Евангелическо лютеранская церковь св марии. Финская церковь святой марии. Капелла Святого Причастия

Основана она была как объединённая шведско-финская община.

В 1745 году шведско-финская община разделилась, однако богослужения совершались в общей церкви.

В 1767 году церковь перешла во владение финской общины.

В 1803 году финская община начала строительство новой каменной, прямоугольной в плане церкви на 2400 мест. Строительство осуществлялось по проекту архитектора Готтлиба Xристиана Паульсена - ученика Ю. М. Фельтена в классицистическом стиле.

12 декабря 1805 года, в день рождения императора Александра I , храм освятили в честь святой Марии, тёзоимённой его матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В него из старой, деревянной церкви перенесли люстру, изготовленную ювелиром Захарием Дейхманом.

В 1878 году была предпринята попытка собрать деньги на строительство нового храма, однако набрать необходимой суммы не удалось.

В 1899 году архитектор К. К. Керковиус разработал проект нового храма. Его предполагалось возвести вблизи Финляндского вокзала , где традиционно проживало много финнов, однако и этот проект не был осуществлён из-за недостатка средств.

На попечительстве прихода Святой Марии находились многочисленные приюты: дом сирот для мальчиков на 34 места, построенный в 1886 году, дом сирот для девочек, открытый в 1859 году, приют для бедных на 309 мест, организованный в 1885 году, касса взаимопомощи и школа. Приходу также принадлежала часовня на финском участке Митрофаниевского кладбища , проект которой составил в 1868 году архитектор Ф. К. Мельгрен, и молитвенный дом Святой Марии в Лахте .

Службы в церкви Святой Марии проводились по воскресеньям и праздникам 3 раза в день, зимой - ещё и по средам. Церковный хор всегда был открыт для всех.

Постановлением Леноблисполкома от 21 апреля (23 марта) 1938 года церковь Святой Марии была закрыта, а её здание передано Эрмитажу .

В 1940 году здание было перестроено под общежитие строительного управления.

С 1970 года в здании церкви находился «Дом природы» .

Современность

Борьба прихожан за полное возвращение здания увенчалась успехом лишь в 1994 году. После этого начался сбор средств на реставрацию.

В 1999 году под руководством Центра зарубежной помощи Церкви Финляндии, при поддержке финских приходов и под контролем Музейного ведомства Санкт-Петербурга начали проводить реставрацию церкви по проекту С. И. Иванова и Э. Лонка. Здание церкви Святой Марии было восстановлено исключительно благодаря пожертвованиям лютеран Финляндии, которые собрали для этой цели почти 20 млн финских марок.

Церковь была повторно освящена в 19 мая 2002 года в присутствии архиепископа Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии Юкки Паарма, президента Финляндии Тарьи Халонен и губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева .

В сентябре 2002 года по решению церковного правления церковь Святой Марии стала епископальной церковью, что соответствует кафедральному собору .

Церковь Святой Марии в Санкт-Петербурге. Храм, выполненный в стиле классицизма, был построен в 1803-1805 годах по проекту Готтлиба Xристиана Паульсена. Сегодня это действующая лютеранская кирха скандинавской традиции, кафедральный собор Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии.

Евангелическо-лютеранская община на территории Петербурга впервые появилась еще до основания самого города, при шведах в 1630-х годах. После окончания Северной войны часть шведского и финского населения осталась жить теперь уже на территории Российской империи, а свои религиозные собрания они проводили в одном из частных домов Санкт-Петербурга. В начале XVIII века императрица Анна Иоанновна подарила общине земельный участок на Большой Конюшенной улице, где для лютеран была построена первая деревянная кирха в честь Святой Анны. Когда шведская и финская общины разделились, эта церковь досталась финнам, и в 1803 году они начали строительство нового храма.

Церковь была названа в честь Святой Марии, поскольку ее освящение пришлось на день рождения императора Александра I, мать которого звали Мария Федоровна.

