опрошенных, «нет» - 40%, «редко» - 30%. Как видите, лишь малая часть родителей уделяет этому вопросу должное внимание, считают это важным.

Под оптимальным чтением принято подразумевать чтение, характеризующееся тремя аспектами: осмысленностью, выразительностью, беглостью.

Техника чтения, как и всякая техническая задача, второстепенна по отношению к общим задачам развития ребёнка в обучении. Но, тем не менее, отрицать её важность в образовательном процессе было бы неправильно. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлёбываться в потоке информации. Надеяться на «авось», на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Младшие школьники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости. Они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения. Если будет упущено это время, некоторые дети не достигнут даже, необходимого минимума в 90 слов в минуту к концу 4 класса. В среднем ежемесячный прирост техники чтения должен составлять не менее 8-10 слов в минуту. Есть ряд технологических приёмов, научно подтверждённых, которые помогают овладевать навыками беглого чтения.

Вот некоторые из них:


  • Ежедневные, частые тренировки – важна не длительность, а частота;

  • самозамеры;

  • чтение перед сном.
Очень часто сталкиваемся с проблемой торможения техники чтения. Если скорость чтения достигла 50-60 слов в минуту и далее не растёт, то не исключена возможность резонансного барьера. Его суть состоит в том, что ребёнок читает в такт своим собственным колебаниям. Иногда эти колебания можно наблюдать как раскачивание туловища, но чаще они носят незримый характер. Чтение в темпе собственных колебаний может стать устойчивой, труднопреодолимой привычкой, в этом случае надо систематически использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Хорошо помогает рецепт: «Три отрывка ежедневно, по 3 раза подряд». То есть, ребёнок читает текст в течение 1 минуты, делается замер слов. Далее следует внушить мысль, что, если прочитать второй раз, то результат будет лучше. После второго замера действительно увеличивается скорость. Теперь ребёнка надо обязательно похвалить. И предложить прочитать в третий раз. И конечно, третий замер обнаружит прибавку – скорость выросла ещё на 2-3 слова. Если читать таким образом ежедневно по три отрывка, то прибавка скорости чтения за 2 недели составит не менее 10-15 слов в минуту. Кстати, о выборе текста для замера скорости чтения. От правильности этого выбора зависит полученный вами результат. Он должен отвечать требованиям:

  • Быть незнакомым, но все слова должны быть хорошо знакомы,

  • Числительных не должно быть,

  • Прилагательных может быть от 8 до 12% (т.е. на текст 100 слов – 8-12 прилагательных)
Второй аспект, характеризующий оптимальное чтение, - это выразительность. Иногда бывает, что ребёнок с выразительной речью читает невыразительно. Это свидетельствует о том, что он либо плохо ориентируется в тексте, либо имеет артикуляционные затруднения. Чтобы их устранить, надо в первом случае использовать многократное чтение небольшого отрывка, во втором – читать в темпе скороговорки. После такой тренировки легко достигается не только выразительность, но и возрастает скорость чтения.

И, наконец, осмысленность чтения достигается применением традиционных упражнений: пересказа текста, ответы на вопросы к тексту. Судя по результатам анкетирования 30 % родителей обсуждают прочитанное с детьми, 40% не делают этого, 30% обсуждают, но редко. Родители, которые не обсуждают с детьми прочитанное, делают большую ошибку. Пусть ребёнок уже научился бегло читать, но он долго ещё нуждается в том, чтобы ему читали вслух; чтобы, читая, отвечали на его вопросы, выслушивали его взволнованные замечания, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном, ненавязчиво приоткрывая маленькому читателю тайны большой литературы.

Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.

Прежде всего выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения не больше 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотечки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами. Родители должны терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запоминал фамилию автора и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал. Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций к книге. Они помогают ребёнку запоминать и понять прочитанное. Важно научить ребёнка рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел рисунок. Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если ребёнок затрудняется рассказать о прочитанном, надо при этом помочь ему с помощью вопросов.

В.А.Сухомлинский писал о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев в совершенстве математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.

5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг.

9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

Родительское собрание "О воспитании у детей интереса к чтению"

Цели:

  • Просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников.
  • Осознание необходимости постоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личности ребенка.
  • Укрепление связей “родитель-ребенок-школа”.

I. Беседа “О воспитании у детей интереса к чтению”

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежа». (В.А. Сухомлинский)

Не только в школе, но и дома, в семье мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению. Хорошая книга – и учитель, и друг, и воспитатель. «День без книги - потерянный день» - гласит народная мудрость. Чтение-лучшее учение в любом возрасте. "Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение" (А.П. Чехов)

Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным “стрелкам”, и “ужастикам”. Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов?