Здание церкви имеет прямоугольную планировку, вверху оно увенчано барабаном и куполом. Главный фасад, выходящий на Большую Конюшенную улицу, декорирован 4-колонным портиком тосканского ордера и треугольным фронтоном. В специальных нишах по бокам фасада первоначально разместили скульптуры апостолов Петра и Павла, но позже их заменили вазами. Боковые фасады украшены пилястрами. Небольшую внутреннюю и внешнюю перепланировку храм перенес в конце XIX века.

В советское время церковь Святой Марии была закрыта, ее здание сначала передали Эрмитажу, а затем разместили в нем общежитие, еще позже — Дом природы. Финский лютеранский приход был возрожден только в конце XX века, и в 1999-2002 годах на деньги церкви Финляндии храм был восстановлен по его историческому прототипу. Кирха Святой Марии получила статус епископальной церкви, что соответствует кафедральному собору.

Сегодня в церкви Святой Марии помимо религиозных богослужений регулярно проходят органные концерты при участии известных музыкантов.

Лютеранская церковь Святой Марии считается памятником архитектуры регионального значения.

Туристу на заметку:

Посещение церкви Святой Марии будет интересно верующим протестантам, остальным туристам, интересующимся церковной архитектурой начала XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

Над средневековыми крышами старого Толедо возвышается Кафедральный собор Святой Марии - воплощение силы и могущества католической веры. Посетите музеи собора, особенно интересны картинная галерея и комната мантий священников.

Собор Святой Марии Толедской (Catedral Primada Santa María de Toledo) или его еще называют Толедский собор (Catedral de Toledo) – это один из главных католических храмов Испании, резиденция епископа Толедского. С какого времени ведет свою историю первый христианский храм Толедо? Точно не установлено. Об этом нет летописных упоминаний. Считается, что он был построен на месте явления Богородицы святому покровителю города – Идельфонсу.

История строительства собора

Первую церковь на этом месте построили римляне. В V-VI вв. ее перестроили вестготы и назвали в честь Святой Марии. Позже арабы снесли христианскую церковь и на ее фундаменте возвели Соборную мечеть.

В 1085 году строение вновь перешло в руки христиан, но вскоре его снова снесли. Только в 1226 году, по указу Фернандо III, было начато строительство Кафедрального собора.

Собор Святой Марии возводился более двух веков: с 1226 по 1493 гг. Разработал проект храма архитектор Мартинер, а руководил первыми этапами работ Петрус Петри. В XIV веке Родриго Альфонсо занимался обустройством внутреннего двора; в 1418 году Алвар Мартинес строил западный фасад. В 1460 году зодчий Педро де Алала приступил к завершающему этапу строительства.

Здание изначально планировали возводить в готическом французском стиле, но работы слишком затянулись. Уже в процессе строительства храм приобрел черты испанской готики с присутствием черт мудехара. Мавританское влияние ощущается в многолопастных и подковообразных арках. Своей близостью к зальному типу собор напоминает мечеть.

Толедский собор — это один из шести крупнейших христианских храмов Европы и одно из высочайших зданий . Грандиозный собор взметнулся на 44 метра. Высота Северной башни — 90 метров. На ней установлен колокол «Кампанья-Горда» (1753 г.) весом 17 т.

В 1986 году Кафедральный собор был признан объектом исторического наследия и занесен в реестр ЮНЕСКО.

Главный фасад, фото viajeblogevasion

Главный фасад Толедского собора обращен к площади Аютамьенто. На нем три готических портала: Ада, Прощения и Страшного Суда. Все порталы украшены скульптурным декором библейской тематики. Фасад был реконструирован в 1787 году зодчим Эухенио Дуранго.

Северный фасад

Портал Часов (Puerta del reloj), фото viajeblogevasion

Портал Часов — это северный вход в собор. На фронтоне над воротами изображены сцены жития Иисуса и Богоматери (работы Хуана Алемана). Над ними, в верхней части тимпана, можно увидеть сцену успения Богородицы. Фасад был создан в XIII веке, а часы на нем установлены с XVI века.

Южный фасад

Самый современный портал носит название Портала львов. Он был создан в XVI веке и находится на Южном фасаде. Фасад украшен богатой каменной резьбой. Львов можно увидеть на верхушках колонн у самого входа.

Клуатр, фото viajeblogevasion

Галереи клуатра (открытого двора) перекрыты готическими сводами. На стенах сохранились фрески, изображающие сцены из жизни святых Эладия, Евгения, Касильды (работа Байе), и две фрески кисти Маэльи о мученичестве Леокадии и Святого Дациана.

Внутреннее убранство

Толедский собор славится своим богатым внутренним убранством. Площадь основного зала составляет больше 7000 м². В церкви пять нефов (включая поперечный трансепт). Своды храма поддерживают массивные колонны. Вдоль внутренних нефов тянутся огромные витражи. В здании семьсот витражных окон, через которые внутрь проникают разноцветные солнечные лучи. Для увеличения освещенности в XVIII веке мастером Нарсисо Томэ было создано огромное прозрачное барочное окно — Транспаренте.

Главный зал храма заканчивается просторной апсидой. Вдоль всех стен протянулись часовни с красивейшим и многообразным декором.

Главная капелла

Стены Главной капеллы богато украшены резьбой. В левой части расположена усыпальница кардинала Педро Мендосы в стиле испанского Ренессанса. Здесь же в часовне похоронены кастильские короли — Санчо III, Санчо IV, Альфонсо VII Император. Ажурная решетка закрывает вход в капеллу.

Позднеготическое ретабло (алтарь) Главной капеллы, созданное в 1498-1504 гг., — жемчужина собора. Выполнено оно из позолоченного дерева. Состоит из 7 вертикальных частей. Центральная часть находится над дарохранительницей. Ретабло украшено скульптурами святых и сценами на евангельские сюжеты.

Под алтарем находится небольшая крипта с часовней.

Хоры, фото santiago sanz romero

В центральной части главного нефа расположены хоры. Здесь заседал епископский Совет, состоящий примерно из 140 церковных служителей. Хоры поделены на 2 яруса и украшены скульптурами, орнаментами и рельефами. На хорах установлены два органа. Резные скамьи с изображениями библейских сцен и исторических сражений изготовлены в ренессансном стиле. Над убранством хор трудились мастера: Родриго де Алеман, Фелипе Бигарни и Алонсо Берругете. Хоры защищены решеткой в стиле платереско (1548 г.)

Капелла Святого Причастия

Еще ее называют капеллой Девы Марии Старинной, т.к. алтарь венчает статуя Девы Марии из дерева (ХII в.), стоящая на позолоченном троне.

Часовня Святого Ильдефонса

Самая примечательная из капелл собора — часовня Святого Ильдефонса. В ней погребен архиепископ и кардинал Хиль Альварес де Альборнос. Саркофаг его стоит на шести фигурах львов, он окружен двадцатью двумя статуями святых. На мраморном ретабло (XVIII в.) изображено явление Девы Марии Святому Ильдефонсу (работа знаменитого Вентуры Родригеса).

Другие часовни

Капелла Новых Королей (1531-1534 гг.) была построена как усыпальница королей.
Капелла Сантьяго (1435-1440 гг.) — усыпальница рода де Луна со звездчатым сводом и позолоченным золотым алтарем.
Капелла Транспаренте (1729-1732 гг.) уникальна способом освещения.
В Мосарабской капелле совершаются богослужения по вестготскому и испанскому (мосарабскому) обряду.
Главная ценность капеллы Сан-Блас — фрески.