Очень часто дети отказываются читать дома, и дело доходит до слёз. Как этого избежать? Этот вопрос волнует и родителей, и нас, учителей. И именно сейчас, когда дети постигают эту трудную науку – чтение, необходимо помочь им научиться читать, читать бегло, грамотно, выразительно, так как неумение читать сказывается не только на успеваемости, но и на общем развитии ребёнка. Читать нужно не только то, что нравится, но и то, что требуется

После обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32 европейских стран немецкие ученые пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе. Дома компьютеры очень часто отвлекают детей от чтения, домашнего задания.

Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером , во-вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.

Основное условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. “дом без книг, подобен телу, лишенному души”. Истина, которая была известна древним римлянам.

Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей

Давно замечено: пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книжки. Но вот ребёнок пошёл в школу и родители с облегчением вздыхают: теперь сам будет читать. А спустя несколько лет становимся участниками диалога: «Ну как книга?» «Ничего, нормально», - отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними – стена непонимания.

Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время его мать и отец раскрываются для ребёнка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг замечают, что дети стали немного взрослее, чем, казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

Но пока дети маленькие, они только начинают читать. И мы должны помочь им в этом трудном начинании. Бывает и так: ребёнок медленно и невнятно читает. Мать говорит ему с возмущением: «Сколько я тебя учила? Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребёнок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, третий становится равнодушным к чтению. Это сейчас нам кажется всё просто. Но мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребёнку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберёмся терпения, чтобы не отбить у него желания читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову.

Наблюдая за выполнением домашних заданий, приходится замечать, что младшие школьники делят задания на главные и второстепенные. Выполнение заданий по русскому языку, решение примеров и задач по математике они считают главными и выполняют в первую очередь и ежедневно. А остальные – второстепенными.

Громкое чтение, как и чтение про себя, должно войти в привычку ребёнка. При этом необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой, ярко выраженный интерес к содержанию (пусть даже очень маленького по объёму) рассказа, отрывка и т. д.

Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Иногда ребёнок не может решить задачу только потому, что не может правильно её прочесть. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, не будет посещать библиотек, так как читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. По оценкам психологов, на успеваемость влияет около 200 факторов. Скорость чтения – фактор номер один. Зачем же необходимо оптимальное чтение?

Это заключается в следующих аспектах: аспект обучения ; аспект развития : быстро читают обычно те ученики, которые читают много, в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность; аспект воспитания ; экономический аспект: надо ли говорить, что высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения; идейно-политический аспект. Думаю, что это убедительно в том, что оптимальное чтение действительно необходимо.

Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и закономерна их тревога, если ребёнок не любит книги. «Что нужно сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение? – Часто спрашивают они. – Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них».

Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит только купить книгу, как она сразу же понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу. Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети читают книги для взрослых, читают с удовольствием. Это часто бывает вредно, потому, что младшие школьники не могут полностью понять и осознать всю глубину произведения. Они воспринимают его поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать поверхностно, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, нужно обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, о школе, о музыке, искусстве, истории.

Иногда дети не любят читать потому, что их первые книжки были скучными, неинтересными. Они не задели ни мысли, ни чувства ребёнка, прошли мимо его сознания. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, небольшими по объёму, интересными по содержанию.

В воспитании любви к книге у детей младшего возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотечка, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает интерес к книге.

При работе над чтением важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие – то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определённые промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

Что же можно наблюдать во многих семьях? Мать усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу, и говорит следующее: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь – из-за стола не выходи». При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Мама здесь допускает серьёзную педагогическую ошибку, подавляя у ребёнка желание читать. Было бы гораздо лучше, если домашняя тренировка проводилась бы тремя порциями по 5 минут. Небольшой рассказ ребёнок прочитывает и передаёт его содержание. Через час – два ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течении часа– полутора за один приём.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, когда ребёнок просматривает диафильм. Две строчки под кадриком прочитал – посмотрел картинку – отдохнул.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребёнок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов. Дочитав до 3 -4 слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать с оперативной памятью. Делается это при помощи так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором Федоренко.

Существует несколько приёмов для воспитания интереса к чтению :

- кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух, на самом интересном месте чтение прекратить. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать сам. Позже взрослые обязательно должны спросить, о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность.

- можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Ребёнок спросит: «А что дальше?». В ответ дать книгу и сказать: «На, прочти». Не следует детям заранее рассказывать, как развиваются события в книге, чем она заканчивается.

- для младших школьников большое значение имеет рассматривание иллюстраций. Они помогают понять и запомнить прочитанное.

- чтение вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать детей, понять их интересы и увлечения, Читать вслух следует по-очереди. Сегодня читает отец, завтра сын. Чтение вслух – это хорошая тренировка для детей, они привыкают читать выразительно, громко, чётко.

Продолжительность домашнего чтения – не больше 45 минут. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном.

Чтение текста включает восприятие, понимание и запоминание. Все эти процессы взаимосвязаны. Если один из них выполняется некачественно, некачественным будет и чтение целиком. Научиться мыслить в процессе чтения – важнейшая задача, причём мыслить надо рационально, без лишних затрат времени и физических, и психических усилий. Как часто школьник идёт уверенно к доске…., после одной – двух фраз уверенность теряется. Он смущается и искренне утверждает, что читал заданное не один раз, а несколько. В том-то и беда, что читал пассивно, без активного осмысления. Не надо уподобляться гоголевскому Петрушке, которому было всё равно, что читать – ему нравилось не то, о чём он читал, а само чтение – ведь из букв вечно выходило какое-то слово, часто неизвестно что и значившее. Но мы-то читаем не ради чтения.

Создайте благоприятные условия для чтения. Уберите лишние помехи. Но помните о помехах – стимуляторах. Абсолютная тишина вызывает сонливость. Не забывайте о разнообразных свойствах внимания. Отвлечение внимания, его утомление, необходимость переключения наступает через 15-20 минут. Значит, нужен какой-то разряд. Попытайтесь осмыслить прочитанное. Такого рода переключение способствует сохранению длительной устойчивости внимания.

Любой человек радуется, если умеет что-то делать сам и если то, что он делает, у него получается. И ребенок ваш тоже сейчас учится. И нам, взрослым, никак нельзя забывать об этом, особенно когда мы учим детей нелёгкому искусству чтения, потому что, поддерживая радость обучения, давая ей пищу, мы тем самым помогаем детям преодолеть неизбежные трудности.

2. Работа по правилам для чтения

Необходимо прочитать правила для чтения и вспомнить, какие из них выполняет ваш ребенок, какие - нет. (Приложение 1 )

Когда дети постигают азы чтения, необходимо помочь им научиться читать бегло, грамотно, выразительно, так как неумение читать сказывается не только на успеваемость, но и на общем развитии детей.

3. Чтение ситуации и прослушивание ответов детей

Одна из мам рассказывала:

" Вова не любил читать, ленился, А из-за того, что мало читал, не мог научиться быстрому чтению. Получилось что-то вроде заколдованного круга. Что делать? Тогда я стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. Обычно договаривалась, что кончим пораньше свои дела и я ему почитаю. Он забирался в кровать и с нетерпением ждал, когда я приду. Читали и оба увлекались: Что будет дальше? Уже пора свет гасить, а он: "Мамочка, ну пожалуйста, ну ещё одну страничку!". Конечно, следующего вечера он ждал. А когда не мог дождаться, дочитывал рассказ до конца сам. И уже не я ему, а он говорил: "Прочти обязательно".

Поспрашивайте своего малыша:

1. Ты любишь слушать, когда тебе читают?
Вы и сами без труда ответите на этот вопрос, стоит понаблюдать: Как слушает ваш ребенок? Задает ли он вопросы после чтения? Пытается ли поговорить о прочитанном? Хочет ли высказать свое мнение об услышанном?

2. Есть ли книга, которая тебе особенно понравилась?
Что ребенок может рассказать о своей любимой книге? Помнит ли сюжет, героев, идею? Может ли прочесть отрывок наизусть? Помнит ли название книги? Называет ли фамилию писателя?

И если ваш ребенок ответил на все вопросы – считайте, что вы получили за сданный экзамен оценку “5”. Успехов вам в вашем творчестве!

4. Знакомство с памяткой " Как обсуждать с ребенком прочитанное?"

Памятка

  • Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
  • Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового узнал?
  • Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?
  • Предложите ребенку нарисовать картину к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

5. Разговор о технике чтения

Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение, так как слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено, а затем в старшее, будет тонуть в потоке информации. Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать.

В начальной школе ученики осваивают такое чтение, которое состоит из чтения вслух и чтения молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным. Чтение молча (про себя) – это чтение “глазами” без речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.

Эти формы чтения дополняют и обогащают друг друга. Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению про себя. Особенно труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слуховые и зрительные анализаторы, мышление и память. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, шрифт, четкость печати. Быстрота темпа чтения зависит от развитости речедвигательного аппарата и его возможности. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой. Можно использовать разнообразные виды чтения. Это чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом.

Хороший эффект в этой работе приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами. При работе над скороговорками необходимо преодолевать все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений и оговорок. Сначала беззвучно, потом шепотом и медленно, затем вслух и быстро, но четко.

Первоклассники находятся в таком возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости чтения. Дети только научились читать, и поэтому им интересен процесс чтения. Если будет упущено время, то и к концу 4 класса некоторые дети не смогут достичь необходимого минимума 90 слов в минуту.

За один месяц средний прирост слов должен составлять не менее 8–10 слов в минуту.