Ризница, фото Jose Luiz

В ризнице храма устроена картинная галерея, где можно увидеть полотно Эль Греко «Эсполио» и ряд работ Тициана, Веласкеса, Ван Дейка и Гойи. Выставлены здесь и другие произведения искусства, старинные культовые предметы и церковные облачения, украшенные драгоценными камнями.

Дароносица, фото [email protected]

Сокровищница находится под главной башней собора. В этом месте планировалось устроить фамильную усыпальницу. Но позднее организовали сокровищницу, где разместили ювелирные изделия, подаренные храму. В экспозицию включена 2,5-метровая дароносица. На самом деле их 2. Золотая дароносица с драгоценными камнями и жемчугом Изабеллы Католической, древняя весом 17 кг, помещена в центр серебряной (позже позолоченной) большой дарохранительницы (160 кг).

Храм сегодня является действующим. В нем проводятся богослужения. В это время вход в Кафедральный собор бесплатный. В другое время храм работает как музей.

Часы работы музея

ПН-СБ: 10:30-18:00;
ВС: 14:00-18:30.

Входной комплексный билет — €12,50.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

С момента своего основания Санкт-Петербург стал городом «веротерпимым», еще при Петре I здесь возводились храмы для иностранных общин.

Собрания общины шведско-финской начали проводиться с 1703 года в частном доме пастором Яковом Мейделином. В 1734 году община получила в дар участок земли в районе современного Невского проспекта, где был построен молитвенный дом.
В 1745 году общины разделились и шведы построили на соседнем участке собственную церковь, а молитвенный дом полностью перешел в распоряжение прихожан финнов. Со временем деревянный молитвенный дом обветшал и на его месте была построена каменная Реформаторская финская церковь Св. Марии.
Строительство велось с 1803 по 1805 годы по проекту архитектора Г.-Х. Паульсена (ученика Ю.М. Фельтена). Церковь осветили 24 декабря 1805 года. Главный западный фасад храма обращен на улицу Большую Конюшенную. Его украшает колонный портик,завершенный треугольным фронтоном. Венчает церковь небольшой сферический купол.
Портик фасада фланкируют ниши в которых первоначально были установлены скульптуры апостолов Петра и Павла. Затем их заменили вазы, стоявшие ранее на парапете. Здание Мариинской церкви органично вписалось в застройку улицы, а так же оно замкнуло перспективу Волынского переулка.

Во второй половине XIXвека некоторые изменения в облик фасадов и интерьеров были внесены архитектором К.К.Андерсеном, а позднее архитектором Л.Н.Бенуа.
Приходу так же принадлежала часовня на финском участке Митрофаниевского кладбища и молитвенный дом в Лахте. Мариинская церковь всегда оставалась культурно религиозным центром многочисленной финской общины в Петербурге.
Финны в Петербурге делились на две группы: финляндцев из автономного Великого княжества Финляндского и ингерманландцев –«чухон» , которые принадлежали к коренному населению Приневских земель. В Петербурге к 1881 году проживало финнов более, чем в Турку - около 20000 человек. Женщины работали прачками, прислугой, кухарками, няньками. Мужчины - рабочими на фабриках, сапожниками, портными, трубочистами и легковыми извозчиками. Чухонцы приезжали из губернии, откуда привозили для продажи овощи, сено, дрова и пр.
Элиту финляндцев составляли финские шведы, которые по социальному статусу стояли выше. Это были ремесленники, в том числе ювелиры, которых нанимал Фаберже. Они приезжали как подмастерья, обучались и, скопив денег часто возвращались на родину. Именно эти финны, включая пасторов, составляли ядро колонии, которая объединилась вокруг Мариинской церкви на Большой Конюшенной. Община была выразителем интересов всей колонии. В 1844 году при ней открылась начальная финская школа.
Столичные финны были консервативны и религиозны, но революционная болезнь не миновала и их. Через финскую таможню в Белоострове эсеры и социалисты привозили в Петербург оружие, деньги, революционную литературу. После гражданской войны большевики благоволили к ингерманландцам, финляндцы были репатриированы. С середины 1930–х положение ухудшилось. Закрывались школы и церкви. В 1938 году была закрыта и Мариинская церковь на Большой Конюшенной. С 1970 в здании храма открылся «Дом природы». В 1979 году в Ленинграде проживало всего 3000 финнов, из них три четверти понимало по фински.

Возрождение финской общины началось в конце XX века при щедрой поддержке Финляндии. В 1988 году возникло общество «Инкерин лиитто» (Ингерманландский союз).

В 1990 году Мариинская церковь была возвращена финской общине, проводилась серьезная реставрация здания.

Церковь вновь осветили 19 мая 2002 года в присутствии президента Финляндии Тарья Халонена. Сегодня храм является центром самостоятельной Евангелическо- лютеранской церкви Ингрии. Здесь проводятся службы, а так же фольклорные праздники и концерты.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Антонов В.В.Петербург неизвестный,забытый,знакомый.ЗАО Центрполиграф.,М.,2007; Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 ; Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007

© Е. А. Паршина, 2010

История этого небольшого храма на Большой Конюшенной улице восходит к первым годам существования Петербурга, когда на территории города появилась лютеранская община финнов и шведов. Это были бывшие жители Ниеншанца, а так же пленные, взятые русской армией в ходе Северной войны. Первые упоминания о приходе относятся уже к 1703 году.

Хотя и шведы и финны говорили по-шведски, отношения между двумя нациями были далеко не безоблачными. Все это привело в 1745 году к расколу. Шведы обосновались на Малой Конюшенной улице, где была воздвигнута церковь Святой Екатерины , а финны устроились по соседству на Большой Конюшенной улице, где в 1805 году была возведена каменная церковь Святой Марии.

Свое название храм получил в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны, известной своей благотворительной деятельностью. Архитектором церкви стал Г. Паульсон. Несмотря на то, что петербургская финская община была гораздо многочисленнее шведской, нетрудно заметить, что церковь Св. Марии значительно уступает своими размерами и оформлением шведскому собору. В этом нашло отражение тот факт, что большинство финнов в Петербурге принадлежали к городским низам, в то время как шведы были купцами и аристократами.

После аннексии Финляндии в 1809 году приход Св. Марии стал быстро расти. В 1890-хх годах церковь вмещавшую 2400 верующих посещало до 17 тысяч человек. Пастор для богослужений приезжал из Финляндии. В 1842-1844 годах при храме была пристроена церковная усадьба. С 1860-годов при церкви возник сиротский приют для девочек. Постоянно действовали воскресные школы.

Церковь Св. Марии в начале XX века

После революции церковь Св. Марии сильно пострадала, потому что в холодную зиму 1919-1920 года у прихода не было средств для отопления помещения. Позднее, в начале 1920-хх годов здание все-таки удалось отремонтировать. До 1938 года храм продолжал работать. При приходе работало пять конфирмационных школ, которые посещало 800 человек. Лишь в 1938 году, накануне приближающейся войны церковь была закрыта. Все ценности прихода были переданы в Государственный Эрмитаж.

Долгое время в храме находилось общежитие со складом метелок в подвале. С 1970 году в церковном здание разместился Дом природы. Лишь в начале 1990-хх годов храм передали верующим.

Известной достопримечательностью церкви Св. Марии является орган. Первый орган в храме был выполнен мастером С.Г. Талом из Тарту и установлен в 1805 году. В 1876 году его сменил инструмент фирмы «Зауэр». Позднее этот инструмент был передан Тбилисской консерватории. Современный орган храма был изготовлен в Финляндии фирмой Мартти Портана. За его основу были взяты органы Готфрида Зилбермана - известного немецкого мастера органостроения. С декабря 2010 года в церкви Св. Марии проходят регулярные бесплатные органные концерты.

mob_info