Существует некоторые приемы , которые помогают овладеть навыками беглого чтения:

1. Проведение ежедневных тренировок, читать как можно чаще.
2. Самозамеры.
3. Чтение перед сном.

Если скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым и труднопроходимым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ребёнок читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать, таким образом, каждый день по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две недели составит 10 – 15 слов в минуту, а значит, у ребёнка увеличилась скорость чтения.

Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:

  1. Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.
  2. Числительных быть не должно.
  3. Прилагательных должно быть мало.
  4. Короткие слова тоже нужно учитывать.

6. Выступление психолога

Выступление психолога на тему: “Причины трудностей в чтении младших школьников”. (Приложение 2 )

7. Психологический практикум

Ситуация:
Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: “Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри, как надо!” А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий - становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?

Вывод : Будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту "простоту" ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

Вопрос-ситуация :
Немного прочитав, Сережа устало говорит: " Не хочу больше читать". "Читай, кому говорю!" требует мать. "Ну, мам", умоляет Сережа. Кому говорят, читай!" - почти кричит мать. "Не ори на меня!" - грубит сын. Как избежать конфликта?

Вывод. Если ученик не любит читать, то необходим режим щадящего чтения . Ребенок прочитает небольшую часть текста и после этого получает кратковременный отдых. После отдыха следующую часть читает и т.д.

7. Разучивание игр для детей . (Приложение 3 )

Те родители, которые не находят времени на то, чтобы прочитать с ребенком, поиграть, не следят за тем, как ребенок читает, что он читает, разрушают любовь к книге и чтению. В то же время родителям необходимо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине – покупать и рассматривать ему книги. Посещать с ребенком читальный зал и библиотеку, помочь ребенку приохотиться к посещению библиотеки, потому что в среднем звене ученику прививать любовь к этому занятию будет уже поздно.

II. Итог собрания.

Каждый родитель получает памятку. (Приложение 4 )

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная, и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Пусть наши старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесёт им счастье.

Приложение 1

Правила для читателя

2. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.

3. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.

4. Умей беречь книгу.


Памятка для детей и родителей .


1. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
2. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
3. Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.
4.Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.

5. До и во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.
6. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового их нее он узнал.
7. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
8. Какие слова или выражения запомнились ему?
9. Чему учит эта книга?

10. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Приложение 2

Выступление психолога

Одна из трудностей, которые приходится преодолевать младшим школьникам – медленное чтение. Оно проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми паузами, побуквенным или слоговым чтением. Нередко этот перечень дополняется пропуском и заменой букв, искажением слов, повторами, недочитыванием или пропуском слова. Такое чтение может быть объяснено психологическими причинами. В школьной практике чаще встречаются три основные группы этих причин.

Первая - связана с недостатками в развитии познавательных процессов учеников: затруднениями мыслительной операции синтеза звукобуквенных элементов; несформированностью прочных ассоциативных связей между буквами и соответствующими им звуками; недостаточностью зрительного анализа, приводящего к неразличению букв, сходных по начертанию, или слов, отличающихся одной или несколькими буквами, что обуславливает трудности при их дифференцировании; малым объёмом восприятия у ребёнка: он не может “схватить” целиком читаемое слово, особенно длинное, а также мысленным взором “забежать” вперёд прочитываемого в данный момент слова, подготавливаясь, таким образом, к последующей артикуляции.

Вторая группа причин связана с недостатками в развитии психомоторной сферы учеников, в частности проявляющихся в затруднении артикуляции, влияющих на темпоритмические характеристики громкого чтения. По этой причине при чтении буквы, близкие по артикуляционным признакам, “смешиваются”, что приводит к непониманию прочитанного. Затруднённая артикуляция, препятствующая формированию слухоречедвигательного взаимодействия, отрицательно сказывается на скоростных характеристиках навыка чтения.

Третья группа связана с природной медлительностью ученика, отражающей инертность (малоподвижность) его нервных процессов.

Преодоление медленного чтения у детей требует проведения специальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на устранение психологических причин, закрепление и развитие достигнутых успехов в чтении. За помощью в организации этих занятий следует обратиться к психологу и логопеду.

Приложение 3

Игры для детей.

Игра « Очумелые ручки». Ребенок прочитал сказку про Машеньку и Медведя, а вы ему – лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей. Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество. Можно написать письмо-обращение к герою. Писать можно и к доброму, и к злодею. Вдруг злодей захочет стать добрым.

Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.

Игра «Спектакль». Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.

Игра «Летучка». После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.

Приложение 4

Памятка для родителей.

1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

Которые могли бы чем-то его привлечь.

4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти

И показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу.

Обсудите различия.

5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого

Человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьника составить каталог домашних книг.

9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

Памятка для родителей

  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием, цитируете, смеетесь, делитесь прочитанным, заучивает наизусть.
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  • Показывайте, что вы цените чтение, покупайте книги, дарите их и сами получайте в качестве подарка, выражая радость.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине).
  • Почаще спрашивайте мнение детей о прочитанных ими книгах.
  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети больше читают.
  • На видном месте дома повесьте список, где отражается прогресс ребенка в чтении книжек (сколько книг прочитано и за какой срок)
  • В доме должна быть библиотечка.
  • Выделите дома специальное место для чтения.
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их.
  • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  • Детям лучше начинать читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них будет чувство законченности и удовлетворения.
  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить навык уверенности в себе.
  • Пусть дети каждый вечер читают в постели перед сном (только сидя, а не лежа).
  • Сделайте чтение приятным времяпровождением.
  • Не заставляйте читать насильно.
  • Не навязывайте книги по своему вкусу, только ненавязчиво посоветуйте.
  • Не заставляйте ребенка «сражаться с книгой», если она трудная.
  • Не ожидайте слишком быстрых успехов.
  • Не сравнивайте уровень чтения ребенка с другими.
  • При чтении ребенком трудного слова, подскажите это слово, значение найдите в словаре (лучше вместе с ребенком).

И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучить детей беречь книгу. В обращение с ребёнком помните народную мудрость: « Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью».


На чтение 12 мин.

Подавляющее большинство родителей дошкольников стремятся, чтобы их малыш еще в детском саду научился читать, имел интерес к чтению, считая это умение одним из важнейших показателей его готовности к школе.

При этом общий уровень интереса к книге и чтению в обществе стремительно снижается.

  • В чем причина этого парадокса?
  • Что в действительности понимать под обучением дошкольников чтению?
  • Как с детства развивать у ребенка любовь к книге?

Поколение, которое читает

Дошкольное детство - именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.

К сожалению, сегодня реализовать эту задачу становится все сложнее. В значительной степени из-за неуемная тяга современных детей к мультимедийным развлечениям, которые доминируют над всеми возможными источниками познания и развития, в том числе и над чтением.

По нашему мнению, низкий интерес современного поколения к книгам - большая трагедия и в ней есть по крайней мере две составляющие - нейрофизиологическая и культурная. Так, оксфордские ученые и французский нейрофизиолог С. Дегене доказали: во время чтения начинают функционировать те зоны коры головного мозга, которые бывают задействованы в других видах деятельности.

Это связано с так называемым эффектом «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, строит в воображении образы других персонажей, художественный мир. Этот эффект не возникает при просмотре телевизора или компьютерной игры.

Интерес современного поколения к книгам

Недостаток чтения прямо влияет на формирование структуры и функционирования мозга ребенка.

Если же говорить о культурном аспекте, то книги - это самый прямой канал «включение» родовой памяти, то есть передачи культурного наследия от поколения к поколению.

Поэтому такая нерасположение нынешнего поколения к книги негативно сказывается на современном, а возможно, и на будущем состоянии культуры общества. Нередко сами взрослые, не желая того, отбивают у ребенка интерес к чтению и к книге.

Некоторые родители относятся к процессу чтения настолько “серьезно», что часто еще в раннем возрасте (то есть в 1,5-3 года!) стимулируют своих малышей до механического заучивания алфавита.

Поэтому, как отмечает психолог Л. Шибаева, интерес к чтению и техника чтения может быть сформирована, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается.

Тем временем во многих странах мира проверка сформированности навыков чтения базируется на критерии грамотности чтения — способности человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на их основе, к использованию их содержания для достижения собственных целей, саморазвития.

Как же добиться того, чтобы ребенок читал осознанно и с удовольствием?

Прежде чем учить читать

Интерес к чтению воспитывается, прежде всего, через развитие познавательной активности ребенка. У малыша должна быть сформирована потребность познавать окружающий мир и себя, искать ответы на свои «почему» самостоятельно И с помощью взрослого, общаться с людьми, природой, искусством.

Задача взрослого - помочь ребенку осознать, что книжка является одним из средств познания нового, а художественное слово - высоким искусством.

Кроме того, по мнению многих ученых, прежде чем ребенок начнет читать, он должен хорошо овладеть речью и иметь интерес к чтению.

Малыш должен освоить звуковую культуру речи: иметь развитые артикуляционный аппарат, речевое дыхание и слух; уметь четко и правильно произносить звуки родного языка, понимать. как звуки складываются в речи в слова; «узнавать» фонемы (основные звуки), идентифицировать звуки в окружающей среде (голоса животных, шум транспорта, музыку и т. д).

У ребенка должен быть богатый словарный запас; грамматически правильная речь (умение согласовывать слова в роде, числе, падеже, строить различные типы предложений); развита связная речь (способность спросить и ответить на поставленный вопрос, пересказать текст, составить рассказ и др.) согласно возрастным возможностям.

Сначала следует научить ребенка слушать, говорить, воспринимать, понимать речи других, а только потом - читать и писать.

Роль взрослого в формировании интереса к чтению

Лучший способ воспитать активного читателя - собственный пример. Взрослые должны сами читать книги, показывать, как обращаться с ними: рассматривать обложку, читая название и автора. осторожно листать страницы, внимательно рассматривать иллюстрации и тому подобное.

На интерес к чтению у малыша и осознание содержания прочитанного (прослушанного) произведения в значительной степени влияет мастерство чтения взрослым.

Выразительное чтение взрослого стимулирует работу воображения детей: они четко представляют персонажей произведения, обстановку действия, картины природы и тому подобное. На основе эмоционального восприятия формируется отношение к поступкам персонажей, адекватная их оценка.

Чтение произведения становится словесным действием, назначение которой - обострить чувства детей, дать толчок их мыслям, вызвать эмоциональный отклик.

Интерес к чтению — эмоциональная поддержка детского влечения к чтению

Не менее важна и эмоциональная поддержка детского влечения к чтения или ознакомления с книгой Просматривая вместе с взрослым интересную книгу, уже в раннем возрасте малыш обращает внимание не только на изображение, но и на тексты, а в них слова и буквы. У него возникает желание «читать”, подражая взрослому.

Малыш может самостоятельно взять книгу (даже вверх ногами) и, водя пальчиком по тексту, -«читать” любимую сказку или стихотворение, воспроизводя их по памяти. В это время важно, чтобы взрослый был рядом, хвалил ребенка. стимулировал замечаниями вроде: «Ой, как интересно! А что было потом? Чем завершилась эта сказочка?” и тому подобное.

Стоит создать среду, которая будет стимулировать познавательную и творческую активность ребенка. Для книг ребенка уместно отвести отдельное место - открытое, хорошо освещенное, рядом обустроить столик с материалами для изобразительного искусства.

Чтобы не отбить у малыша охоту к чтению (слушание, рассматривание), не стоит ему это навязывать. Если интерес к чтению и книге у ребенка угасает, перейдите к другому виду деятельности, а книжку оставьте на виду. Ребенок обязательно вернется к ней через некоторое время.

Ведущие методы обучения детей чтению

В современной мировой педагогике существуют два основных, противоположных по сути, : метод «целых слов» и фонологический.

Согласно методу «целых слов» (в Украине он более известен как метод Глена Домана), детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. То есть малышей не учат ни названий букв, ни звуков.

Фонологический метод, наоборот, предполагает прежде всего овладение детьми звуков и их графических обозначений - букв с последующим объединением их в слова во время чтения.

Хорошие результаты давал метод «целых слов», дали толчок дискуссии о том. или вообще нужно обучать детей дошкольного возраста фонетики. Еще в начале XX века зарубежные ученые провели ряд исследований, направленных на выяснение того, какой метод эффективнее. В частности, был поставлен такой эксперимент.

Одну подгруппу детей обучали чтению по методу целых слов, другую - с помощью фонологичного. Когда дети начали читать, их протестировали. На первом этапе лучше читали вслух и про себя дети из первой группы, однако незнакомые слова вызвали у них значительные трудности.

Попытки закрепить за каждым словом единственное значение приводило к тому, что за весь год обучения эти дети так и не смогли научиться читать новые слова без помощи взрослого.

«Фонологические» же дети легче справлялись с незнакомыми словами и к концу 2-го класса перегнали своих сверстников по уровню восприятия и богатству словарного запаса. Поэтому в мировой практике предпочтение отдают фонологичному метода обучения чтению

Последние исследования подтвердили: люди читают слова по буквам, но поскольку процесс этот происходит мгновенно, кажется, что мы сразу воспринимаем слово в целом. Более того, во время чтения про себя задействована та же часть мозга, что и при чтении вслух, то есть чтение - это произнесение текста во внутреннем плане.

Ученые выяснили: способности и интерес к чтению напрямую связаны со знанием букв и звуков, способностью выделять фонемы в устной речи. Эти навыки в начале оказываются даже важнее, чем общий уровень интеллекта.

Таким образом, для того чтобы появился интерес к чтению, и ребенок начал свободно читать, необходимо легко и быстро распознавать буквы и соотносить их со звуками.

Важно, чтобы ребенок постепенно приходила к пониманию того, что слово, которое говорится, состоит из разных звуков. Для этого малышам трех-четырех лет следует предлагать разнообразные игры со звуками и словами.

Например, в игре “Поймай звук» взрослый предлагает детям «поймать» (хлопнуть в ладоши, когда услышат) соответствующий звук: «Я буду называть разные звуки, а вы будете ловить лишь звук [з] - песенка комарика».

В игре “Замени звук” взрослый предлагает малышу: «Речей вместо звука [д] в слове «дуб» звук [с]. Какое слово получилось? (Зубу). А какое слово можно образовать, если заменить последний звук в этом слове?» (Душ).

Игра “Палочка, стучи!” предполагает, что дети легко стучать палочкой каждый раз, когда будут слышать определенный звук (в начале, в середине или в конце слова). Так же можно поупражняться в распознавании полного состава. Как правило, дошкольники лучше справляются с задачей на слоги и хуже - на звуки.

Это означает, что дети этого возраста еще недостаточно чувствительны к отдельных звуков (фонем), из которых состоят слова. Поэтому, чтобы они успешно освоили чтение, необходимо проводить основательную работу по развитию их фонематического слуха, артикуляционной ловкости, формирование звуковой культуры.

Чтобы чтение было осознанным

Чтение будет для ребенка полезным лишь в том случае, когда она будет понимать содержание текста. Для того, чтобы подготовить дошкольника к осознанного чтения, советуем воспользоваться следующими советами.

Рассматривайте и обсуждайте иллюстрации. Беседуйте о прочитанных страницы и по очереди описывайте, что изображено на рисунках. Уместным будет прием преднамеренной ошибки, что побуждает малыша быть внимательным, исправлять ошибки взрослого.

Активно общайтесь с ребенком по содержанию прочитанного, стимулируйте ее к словесного творчества

Отдавайте предпочтение диалогическом чтению. Просто читать ребенку недостаточно. Стоит поощрять ее придумывать альтернативные концовки, связывать то. что изображено и написано на страницах книг, с ее собственным опытом, говорить о буквы и звуки, встречающиеся там. Такой тип чтения называется диалогичним.

Играйте в разные виды игр по содержанию прочитанного: дидактические со словами; игры-драматизации, инсценировки, творческие игры и другие.

Учите ребенка работать с книгой. Акцентируйте внимание малыша на том, что произведение создает автор (один, два или много людей - народ). У каждого произведения есть название, которое записано в содержании и на странице (обложке).

Важно закреплять знания ребенка о основные литературные жанры и виды: стихотворение, сказку, рассказ, басню. Это поможет ей в дальнейшем изучать литературу в школе, ориентироваться в сборниках произведений, а в будущем - определяться в литературных предпочтениях, быть активным, сознательным читателем, культурным человеком.

Настоящее чтение - это интерес к чтению, перевод печатного текста в устную речь и осознание смысла прочитанного.

Настоящее чтение - это перевод печатного текста в устную речь и осознание смысла прочитанного. Поэтому важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте не путать звук и букву; сливать звуки и буквы в слоги, слоги в слова, а слова - в предложения; практически оперировать понятиями “звук», «слово», «предложение», «текст»; активно работать с книгой. Это и предполагает большинство действующих программ дошкольного образования.

Обучение дошкольников чтению

Ваш ребенок дошкольного возраста, и вы уже приобрели для него красочный букварь или книги для чтения дошкольников, но результатов нет? В таком случае нужно соблюдать последовательность в обучении.

Малыш начинает анализировать предметы, пытаться влиять на них, и осознанно применять по назначению в возрасте 4-5 лет. В это же время он хорошо осваивает порядковый счет, може заниматься подготовкой к письму с помощью специальных прописных тетрадей. Но в таком возрасте лучше начать изучать только буквы, с помощью игр и красочных картинок.

Чтением нужно заниматься, когда ребенок выучит все буквы и с легкостью начнет их различать. Как раз подойдет период (возраст 6-7 лет), который, по мнению психологов и логопедов, самый благоприятный для начала обучения чтению по слогам для дошкольников с помощью кубиков или цветных набранных букв. Тем более в таком возрасте появляется активное желание учиться и интерес к чтению.

Методики обучения чтению дошкольников

Формирование навыков чтения у ребенка - довольно сложный и трудоемкий процесс. Занятия по обучению чтению дошкольников необходимо разбивать на несколько этапов.

1 этап - учим и запоминаем буквы. На этом этапе происходит обучение ребенка различать буквы и понимать их правильное произношение и чтение («ЭМ» - «М»; «ЭС» - «С»).

2 этап - чтение слогов с разной степенью сложности. Здесь ребенок обучается связи между слогами и их произношением. На этом этапе проявляется больше трудностей. Здесь самым эффективным методом можно выделить обучение слиянию слогов по подражанию или рисунков-подсказок.

3 этап - начинаем понимать смысл прочитанного слова. Этот этап развития способности осмысления прочитанного текста необходимо начинать, когда чтение станет похоже на провозглашение цельного слова, а не отдельных слогов.

Для этого этапа необходимо выполнять упражнения для чтения дошкольников: читать слова медленно, с нарастающим темпом, и разной степенью повышения тональности в голосе. Затем выяснить, в каких словах малыш не понял их значение и объяснить.

Далее, взрослый называет прилагательное или глагол, а ребенок подбирает к нему слова из тех, которые он прочел, к примеру, «обувать» - ответ: «сапоги» и тому подобное. Также хорошо на этом этапе читать подписи к иллюстрациям.

На 4 этапе ребенок учится понимать смысл прочитанного предложения или коротких текстов для чтения дошкольников.

Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных уроков литературного чтения.


Статья рассчитана на учителей начальных классов, а также может быть полезна воспитателям детских садов.
В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов. Направленность общего развития ребёнка обусловлена, прежде всего, характером обучения. Обучение должно вести за собой развитие.
Важное значение для развития младших школьников имеет рациональная постановка преподавания чтения. Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.

Я не случайно выбрала именно эту тему «Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных уроков литературного чтения». Дети сейчас очень мало читают, тем самым лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, сказок, рассказов. Нельзя позволить компьютерным играм, уродливым современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей. Именно поэтому я хочу подчеркнуть актуальность моей темы.
Интерес к чтению: как его пробудить?
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя.
Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Говоря об интересах, необходимо развести понятия «читательский интерес» и «интерес к книге» .
Интерес к книге развивается уже в дошкольном возрасте. Это желание рассматривать иллюстрации книги, листать её.

А вот «читательский интерес» - это следующая ступень читательской зрелости, которая предполагает наличие у читателя устойчивого интереса к книгам. Это обязательно интересы избирательные, направленные на книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех прочих книг, испытывает в них личную потребность, считает их наиболее подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники. Я остановлюсь на уроках литературного чтения.
Уроки чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. В конце 1 класса и до 2 класса эти уроки можно превратить в уроки-утренники . Почему уроки-утренники, а не просто уроки или не просто утренники? Да потому, что характер их подготовки и проведения – именно с целью выявления и развития у детей личностного отношения к читательской деятельности. Его основой являются те материалы уроков, которые не учителю, а детям непроизвольно
запомнились, полюбились, вошли в их жизнь. Содержанием таких уроков-утренников могут быть игры-загадки, инсценировки, живые картинки (разыгрывается один эпизод из произведения) .
Например, в 1 классе в учебнике О.В.Кубасовой есть раздел, который называется «Там чудеса…» Он включает в себя сказки разных народов мира. По прочитанным произведениям провожу урок-утренник, поскольку этот раздел очень полюбился моим ученикам.
Каждый урок-утренник формирует и демонстрирует активность детей как будущих читателей.
У нас в школе проводятся ежегодно театральные марафоны, где дети не только проявляют свои артистические способности, но и инсценируют полюбившееся прочитанное произведение.
В конце второго, начале третьего классах для учащихся-читателей можно вводить более сложную форму проявления инициативы и самодеятельности – уроки-отчеты . Выбирается тема, которая детей интересует. В учебниках О.В.Кубасовой в этом плане работа облегчается учителю, так как тексты уже распределены по темам. Например, в 3 классе есть тема «Много хватать – свое потерять» Составляется план проведения такого урока, который неукоснительно выполняется. Возможен такой план:

2. Оформить иллюстрированную картотеку произведений о жадности (три-пять названий)
3. Одно из произведений пересказать, разыграть.
4. Подготовить по два-три занимательных вопроса.
К уроку-утреннику «По дорогам сказок» может быть такой план
1. Составить выставку прочитанных произведений.
2. Оформить иллюстрированную картотеку сказок (три-пять названий)
3. Интересно рассказать о сказочнике.
4. Одно из произведений пересказать, разыграть.
5. Подготовить по два-три занимательных вопроса.
При проведении такой формы работы крепнет и возрастает читательская самостоятельность.
Расширить свой кругозор, сформировать интерес к чтению, развить творческие и интеллектуальные способности помогают литературные викторины. Игорь Григорьевич Сухин разработал целые сборники, которые могут быть использованы педагогами.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты. При детских библиотеках организуется работа целого ряда кружков, посильных и полезных для младших школьников: знаменитая «Книжкина больница», «Клуб почемучек», «Клуб знатоков», «Клуб путешественников». По просьбе учителя в библиотеке может быть создан методический уголок для родителей, с пособиями, помогающими в отборе книг и в руководстве детским чтением.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.

Заключение.
Организация работы с детской книгой в начальной школе - это творческий процесс, он должен быть систематическим, продуманным и деятельным.
Общепризнана огромная роль литературы в формировании личности школьников. Однако до сих пор задача формирование читательского интереса на уроках литературы не решена в полной мере. Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, считалки, стихи, но постепенно, как показывают исследования, у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Кроме того, конечно, свою роль играют современные достижения человечества, такие, как компьютер, различные игровые приставки и т. п. Чтение сейчас не распространено. Художественная литература - это особый вид познания действительности. И мы педагоги обязаны задуматься о проблеме литературного развития школьников.
mob_info